Манхейм, Карл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Манхейм, Карл

1893-1947

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Карл Манхейм

Манхейм, Карл (Mannheim), (1893-1947), немецкий социолог. Родился 27 марта 1893 в Будапеште. В 1930-1933 профессор социологии Франкфуртского университета. После прихода нацистов к власти покинул Германию и перебрался в Великобританию; доцент (1933) и профессор (1945) Лондонского университета (Высшей школы экономических наук). Один из основателей систематизированной научной социологии. Автор трудов "Свобода, власть и демократическое планирование" (1950), "Идеология и утопия" (1951). Умер в Лондоне 9 января 1947 года.

+ + +

МАНХЕЙМ Карл (1893-1947) — немецкий философ и социолог, с 1933 г. жил в Великобритании. Один из основателей «социологии знания» — концепции, утверждающей социальную обусловленность всех духовных образований и исследующей их социальные функции. На формирование взглядов Манхейма повлияли идеи неокантианства, феноменологии, марксизма. Основные работы: «Идеология и утопия». «Диагноз нашего времени», «Интеллигенция и ее роль в прошлом и настоящем».

В центре внимания Манхейма — проблемы сущности идеологии, изменений, происходящих в культуре XX в., социального предназначения интеллигенции, проблемы воспитания и образования. Манхейм различает частичную и тотальную идеологию. Частичная идеология — форма социального самосознания индивида или группы. К тотальной идеологии Манхейм относит господствующие идеологии эпохи. Основная функция тотальной идеологии — сохранение существующего социального порядка. Основная функция утопии — его разрушение. Утопия — такое же, как и идеология, «частичное» знание, которое пытается выдать свою одностороннюю позицию за абсолютную истину. Утопия и идеология взаимообратимы, изменение социальных условий меняет их местами, превращает утопию в идеологию. М. выделяет четыре типа утопического сознания: «оргиастический хилиазм анабаптистов» (веру в тысячелетнее царствование Бога и праведников на земле), «либерально-гуманистическую идею», «консервативную идею», «социалистически-коммунистическую утопию».

Интеллигенция («интеллектуалы»), по мнению Манхейма не укорененная в социальном бытии, в силу своеобразного социального положения способна корректировать идеологию, продуцировать критическое сознание, являющееся импульсом к разрушению старых утопий и созданию новых. Интеллигенция — необходимый инструмент социальной регуляции. Отношение к интеллигенции в обществе является косвенной формой принятия или отвержения тотальной идеологии — основной опасности нашего времени. Считая себя приверженцем «релятивизма» (в данном случае — концепции, рассматривающей социальную обусловленность и социальную ограниченность любой социальной позиции), Манхейм возлагает большие надежды на интеллигенцию, способную вырваться из оков социальной ограниченности и помочь политической элите проводить сбалансированную политику. М. вводит понятие «социальной технологии» — особой формы социального контроля, основанной на балансе социальных интересов и корректировке группового сознания.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 212-213.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС