Львов Николай Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Львов Николай Александрович

1751-1803

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Львов, Николай Александрович [4(15).III.1751 – 22.XII.1803 (3.I.1804), Москва] – деятель русской культуры, поэт, переводчик, архитектор, график, ботаник. Член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств. Вокруг Л. группировался литературный кружок (И.И.Хемницер, В.В.Капнист, Г.Р.Державин, позднее И.И.Дмитриев), кружок художников (Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, П.П.Чекалевский, И.А.Иванов и др.), кружок музыкантов (И.Прач, Е.И.Фомин, Дж.Сарти, С.М.Митрофанов и др.). Писать стихи Л. начал в юности. На его стихах сказалось влияние отчасти сентиментализма (стих. «Музыка, или Семитония», 1796, и др.), отчасти –зарождавшегося русского романтизма (баллада «Ночь в чухонской избе на пустыре», 1797). Чертами острой социальной сатиры отмечены поэма «Русской 1791» (1791), басни, повесть «Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, маия 8» (опубликована 1805) и др. Стремясь приблизить русскую поэзию к народному творчеству, Л. применял народную лексику и тонические размеры, неразрывно связанные с народной музыкой (поэма «Добрыня, богатырская песнь», 1796, опубликована 1804, и др.). Л. издал один из первых переводов исландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793) «Стихотворений Анакреона Тийского» (1794) с теоретическим предисловием и примечаниями. Переводил также сонеты Петрарки, оды Сафо, либретто оперы Паизиелло «Нина, или С ума сошедшая от любви» (до 1792).

Л. создал тексты для комических опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Ямщики на подставе» (изд. и пост. 1787) с записанными им ямщицкими песнями, аранжированными и оркестрованными Е.И.Фоминым, «Милет и Милета» (1796), остросатирическую пьесу в стиле народного балаганного действа «Парисов суд» (1796). В ремарках своих комических опер, в «Прологе» к открытию Российской академии (1793) Л. оказался одним из первых авторов тематических «программ» для симфонической музыки. Л. составил двухтомный нотный сборник песен, гармонизированных И.Прачем: «Собрание русских народных песен с их голосами, на музыку положил Иван Прач» (1790). В «предуведомлении» к нему Л., оценив русские песни как одну из богатейших форм национальной культуры, указал (первым в России) на специфику многоголосия русской песни и на связи напевов с народной поэзией. Л. нашел и опубликовал с предисловием две ценные летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рурика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробный русский летописец от начала России до Полтавской баталии» (1798). Первой ныне присвоено наименование «Львовская летопись». Сочинения Л. дважды цитировал А.С.Пушкин.

Использованы материалы кн.: Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.4, М., 1967.


Н. А. Львов.

Львов Николай Александрович (1751-22.12.1803), архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант. Из дворян.

В 1773 Львов поступил в Измайловский полк. Много занимался самообразованием. С к. 1770 вокруг Львова сложился круг людей, объединенных общностью взглядов, творческих поисков, жизненных позиций (Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Е. И. Фомин и др.).

Львов, один из эрудированных и остроумных людей своего времени, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравером и рисовальщиком. В 1783 Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 был почетным членом Академии художеств.

Как архитектор Львов известен своими постройками в Петербурге (Невские ворота Петропавловской крепости (1784-87), здание Почтамта (1782-89), церковь “Кулич и Пасха”, дом Державина на Фонтанке), Приоратский дворец в Гатчине (1798-99), Борисоглебский собор в Торжке (1785-96), усадебные комплексы в Тверской, Новгородской и Московской губ.

В архитектурном творчестве был приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио (перевел и издал трактат “Четыре книги Палладиевой архитектуры”). Талант Львова-конструктора проявился в поисках новых строительных материалов, разработке способов землебитного строения, отопления и вентиляции зданий. Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг: от трудов о печах и каминах и об употреблении земляного угля до “Летописца великого русского” и известного сборника “Собрание русских народных песен с их голосами” (1790), которому автор предпослал свой трактат “О русском народном пении”. Большой интерес он проявлял к проблеме народности, что нашло отражение в его либретто к комической опере Е. И. Фомина “Ямщики на подставе” (1787). Он являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.

Л. Н. Вдовина

Русское небо


Свято-Николаевский храм в Диканьке. Архитектор Н.А. Львов.

ЛЬВОВ Николай Александрович (4[15].03.1751—22.12.1803 [3.01.1804]), поэт, переводчик, архитектор, график, ботаник. Член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств. Вокруг Львова группировался литературный кружок (И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, позднее И. И. Дмитриев), кружок художников (Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, И. А. Иванов, П. П. Чекалевский и др.), кружок музыкантов (И. Прач, Е. И. Фомин, Дж. Сарти, С. М. Митрофанов и др.). Писать стихи Львов начал в юности. На его стихах сказалось влияние отчасти сентиментализма (стих. «Музыка, или Семитония», 1796, и др.), отчасти — зарождавшегося русского романтизма (баллада «Ночь в чухонской избе на пустыре», 1797). Чертами острой социальной сатиры отмечены поэма «Русской 1791» (1791), басни, повесть «Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, маия 8» (опубл. 1805) и др. Стремясь приблизить русскую поэзию к народному творчеству, Львов применял народную лексику и тонические размеры, неразрывно связанные с народной музыкой (поэма «Добрыня, богатырская песнь», 1796, опубл. 1804, и др.). Львов издал один из первых переводов исландской саги «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго» (1793), «Стихотворений Анакреона Тийского» (1794) с теоретическим предисловием и примечаниями. Переводил также сонеты Петрарки, оды Сафо, либретто оперы Панзиелло «Нина, или С ума сошедшая от любви» (до 1792).
Львов издал тексты для комических опер: «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Ямщики на подставе» (изд. и пост. 1787) с записанными им ямщицкими песнями, аранжированными и оркестрованными Е. И. Фоминым, «Милет и Милета» (1796), остросатирическую пьесу в стиле народного балаганного действа «Парисов суд» (1796). В ремарках своих комических опер, в «Прологе» к открытию Российской академии (1793) Львов оказался одним из первых авторов тематических «программ» для симфонической музыки. Львов составил двухтомный нотный сборник песен, гармонизованных И. Прачем: «Собрание русских народных песен с их голосами, на музыку положил Иван Прач» (1790). В «предуведомлении» к нему Львов, оценив русские песни как одну из богатейших форм национальной культуры, указал (первым в России) на специфику многоголосия русской песни и на связи напевов с народной поэзией. Львов нашел и опубликовал 2 ценные летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рурика до кончины Иоанна Васильевича» (1792) и «Подробный русский летописец от начала России до Полтавской баталии» (1798). Первой ныне присвоено наименование «Львовская летопись». Сочинения Львова дважды цитировал А. С. Пушкин.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Львов Николай Александрович (4.3.1751- 22.12.1803), поэт, переводчик, архитектор, тайный советник, действительный член Российской Академии (1783). Из дворян. Около 1769 вступил в бомбардирскую роту лейб-гвардии Измайловского полка, посещал полковую школу. Увлекался литературой и искусством. Вокруг Львова сложился кружок молодых литераторов (Н.П. Осипов, братья Н.С. и П.С. Ермолаевы и др.). В это же время Львов познакомился с В.В. Капнистом, И.И. Хемницером, позднее с М.Н. Муравьевым и Г.Р. Державиным. Вместе с директором Горного департамента и Горного училища М.Ф. Сой-моновым и Хемницером Николай Львов в 1777 совершил заграничное путешествие (Германия, Голландия, Франция), где знакомился с памятниками архитектуры и искусства. После возвращения в Россию Львов при содействии дипломата П.В. Бакунина поступил в Коллегию иностранных дел, пользовался покровительством графа А.А. Безбородко; с 1763 «главный присутствующий в Почтовых дел правлении». В кругу литераторов (Державин, Капнист, Хемницер, А.В. Храповицкий, Муравьев, A.M. Бакунин, позднее - А.Н. Оленин) Львов считался «гением вкуса»; помогал своим друзьям советами, часто правил их рукописи. К кружку литераторов примыкали и близкие по взглядам художники - Д.Г. Левицкий (идеи Львова использованы Левицким при исполнении портрета императрицы Екатерины II по заказу Безбородко), В.Л. Боровиковский и др. Львов - автор текстов комических опер «Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778), «Ямщики на подставе» (издана и поставлена в 1787) с записанными Львовым ямщицкими песнями, оранжированными и оркестрованными Е.И. Фоминым, «Милет и Милета» (1796), остросатирической пьесы «Парисов суд» (1796). В литературном наследии Львова -шутливые поэмы, лирические стихотворения, дружеские послания («Ботаническое путешествие на Дудерову гору»). В 1780-х гг. развернулась архитектурная деятельность Львова: в 1780 утверждены проекты собора Св. Иосифа в Могилеве (сооружен в память встречи императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом II; 1781-1798) и Невских ворот Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1784-1787); построил Троицкую церковь («Кулич и Пасха», 1785-1787), здание Почтамта в Санкт-Петербурге (1782-1889), Борисоглебский собор в Торжке (1785-1791) и др. В 1780-х гг. Львов проектировал и строил усадебные сооружения, в т.ч.: церковь и колокольня в селе Арпачево (1783-1791) в Тверской губернии; Троицкая церковь в селе Александровском (1785-1787), церкви села Мурина (1786-1790) в Санкт-Петербургской губернии; дома, мавзолей и хозяйственные постройки в Никольском; ансамбль Александровской дачи близ Павловска (начало 1780-х гг.); усадьба в Знаменском (Раек); Летний домик в Ляличах; проекты церквей в Выборге, Валдае и Колывани; ряд жилых домов в Санкт-Петербурге и Москве (в т.ч. в 1785-1787 дом А.Р. Воронцова на Немецкой улице, не сохранился). В те же годы работал над проектами зданий Кабинета и Казанского собора в Санкт-Петербурге. В 1786 Львову присуждено звание почетного члена Академии художеств. Автор «образцовых проектов» почтовых станций для губернских и уездных городов (построены в Твери, Торжке). Львов много лет собирал и изучал русские народные песни, в 1790 издал «Собрание народных русских песен с их голосами» в музыкальной обработке И. Прача. В «предуведомлении» к сборнику Львов, оценив русские песни как одну из богатейших форм национальной культуры, указал (одним из первых в России) на специфику многоголосья русской песни и на связи напевов с народной поэзией. В Суздале, разбирая старинные рукописи Спасо-Евфимиева монастыря, Львов обнаружил, а позднее опубликовал две летописи: «Летописец Русский от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича» (части 1-5, 1792) и «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии» (части 1-4,1798-1799), в предисловии к которой Львов высказал свой взгляд на историческую науку. При изучении истории, по мнению Львова, важны легенды, предания, песни, которые дополняют «картину века». Львов полагал, что историк «в целом должен видеть одно исполинское лицо, которого он портрет пишет». Издал один из первых переводов исландской саги «Песнь поверженного витязя Гарольда Храброго» (1793), «Стихотворения Анакреона Тийского» (книги 1-3, 1794) с предисловиями и примечаниями. Переводил сонеты Петрарки, оды Сафо, либретто оперы Паизиелло «Нина, или С ума сошедшая от любви» (до 1792); собирал материал для «Словаря художников и художеств» (не сохранился). Одновременно с литературной и издательской деятельностью Львов проявил себя как иллюстратор, рисовальщик и гравер (иллюстрирование сочинений Державина, архитектурные зарисовки и др.). Львов - автор рисунка орденов Св. Владимира (1782) и Св. Анны (1797). Разнообразная деятельность Львова сочеталась с поездками (в Бранденбург, Италию, Испанию; в 1787 состоял в свите императрицы Екатерины II во время ее поездки в Крым). В 1786 Львов командирован в Боровичи для поисков каменного угля в Валдайских горах. На берегу реки Мета обнаружил «превеликое множество и хорошей доброты угля»; добытый уголь был доставлен водным путем в Санкт-Петербург и оказался годным не только для хозяйственных нужд, но и «на заводское дело» (для обжига кирпича и извести, для винокуренных, стекольных и других заводов). Одновременно Львов представил образцы из Московского бассейна и Донбасса. В 1799 Львов опубликовал (анонимно) книгу «О пользе и употреблении русского земляного угля», в которой доказывал выгоду использования отечественных природных богатств. Занимаясь проблемами разработки каменного угля, Львов предложил «добывать» из его мелких отходов «горячую серу», необходимую для изготовления пороха, а также смолу для смазывания и предохранения от порчи снастей и подводной части кораблей. Изобрел новый строительный материал для кровель, так называемый каменный картон. Вопросам отопления и вентиляции зданий посвящена его книга «Русская пирос-татика, или Употребление испытанных уже воздушных печей и каминов...» (части 1-2, 1795-1799). Львов разработал способ возведения глинобитных домов и добился издания указа от 21.8.1797 об учреждении в селе Никольском под его руководством училища землебитного строения для обучения крестьян с целью доставления сельским жителям «здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ и соблюдения лесов в государстве» (до 1802 училище подготовило 377 мастеров, 87 подмастерьев и 351 ученика). В 1798-1799 построил в Гатчине землебитный Приоратский дворец. В 1803 Львов командирован на Кавказ для обследования минеральных источников и устройства там водных лечебниц. Во время поездки Львов изучал памятники истории и архитектуры; в путевых тетрадях Львова сохранились изображения домика Петра I и деревянной церкви в Липецке, деревянной церкви и ее деталей в Керчи, вид крепости Еникале и др. В Фанаго-рии был сооружен памятник Львову из разных «примечания достойных остатков древних камней» (в т.ч. и Тмутараканский камень).

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005


Сочинения:

Русская поэзия. Собрание произведений русских поэтов, под ред. С.А.Венгерова, т. 1, СПб, 1897;

Артамонова З., Неизданные стихи Н.А.Львова, в кн.: Литературное наследство, т. 9-10, М., 1933;

Неизданные стихи и письма в приложении к неопубликованной диссертации Н.И.Никулиной «Н.А.Львов – прогрессивный деятель русской культуры конца XVIII - начала XIX веков, Л., 1952, (Б-ка им.Ленина);

Поэты XVIII века, 3 изд., т. 2, 1958.

 

Литература:

Строев Н., Львов Н.А., «Русский биографический словарь», т. 10, СПб, 1914;

Ливанова Т.Н., Русская музыкальная культура XVIII века…, т. 1-2, М., 1952-1953 (см. указатель имен).

 

В одной популярной телепередаче ведущий показывал зрителям панораму одного латиноамериканского города и рассказывал, что в городе этом мэр запретил внешнюю рекламу, и теперь, - иронизировал далее ведущий - серые бетонные массивы зданий ничто не загораживает. И действительно, в панораме города преобладала серая бетонная масса, довольно-таки мрачная. А стоило бы ее несколько раскарсить внешней рекламой! Многие другие города дают тому образец. Вот, например, по развитию внешней рекламы Львов еще не сильно продвинут, но вы можете принять участие в этом процессе.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС