Малышев Вячеслав Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Малышев Вячеслав Александрович

1902-1957

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

 

Малышев Вячеслав Александрович (03(16).12.1902 - 20.02.1957),
член партии с 1926 г., член ЦК с 1939 г., член Президиума ЦК 16.10.52-06.03.53 гг.
Родился в Усть-Сысольске ( г. Сыктывкар). Русский.
В 1934 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана.
До 1924 г. учился в техникуме, затем работал слесарем, машинистом.
С 1934 г. на инженерно-технических должностях: с 1938 г. директор Коломенского завода им, В. В. Куйбышева.
С 1939 г. нарком тяжелого машиностроения СССР, с 1940 г.-среднего машиностроения СССР, в 1941-1942 гг. и 1943-1945 гг. танковой промышленности СССР, одновременно в 1940-1944 гг. зам. Предс. СНК СССР.
В 1945-1947 гг. нарком (министр) транспортного машиностроения СССР.
С 1948 г. предс. Государственного комитета Совмина СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, с 1950 г. министр судостроительной промышленности СССР, в марте-июне 1953 г.- транспортного и тяжелого машиностроения, с июня 1953 г. - среднего машиностроения СССР, в 1955-1957 гг. предс. Государственного комитета Совмина СССР по новой технике, одновременно с 1947 г. по март 1953 г. и с декабря 1953 г. по 1956 г. зам. Предс. Совмина СССР. С
Депутат Верховного Совета СССР 1-4 созывов.
Герой Социалистического Труда (1944 г.), дважды лауреат Сталинской премии.
Генерал-полковник (1945 г.).
Похоронен на Красной площади в Москве.

Известия ЦК КПСС, 7 (306) июнь 1990

Известия ЦК КПСС № 7, 1990


Вячеслав Александрович Малышев, нарком тяжелого машиностроения и танковой промышленности

Малышев Вячеслав Александрович (3.12.1902, Усть-Сысольск Вологодской губернии - 20.2.1957, Москва), государственный деятель, генерал-полковник инженерно-технической службы (1944), Герой Социалистического Труда (1944), дважды лауреат Сталинской премии (закрытые присвоения). Сын учителя. Образование получил в Великолукском железнодорожном техникуме (1924) и МВТУ имени Н.Э. Баумана (1934). С 1918 помощник секретаря и секретарь народного суда (Великие Луки). В 1920-24 слесарь в железнодорожных мастерских. С 1924 слесарь железнодорожного депо Подмосковное (Московско-Белорусская железная дорога). В 1926 вступил в ВКП(б). В 1926-27 служил в РККА. С 1927 помощник машиниста, машинист в депо Подмосковное и Люблино. С 1934 - на Коломенском паровозостроительном заводе: за 5 лет прошел путь от конструктора до директора (прежде всего это было связано с массовыми арестами "вредителей" на заводе). Карьера М. шла очень быстро, именно в это время И.В. Сталин проводил замену старых хозяйственных кадров своими выдвиженцами, обязанными ему лично. Когда 5.2.1939 при разделении Наркомата машиностроения был создан Наркомат тяжелого машиностроения СССР, М. стал наркомом. С 1939 член ЦК ВКП(б). 17.4.1940 переведен на должность зам. пред. СНК СССР (до мая 1944). Одновременно 2.10.1940 - 11.9.1941 нарком среднего машиностроения СССР. После начала войны 11.9.1941 его наркомат преобразован в Наркомат танковой промышленности СССР. М. занимал этот пост до 29.12.1947 (с перерывом в 17.7.1942 - 28.6.1943), причем 14.10.1945 наркомат был переименован в Наркомат (с 1946 министерство) транспортного машиностроения СССР. С 9.12.1947 зам. пред. Совета министров СССР. Одновременно пред. Государственного комитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (янв. - дек. 1948, янв,-март 1949), министр машиностроения СССР (дек. 1948 - янв. 1949), министр судостроительной промышленности СССР (янв. 1950 - окт. 1952). 16.10.1952 М. стал членом Президиума ЦК КПСС. После смерти И. В. Сталина 6.3.1953 выведен из состава Президиума ЦК, а 15 марта снят с поста зам.пред. Совета министров и назначен министром транспортного и тяжелого машиностроения СССР (до июня 1953). Позже М. продолжал занимать руководящие посты в советской промышленности: министр среднего машиностроения СССР (июнь 1953 - февр. 1955), зам. пред. Совета министров СССР (7.12.1953 - 28.2.1955), пред. Государственного комитета Совета министров СССР по новой технике (май 1955 - февр. 1957), 1-й зам. Государственной экономической комиссии по текущему планированию народного хозяйства (дек. 1956 - февр. 1957). Был связан с разработкой ракетной и космической техники. Прах погребен в Кремлевской стене.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Слева направо: Д.Ф.Устинов, Б.Л.Ванников, А.И.Ефремов, В.А.Малышев, 1943

Из энциклопедии:

Малышев Вячеслав Александрович [3(16). 12.1902, Усть-Сысольск, ныне Сыктывкар,- 20.2.1957, Москва], советский гос. деятель, один из организаторов социалистич. пром-сти, ген.-полк, инж.-техн. службы (1945), Герой Социалистич. Труда (1944). Чл. КПСС с 1926. Окончил Великолукский ж.-д. техникум (1924), МВТУ им. Н.Э. Баумана (1934). В 1924-30 работал слесарем, паровозным машинистом. В 1934-39 конструктор, гл. инженер, директор Коломенского з-да им. В. В. Куйбышева. С 1939 нарком тяжёлого машиностроения. В 1940-44 зам. пред. СНК СССР. В 1941-56 нарком танковой пром-сти, мин. трансп. машиностроения, пред. Гос. комитета Сов. Мин. СССР по внедрению передовой техники в нар. х-во, мин. судостроит. пром-сти, мин. трансп. и тяжёлого машиностроения, мин. среднего машиностроения; одновременно в 1947-53 и 1954-56 зам. пред. Сов. Мин. СССР. С дек. 1956 первый зам. пред. Гос. экономич. комиссии СССР - министр СССР. В годы Великой Отечеств, войны внёс большой вклад в развитие оборонной пром-сти и массовый выпуск воен. техники и вооружения для фронта. Многое сделал для создания производств, базы на Востоке страны, сыгравшей решающую роль в мат.-техн. обеспечении Сов. Вооруж. Сил. В воен. время ярко проявился его незаурядный организаторский талант руководителя гос. мае штаба, сумевшего подчинить всю деятельность больших производств, коллективов выполнению решений Коммунистич. партии и Сов. пр-ва. После войны М. был одним из крупных организаторов внедрения науки в производство. Велики его заслуги в создании и развитии атомной пром-сти СССР. На 18- 20-м съездах партии М. избирался членом ЦК КПСС, в 1952-53 членом Президиума ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 1-4-го созывов. Дважды лауреат Гос. премии СССР. Награждён 4 орденами Ленина, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, а также медалями. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.


Легендарный нарком войны

Вячеслав Александрович Малышев был талантливым инженером-конструктором и крупным руководителем промышленного производства. Свой трудовой путь начинал на железной дороге машинистом. Инженерное образование получил в Московском Высшем техническом училище (МВТУ им. Баумана), которое окончил в 1934 году. Его защита диплома превратилась в творческое собеседование зрелого инженера В.А. Малышева с экзаменаторами. От своего учителя А.Н. Шелеста, члена государственной экзаменационной комиссии, тоже в свое время окончившего Высшее императорское техническое училище (так называлось до революции МВТУ), дипломник услышал лестное: «Да это же прирожденный директор!» И он им стал уже в мае 1938 года, в возрасте тридцати шести лет, когда по просьбе народного комиссара машиностроения А.Д. Брускина его назначили директором завода им. Куйбышева. Вячеслав Александрович вникал в каждую мелочь, он постоянно находился в производственных цехах и, если нужно, строго спрашивал за упущения. Но на Малышева народ не обижался, потому что в первую очередь он не щадил себя.

Как-то измученный замечаниями Малышева один из руководителей броневого главка в танкопроме обиделся и начал роптать:

— Да что вы, Вячеслав Александрович, все ругаете да ругаете! Может, мне лучше на завод вернуться?..

И тогда последовал ответ Малышева:

— Работайте. А я только дураков не ругаю — бесполезно…

А в это время события в мире и в стране развивались буквально в бешеном темпе…

В начале 1939 года произошла реорганизация производства. Наркомат был разделен на три новых: общего машиностроения, среднего машиностроения и тяжелого машиностроения. Малышева это коснулось впрямую. Его срочно вызвали в Москву, к Сталину. Вот как эти события описывает В. Чалмаев в книге «Малышев» из серии «Жизнь замечательных людей».

«Вызов в Москву для директора Коломенского завода им. Куйбышева был полной неожиданностью. Выехал немедленно на заводской машине, и, как на грех, в пути пришлось два раза менять баллоны. И как часто в таких случаях бывает, опоздал на прием к Сталину на целых полтора часа.

Сталин встретил его вопросом:

— Вы что, из Коломны через Тверь ехали?

Малышев объяснил причину опоздания:

— Да, техника подводит, когда ею не владеют…

— Мы вызвали вас, чтобы назначить народным комиссаром тяжелого машиностроения.

— Я на этот пост не готов, я и директором работаю всего год. Я могу быть свободен? — не найдя других слов, заговорил Малышев, волнуясь и еще не очень уверовав в свершившееся…

Разрядил ситуацию К.Е. Ворошилов, поймав нового наркома за руку, он дружески задержал его:

— Как это так свободен? А где же бутылка на наковальню? У нас, старых паровозников, в Луган-ске так раньше было, не знаю, как у вас в Коломне. Вот тогда и будешь свободен.

Так состоялось его назначение на пост наркома одной из самых тяжелых отраслей советской индустрии».

В подчинение бывшему директору завода были переданы 86 заводов, пять НИИ, четыре учебных института, двенадцать техникумов.

Аппарат наркомата тяжелого машиностроения состоял из 850 человек, 700 из которых были выдвинуты на новые должности.

В конце 1939 года три наркома: обороны —

К.Е.Ворошилов, тяжелого машиностроения — В.А. Малышев и среднего машиностроения заявили в ЦК о создании танков, равных которым нет мире. Речь шла о тяжелых танках, разрабатываемых в КБ на Кировском заводе, где над их созданием трудился коллектив во главе с главным конструктором Жозефом Котиным.

Макет этого танка в трехбашенном варианте был показан Сталину, Котин лично давал пояснения вождю по его конструкции.

Сталин неожиданно подошел к макету и, сняв одну башню, глуховато сказал: «Нечего делать из танка «Мюр и Мерилюз».

Работа над проектом была, как известно, прекращена, а танк КВ решено было делать однобашенным. Он вскоре прошел фронтовые испытания в Совет-ско-Финляндской войне. За действиями танков КВ при преодолении линии Маннергейма в первой линии наступающих войск наблюдали маршал С.К. Тимошенко, генерал-полковник К.А. Мерецков, секретарь Ленинградского обкома А.А. Жданов и главный танкист страны Д.Г. Павлов. Танки показали себя блестяще.

Во время короткой передышки с 3 августа 1939 года по 22 июня 1941 года, благодаря напряженному труду танкостроителей, конструкторов и рабочих, на вооружение в Красную Армию было поставлено 638 танков КВ и 1115 танков Т-34, которые успешно прошли всю войну, показав свои преимущества над немецкими машинами такого же класса.

Будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. Он сумел эвакуировать на Урал основную производственную базу по производству танков из Ленинграда (Кировский и Северный заводы), а также заводы из Сталинграда, Харькова и Москвы. Благодаря его кипучей энергии и напору часть заводов из других отраслей промышленности также были переключены на выпуск танков, в том числе судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горьком (директор завода Е.Э. Рубинчик, главный инженер Г.И. Кузьмин).

В 1943 году В.А. Малышев постановлением Государственного Комитета Обороны назначается наркомом танковой промышленности.

Человек кипучей энергии, он постоянно был на «поле боя» — в цехах, на полигонах, на фронте. И своей энергией он, как факел, зажигал сердца рабочих и инженеров, заставляя — ради фронта, ради Победы — работать на пределе человеческих возможностей. Себя он щадил меньше всего — и танковые заводы выполняли и перевыполняли план. Ведь танки нужны были фронту.

В.А. Малышев часто бывал на фронтах, в танковом корпусе А.Л. Гетмана, в войсках, обороняющих Сталинград. На Сталинградском тракторном заводе, выпускающем танки, вместе со своим заместителем Гореглядом они оказались буквально на передовой — на их глазах немецкие танки, атакуя, чуть не прорвали нашу оборону. Ситуация сложилась критическая. Тогда прямо из сборочного цеха, лязгая гусеницами, в бой пошли еще не окрашенные, страшные, завод-ские танки — все, что могло двигаться и стрелять. Свыше 50 машин под командованием инженера-технолога завода. «Ничего подобного мы не видели, — вспоминал впоследствии адъютант Паулюса, полковник В. Адам. — Генерал Виттерсгейм предложил командующему 6-й армии отойти от Волги. Он не верил, что можно взять этот гигантский город».

Так воевал во главе танкостроителей страны полководец танкопрома генерал-полковник инженерно-технической службы В.А. Малышев. Это под его руководством шли в стратегическое наступление на фронтах Великой Отечественной танковые армады в составе 86 тысяч танков и 23 тысяч самоходных артиллерийских установок. Стальные воины Т-34, КВ, ИС, а также САУ-76 и 85, СУ-100, САУ-122 мм, САУ-152, называемые зверобоями, стали героями многих решающих сражений. И в завершение рассказа о Вячеславе Александровиче Малышеве приведу высказывание члена Государственного Комитета Обороны А.И. Микояна, сделанное им в 1977 году, на мой взгляд, очень точно характеризующее сталинского наркома:

«Я с ним познакомился, когда он стал наркомом и зампредом совнаркома. Особенно мне он понравился во время войны. Мне было любо смотреть на него, с каким огоньком он работал, став наркомом танковой промышленности. Он был не только знающим инженером, но и большим организатором, а инженерно-организаторская деятельность очень важная в наших условиях. Хороших инженеров много, а крупных организаторов-инженеров мало, даже очень мало. Это не только из-за опыта его, но и личного дарования.

В конце войны все мы убедились, каким талантливым организатором был Малышев, каким пламенным руководителем, умевшим собрать вокруг себя талантливых людей и выполнить то, что возлагалось на него. И не случайно, когда встал вопрос о создании в СССР атомной промышленности, именно Малышев был направлен в качестве руководителя вновь создаваемой отрасли».

Юрий Горьков. Битва в тылу


Литература:

Абрамов А. С. У Кремлевской стены, М., 1974, с. 234-235.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС