Макарий (Булгаков)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Макарий (Булгаков)

1816-1882

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Макарий (Булгаков)

Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков), митрополит [19 сентября (1 октября) 1816, с. Сурково Курской губ. – 9(21) июня 1882] – русский богослов и историк Церкви. Учился в Белгородском духовном училище, Курской семинарии, Киевской духовной академии; с 1842 переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где возведен в экстраординарного, а затем ординарного профессора. После наречения в епископа Винницкого занимал несколько епископских кафедр, с 1879 митрополит Московский и Коломенский. Курс Макария «Введение в православное богословие» (1847) отличается четкой классификацией богословских дисциплин (впервые в русском богословии), которые делятся на «предварительные» (или источниковедческие), «составные» (или фундаментальные) и «прикладные» (или вспомогательные). В курсе «Православно-догматическое богословие» (1849–53) различаются «богословие в теснейшем смысле» (учение о Божественной сущности и атрибутах) и «учение о Боге как Искупителе человеков» (Бог в Его отношении к миру).

В.К. Шохин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 477.


Макарий (до монашества - Михаил Петрович Булгаков) (16.IX.1816 - 9.VI.1882) - русский ученый иерарх, историк церкви и богослов; епископ; митрополит московский (1879-1882). Академик (с 1854 года), член многих ученых обществ. Сын сельского священника Курской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. Долго преподавал русскую историю (церковную и гражданскую) и богословие в Киевской и Петербургской духовных академиях. Автор многих сочинений по истории русской церкви и догматическому православному богословию.

С. С. Дмитриев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: История рус. церкви, т. 1-12, 1866-83 (доведена до сер. 17 в.); История рус. раскола, известного под именем старообрядства, СПБ, 1855; История христианства в России до равноапостольного кн. Владимира, СПБ, 1846.

Литература: Титов Ф., Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, т. 1-2, К., 1895-1903.


Макарий (Булгаков), митрополит, (19.09[1.10].1816—9[21].06.1882), историк, богослов, публицист. Родился в с. Сурово Новооскольского у. Курской губ. в семье священника. В 1831 окончил Курское духовное училище, в 1837 — Курскую семинарию, в 1841 — Киевскую духовную академию (на последнем курсе принял монашество с именем Макарий), во время обучения в которой начал писать «Историю Киевской академии» (опубл. частично — «Маяк», 1843), исследовавшую вклад этой академии в российское просвещение (книга получила высокую оценку М. П. Погодина, П. А. Плетнева). С 1842 бакалавр Петербургской духовной академии; с 1844 профессор, в 1850—57 ее ректор. Одновременно редактор журнала «Христианское чтение» (1850—57), в 1861 основал журнал «Духовный вестник» (Харьков). С 1854 академик по отд. русского языка и словесности АН, с 1866 действительный член Общества любителей российской словесности. Все эти годы в глазах современников митр. Макарий не только церковный деятель и богослов (епископ с 1857, архиепископ с 1859, в 1879—82 митрополит Московский и Коломенский), но и проповедник-публицист, откликавшийся на вопросы общественной жизни (речи и проповеди о создании судебных учреждений, открытии земских собраний и др.); выступает с речами по поводу культурных событий: «Слово в день столетнего юбилея Н. М. Карамзина» (1866), «Слово в день столетнего юбилея И. А. Крылова» (1868), «Речь на открытие памятника Пушкину…» (1880) — все вошли в сб. «Слова и речи» (СПб., 1890). Труды и имя митр. Макария упоминаются многими русскими писателями (А. С. Хомяков, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов). В 1879 Толстой беседовал с митр. Макарием о вере и, отозвавшись о нем в письме к Н. Н. Страхову от 4 окт. 1879 как о «прекрасном» и «умном» человеке, заключил: «…но я больше еще укрепился в своем убеждении».

В фундаментальной «Истории русской церкви» (т. 1—12, СПб., 1857—83; 2-е изд., СПб., 1868—1910) исследовал и опубликовал множество неизвестных и малоизвестных произведений русской духовной словесности. Анализу памятников древней письменности и литературной деятельности духовных писателей посвятил статьи: «Три памятника русской духовной литературы 11 в. (1849), «Преподобный Феодосий Печерский как писатель» (1855), «О Григории Цамблаке, митрополите Киевском, как писателе» (1857).

Гумеров Ш.

+ + +

МАКАРИЙ, (в миру Булгаков Михаил Петрович), митрополит Московский и Коломенский (19.09[1.10].1816—9[21].06.1882), богослов, историк Церкви. Родился в Курской губ., в семье священника. В 1831 окончил Белгородское духовное училище, затем среднее (философское) и высшее (богословское) отделения Курской семинарии и Киевскую духовную академию. В 1841 принял иеромонашество. В 1842 переведен в С.-Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук, где преподавал как бакалавр, а потом в качестве экстраординарного и ординарного профессора с возведением в сан архимандрита (1843—50). В 1850—57 — ректор академии. Назначался затем епископом Тамбовским, Харьковским, архиепископом Литовским и Виленским (с 1868). В 1879—82 — митрополит Московский и Коломенский. Основал в Харькове «Духовный вестник», редактировал «Христианское чтение». Избран академиком в Императорскую академию наук (1854) по отделению русского языка и словесности. Написал сочинение «Рассуждение о возможности метафизики», где отвергаются возражения против метафизики и отстаивается концепция врожденных идей перед лицом эмпирической философии. В Киеве он изучал философию у И. М. Скворцова, И. Г. Михневича, П. С. Авсенева. Среди академических сочинений Макария можно различать историко-философские (о понятии Бога у досократиков, о главных недостатках философии Платона, об эклектизме в раннехристианскую эпоху) и философско-догматические (о возможности различения души и духа, Промысла общего и частного и др.). Богословскую школу Макарий проходил в Киевской академии у архим. Димитрия (Муратова). Впоследствии Макарий вносит своеобразие в понимание ряда проблем. В отличие от своего учителя, он привлекает для обоснования божественности христианства не только новозаветный, но и ветхозаветный материал. Значительно обстоятельней очерчивает систему богословских наук — фактически впервые на столь солидном уровне в истории русского богословия. Автор 12-томной «Истории Русской церкви» и 5-томного «Православно-догматического богословия». По словам историка русского богословия Г. Флоровского, «большая догматика» Макария «до сих пор остается в употреблении», и хотя этот труд не отличался большой самостоятельностью (да в этом и не было надобности), важно было, что впервые такой богатый и строго обоснованный материал был изложен по-русски, в общедоступном виде. И с этой стороны вполне оправдан и понятен восторженный отзыв о Макариевой догматике Иннокентия Херсонского для Академии наук: «Богословие этой книгою введено в круг русской литературы».

Алексеев П.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

История Киевской духовной академии. СПб., 1843; История христианства в России до равноапостольного кн. Владимира как введение в историю Русской церкви. СПб., 1846; Введение в православное богословие. СПб., 1847; Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1849; История русского раскола старообрядчества. СПб., 1854; История Русской церкви. Т. 1—12. СПб., 1857—83; Слова и речи Макария, митрополита Московского, произн. в 1841—68. СПб., 1891; Полн. собр. проповеднич. тр. Макария. Сергиев Посад, 1914.

Литература:

Титов Ф., Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, т. 1-2, К., 1895-1903.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС