Макробий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Макробий

IV-V вв.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Макробий

Макробий (Ambrosius Theodosius Macrobius) — римский писатель и философ IV-V вв. от P. X. Вероятно, был высоким государственным чиновником и занимал пост префекта претория в Италии в 430 г. Макробий входил в группу римских сановников и аристократов, которая под предводительством Симмаха в сенате отстаивала веру в языческих богов и стояла на страже традиционной греко-римской культуры. Для своего сына Евстахия Макробий написал «Комментарии ко сну Сципиона» («Commentaril in somnium Scipionis»), обширный комментарий к отрывку из несохранившейся книги Цицерона «О государстве», в котором изложил свои неоплатонические взгляды. Важнейшим произведением Макробия были «Сатурналии» («Saturnalia») в 7 книгах, не все из которых сохранились полностью. В этой работе он изложил в форме застольной беседы философов большой запас сведений, почерпнутых у греческих и римских авторов, имена которых часто не названы, но прежде всего из Плутарха и Геллия. В «Сатурналиях» собеседники обсуждают среди прочего происхождение и развитие Сатурналий, римский календарь, мифологические и религиоведческие вопросы; рассказывают забавные истории. Кроме того, они обсуждают вопросы из области астрологии, философии и священного права, искусство ворожбы, риторическое искусство, а также отношение Вергилия к греческим поэтам, особенно к Гомеру, равно как и к римским предшественникам; занимаются интерпретацией отдельных стихов и другими мелкими вопросами. «Сатурналии» представляют собой подражание античным образцам, сознательно игнорирующее христианство и современные события. Макробий не являлся оригинальным исследователем, он лишь собирал и объединял чужие мысли, но таким образом сохранил для нас множество отрывков из различных древних авторов, произведения которых утрачены. Произведение Макробия «О различиях и сходствах между греческими и латинскими словами» («De differentiis et societatibus Graeci Latinique verbi») известно сегодня только по позднейшим цитатам.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.13-14.


Макробий Амвросий Феодосий (Macrobius Ambrosius Theodosius), (5 в.) – языческий латинский автор, эклектик и популяризатор. Сохранились его три работы: Комментарий на «Сон Сципиона» Цицерона, «Сатурналии» (частично), «О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов» (фрагменты). Цель Комментария – не столько разъяснить сам текст Цицерона, сколько изложить в популярном виде различные греческие теории. Большая их часть укладывается в традицию неоплатонизма, но различимо влияние стоицизма, неопифагореизма, герметической философии. Источниками Макробия служили тексты Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, которые он кратко пересказывает. Макробий обсуждает сходство и различия в изображении государства у Платона и Цицерона, защищает использование мифа в философии, дает классификацию типов снов, заимствованную у Артемидора. Отдельные главы Комментария посвящены пифагорейской арифметике, космографии, географии, гармонии и др. Представлена намеченная Плотином и разработанная Порфирием иерархия добродетелей, образующих четыре ступени: добродетели гражданские, философские (названные «очищающими»), добродетели уже очищенного духа и архетипические. В основе картины универсума, излагаемой Макробием, – неоплатоническая триада: Бог – Ум – Душа (Мировая). Душа творит космос: в высших проявлениях она создает божественные небесные тела и наделяет их умом, а на низшем уровне производит индивидуальные души, которые впоследствии вселяются в земные тела. Процесс нисхождения души через небесные сферы в земное тело сопровождается приобретением ею тех или иных качеств. Земное тело – темница для души, смерть тела означает возвращение души к подлинной жизни. Будучи в теле, душа правит им, она – «подлинный человек» и «бог».

Основные темы «Сатурналий», написанных в жанре застольных бесед, – литературная критика Вергилия и солнечный монотеизм. Вслед за Юлианом Макробий показывает, что Солнце – это «ум мира» и все божества греческой, римской и египетской религии – суть проявления одного бога – Солнца.

М.С. Петрова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 479-480.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Рим в IV веке н.э. (хронологическая таблица).

Рим в V веке н.э. (хронологическая таблица).

Все римляне (биографический указатель в алфавитном порядке)

Римские императоры (биографический указатель в хронологическом порядке)

Сочинения:

Macrobius, ed. J.Willis, 1963;

De Verborum Graeci et Latini Differentiis vel Societatibus Excerpta, ed. P.De Paolis, 1990;

в рус. пер.: Комментарий на «Сон Сципиона» (фрагменты). – В кн.: Историко-философский ежегодник 95, 96. М., 1996, 1997;

в сб.: Знание за пределами науки. М., 1996;

Сатурналии. – В сб.: Очерки истории римской литературной критики. М., 1963.

Литература:

Лосев А.Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития. М., 1992, кн. 1, с. 140–152;

Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992;

Петрова М.С. Натурфилософия в Комментарии на «Сон Сципиона» Макробия. В сб.: Философия природы в Античности и в Средние века, ч. 1. М., 1998.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС