Марк Аврелий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Марк Аврелий

161-180

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Марк Аврелий

 

Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), римский философ-стоик, император (с 161 года). Автор сочинения «К самому себе» (на древнегреческом языке), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики. Практицизм и скептицизм Марка Аврелия не позволили ему быть вполне последовательным стоиком. Стоическая философия сочетается у Марка Аврелия с некоторыми идеями эпикурейцев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объединяющим его в единое целое. У  Марка Аврелия сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отношение к миру как к богу и требование активного сотрудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, Марк Аврелий подчёркивает различие между внешним миром, не зависящим от человека, и собственным внутренним миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, в котором всё происходит согласно естественному закону, т. е. разуму всеобщей природы. Во многих записях, отступая от стоической доктрины, Марк Аврелий рассматривал человеческий разум как нечто полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеческое начало. В некоторых случаях разум признаётся божественным истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутренним божеством человека, как и у Посидония. Марк Аврелий не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у Марка Аврелия гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, некоторые платонические и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим местам увещательной литературы.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, Μ.,1914.

Литература: Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Münch., 1967.


Вернуться на главную страницу Марка Аврелия

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС