Леви-Брюль, Люсьен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Леви-Брюль, Люсьен

1857-1939

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Люсьен Леви-Брюль

Леви-Брюль (Lévy-Brühl), Люсьен (10.IV.1857 - 13.III.1939) - французский философ и психолог-позитивист, близкий к "социологической" школе Дюркгейма. Руководитель Института этнологии Сорбонны и ее профессор (с 1905). Работы Леви-Брюля оказали значительное влияние на современную буржуазную социологию. Наиболее известен своей теорией первобытного "дологического" мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и других эволюционистов, согласно которой первобытный человек ("философствующий дикарь") мыслил так же логически, как и современный человек, Леви-Брюль исходил из того положения, что в "низших обществах" преобладают "коллективные представления" (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от "индивидуальных представлений": если последние основаны на практическом опыте и развиваются вместе с ростом человеческого знания, то "коллективные представления" совершенно не зависят от опыта и нечувствительны к логическим противоречиям. "Дологическое мышление", связанное с "коллективными представлениями", управляется, по Леви-Брюлю, не логическими законами тождества, противоречия и пр., а "законом сопричастия" (партиципации, loi de participation). Это значит, что предмет может быть одновременно и самим собой, и чем-то другим ("сопричаствовать" в чем-то другом), быть здесь и одновременно в другом месте и т. д. Поэтому Леви-Брюль называл "первобытное" мышление также "мистическим". Сильно окрашенное эмоциональными примесями, оно, по Леви-Брюлю, проявляется в религиозных верованиях, в мифологии, в языке и в ряде общественных обычаев и институтов. Хотя Леви-Брюль полагал, что различным общественным структурам свойственны и разные типы мышления, однако он не считал, что "дологическое" мышление присуще только отсталым народам ("низшим обществам") или что оно является для них господствующим: в сфере личного опыта "первобытный человек" действует и мыслит так же, как и мы; а с другой стороны, и в нашей жизни есть такие явления (например, религия, мораль), где сказывается действие коллективных представлений и свойственный им принцип партиципации, неприменимость логических законов. Леви-Брюль даже полагал, что потребность в "мистическом" общении с миром, а потому и "дологическое мышление" так же присущи человеку и необходимы для него, как и научное познание мира. В этом увековечивании религии - ошибочная сторона взглядов Леви-Брюля, которые, однако, представляют в целом интерес, как попытка исследовать исторические изменения в психологии мышления.

С. А. Токарев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures, 6 ed., P., 1922; в рус. пер. - Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.


Вернуться на главную страницу Леви-Брюля

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС