Ликург
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Ликург

IX-VIII вв. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ликург

Ликург, легендарный спартанский законодатель, живший предположительно в 9 или 8 вв. до н.э. Греки возводили к нему государственное устройство Спарты. В античности считалось, что Дельфийский оракул повелел Ликургу изменить образ правления в Спарте по образцу дорических государств на Крите. Поэтому к нему возводят учреждение герусии (совета старейшин) и апеллы (народного собрания). Ликург якобы военизировал Спарту и ввел фидитии, общие трапезы, обязательные для всех спартанских мужчин. Созданное Плутархом  "Жизнеописание Ликурга", хотя это и весьма занимательное чтение, лишено какой-либо исторической достоверности.

+ + +

Ликург (Lyxourgos) - легендарный древне-спартанский законодатель, деятельность которого обычно относят к 9-8 векам до н. э. Сведения о происхождении Ликурга разнообразны и противоречивы. Согласно Плутарху, он был дядей и воспитателем малолетнего царя. Греческая традиция, особенно авторы 5-4 веков до н. э., приписывает Ликургу создание почти всех институтов спартанского общественного и государственного устройства, действительное оформление которых было результатом длительного исторического процесса, связанного с переходом от первобытнообщинного строя к классовому рабовладельческому обществу. Ликургу приписывается разделение лаконских земель с прикрепленными к ним илотами на равные более крупные участки для спартиатов и более мелкие - для периэков, создание совета старейшин (герусии), народного собрания (апеллы), введение общественных трапез, суровых методов воспитания детей и т. д. Под лозунгом восстановления строя Ликурга проводились в 3 веке до н. э. реформы царей Агиса IV и Клеомена III. В Спарте существовал особый культ Ликурга как бога света.

И. В. Поздеева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Ликург (IX-VIII вв. до н.э.) - легендарный законодатель Спарты. Античная традиция донесла до нас разноречивые сведения о его жизни. Так, по Плутарху, он был младшим сыном спартанского царя Эвнома и происходил из рода Эврипонтидов. Когда умер его старший брат Полидект, царь Спарты, Ликург стал опекуном его маленького сына Харилая (по Геродоту, Леобота). Враги и недоброжелатели обвинили его в стремлении к узурпации власти. Во избежание их козней Ликург оставил Спарту и отправился путешествовать. Долгое время он жил на Крите, посетил Египет и греческие города в Малой Азии. По возвращении на родину он приступил к проведению реформ государственного устройства Спарты.
По законам, написанным Ликургом, полноправными гражданами Спарты считались только спартиаты - потомки дорийцев, вторгшихся в Пелопоннес в XII-XI вв. до н.э. Ко второй группе населения относились периэки — лично свободные, но лишенные политических прав люди; основными их занятиями были ремесло и торговля. Третью группу составляли рабы-илоты из числа покоренных дорийцами жителей Лаконики и Мессении. Вся плодородная земля была поделена на 9000 клеров (наделов), которые были розданы спартиатам. На территории каждого клера проживало по несколько семей илотов, обеспечивавших всем необходимым спартиата и его семью.
Для поддержания режима жесткой эксплуатации подневольного населения Ликург превратил общину спартиатов в военный лагерь, члены которого были подчинены суровой дисциплине. По законам Ликурга, все без исключения спартиаты несли военную службу. С 7-летнего возраста до 20 лет мальчики проходили общественное воспитание. Они объединялись в агелы (стада); воспитатели подвергали их постоянной муштре, обучали военному делу, приучали к выносливости, неприхотливости, хитрости, жестокости и строгой дисциплине. С 20-летнего возраста спартиат становился полноправным членом общины и до 60 лет обязан был служить в войске. Взрослые спартиаты в обязательном порядке участвовали в ежемесячных сисситиях (общественных трапезах), что поддерживало у них дух коллективизма. С этой же целью спартиаты объединялись в эномотии - военные подразделения из 25-36 человек, связанных взаимной клятвой, и триакады - подразделения в 30 человек.
Законодательство Ликурга внесло существенные изменения и в организацию государственного управления. Были сохранены функции народного собрания (апеллы), в котором принимали участие все достигшие совершеннолетия спартиаты. По-прежнему общиной спартиатов управляли два царя, которые командовали войском во время войны и были служителями религиозных культов. Ликург основал герусию (совет старейшин), в состав которой входили оба царя и 28 наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. Герусия считалась высшим органом власти в Спарте. Наряду с герусией Ликург учредил должность эфоров, которые избирались народным собранием сроком на год в количестве 5 человек. Эфоры обладали большой властью: они имели право созыва герусии и апеллы, ведали делами внешней политики, выполняли судебные функции и осуществляли надзор за поведением спартиатов, следя за неукоснительным исполнением законов. Эфоры могли даже отменять решения спартанских царей.
Согласно преданию, Ликург изъял из обращения золотую и серебряную монету, заменив ее тяжелыми и неудобными железными оболами. Он также наложил строжайший запрет на производство и потребление предметов роскоши и поставил вне закона ввоз в Спарту товаров из других стран.
Ликург дожил до глубокой старости. Умер он за пределами родины, останки его были перенесены в Спарту, а позже спартанцы построили ему храм и почитали его, как бога. Законы Ликурга оставались действенными в Спарте в течение 500 лет.

Полибий о Ликурге и его законах:

"Мне кажется, что установленные Ликургом законы и принятые им меры были превосходны для обеспечения единодушия граждан, для ограждения Лаконики, наконец, для прочного водворения свободы в Спарте, так что дело его, по-моему, скорее божеского разума, а не человеческого. Равенство земельных участков, простота и общность жизни должны были вводить благонравие в частные отношения граждан, а государство предохранять от междоусобиц, с другой стороны, трудные и опасные упражнения должны были сделать граждан крепкими и мужественными. Когда в душе ли одного человека, или в пределах одного государства соединятся вместе такие свойства, как мужество и благонравие, тогда трудно зародиться какой-либо напасти в среде граждан, нелегко и иноземному врагу покорить их. Вот какими мерами и каким государственным устройством Ликург уготовал прочную безопасность для всей Лаконики, а самим спартанцам обеспечил свободу на долгое время. Однако, мне кажется, он совсем не позаботился о приспособлении своего государства, как в общем, так и в частностях, к завоеванию иноземцев, к господству над ними и вообще к расширению внешнего владычества. Поэтому, сделав граждан самодовлеющими и воздержанными в частной жизни, он должен был бы позаботиться о том, чтобы и общее настроение государства было самодовлеющим и умеренным. Теперь же спартанцы благодаря Ликургу в частной жизни и в отношениях к законам своего города совершенно свободные от честолюбия и в высшей мере благоразумные оказываются по отношению к остальным эллинам".

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Законодательство Ликурга

Предание приписывало основные законы Спарты деятельности легендарного законодателя Ликурга. В действительности многие из этих «законов» восходили ещё к первобытнообщинному строю. В силу сложившихся в Спарте условий они продолжали сохраняться и были приспособлены к целям классового господства общины спартиатов над подвластным ей населением. По «законам Ликурга» новорождённые младенцы, обладавшие физическими недостатками, уничтожались. Мальчики с 7-летнего возраста и до 20 лет проходили общественное воспитание. Воспитание это отличалось суровостью, основная его цель заключалась в подготовке молодых спартиатов к войне. С достижением совершеннолетия и получением гражданских прав спартиаты зачислялись в подразделения спартанского войска, в составе которого они и находились до старости. По «законам Ликурга» им было запрещено заниматься каким-либо другим делом, кроме военного, выезжать за пределы своей территории, пользоваться иными деньгами, кроме железных, предписывалось строить дома только при помощи самых простых инструментов и т. д.

Даже речь спартиатов своей краткостью («лаконичностью») и отрывистостью напоминала слова военной команды. Большую часть своего времени спартиат проводил в обществе своих товарищей по военному подразделению, совместно с ними питался, участвуя в фидитиях, т. е. устраиваемых в складчину общественных обедах,— обычай, который восходил к временам глубокой древности.

Живучесть всех этих своеобразных обычаев объясняется тем, что они призваны были сплотить полноправных граждан и обеспечить за спартиатами военный перевес при подавлении восстаний илотов. Следует иметь в виду также изолированность и замкнутость Спарты, находившейся в стороне от главных центров экономической жизни Греции.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 669-670.

Легенда о Ликурге

Своеобразный и замкнутый государственный строй Спарты с древнейших времен привлекал усиленное внимание политиков и писателей остальной высокоразвитой рабовладельческой Греции.

Как мы указывали выше, эти писатели и публицисты, принадлежавшие к аристократическим и олигархическим группировкам, занимались идеализацией Спарты и рисовали ее прошлое в легендарно-героическом стиле. Центральное место в этих изображениях занимал образ великого древнего законодателя Ликурга, жившего якобы при одном из первых спартанских царей. Этому законодателю приписывалось устранение социальной распри, которая была вызвана имущественным неравенством населения, сосредоточением земли в немногих руках и задолженностью остальной массы спартиатов, лишившихся своих земельных наделов. Ликург якобы кассировал долги и произвел передел земли, наделив всех спартанцев равными и неотчуждаемыми участками.

Согласно легенде, тем же Ликургом были созданы все только что рассмотренные нами государственные учреждения Спарты и установлен политический и социально-бытовой строй государства. Им же якобы была введена система воспитания молодежи.

[39]

Эта легенда о Ликурге, выражавшая идеологию олигархов, развивалась поборниками старины в самой Старте, особенно со времени Пелопоннесской войны, когда существовавший в Спарте государственный строй начал разлагаться. Обострение в Греции классовой борьбы между богатой верхушкой и обнищавшей массой бывших рабовладельцев вызвало кризис существовавших общественных отношений, и многие видели выход из него лишь в возврате к далеким, прапрадедовским временам, причем эти времена, по-видимому, рисовались в виде красочных бытовых картин из поэм Гомера. В предании о Ликурге, кстати, рассказывается и о его встрече с Гомером.

Реакционные элементы рабовладельческой Греции видели в Спарте свой социально-политический идеал, поэтому в отражавшей их настроения литературе возвеличивался образ человека, якобы создавшего этот строй. Была ли в основу образа Ликурга положена действительно реальная, историческая фигура, подобная тем знаменитым законодателям, которые устанавливали гражданский порядок рабовладельческого общества во многих полисах Греции, как например Харонд в Катане, Питтак в Митилене, Фейдон в Аргосе, — нам точно не известно. Греческие законодатели действовали главным образом в VII веке до н. э. и оставили после себя письменные законы, следы которых сохранились в позднейшие времена, в Спарте же, как мы знаем, никаких письменных законов не существовало, а основные черты всего строя нисходили к доклассовым отношениям. Но самое оформление политического порядка в Спарте, происходившее в обстановке жестокой борьбы за захват Мессении и Лаконии, с одной стороны, и внутренней борьбы между реформировавшимися и частью распа-

[40]

давшимися родовыми союзами — с другой, весьма вероятно могло быть следствием деятельности крупного организатора и вождя, каковым и должен был быть Ликург. Предание о Ликурге мы находим уже у Геродота, т. е. тогда, когда идеализация спартанского строя лишь только начиналась.

[41]

Цитируется по изд.: Бергер А. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936, с. 39-41.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Источники:

Plut., Lycurgus; Xen., Respublica Lacedaemoniorum; Her., I., 65-66.

Литература:

Плутарх. Ликург. – В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1961

Литература: Busson A., Lycurgos und die grosse Rhetra, Innsbruck, 1887;

Wells J., Studies in Herodotus, Oxf., 1923, p. 44-51;

Ehrenberg V., Neugründer des Staates, Münch., 1925;

Michell H., Sparta, Camb., 1952.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС