Леонид (Кавелин)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Леонид (Кавелин)

1822-1891

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Леонид (Кавелин)

Леонид (в миру Кавелин Лев Александрович), архимандрит (1822—22.10[3.11].1891), богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик. Родился в Калужской губ. Отец — штабс-ротмистр, затем асессор Тульского губернского правления, мать — урожд. Нахимова, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Двоюродный брат философа К. Д. Кавелина. Учился в Московском кадетском корпусе, затем 12 лет прослужил в лейб-гвардейском полку. Сотрудничал в журналах, писал стихи, очерки. В 1847 опубликовал, в частности, очерк об известном святостью монастыре Оптина Пустынь; впоследствии очерк превратился в книгу, выдержавшую несколько изданий (4-е изд. — 1885). Оставив армию (1852), Кавелин стал послушником Оптиной Пустыни, пострижен в монахи (1857) с именем Леонид. В 1857—59 — член Иерусалимской православной миссии. С 1863 — архимандрит, начальник Российской духовной миссии с Иерусалиме. С 1865 — настоятель посольской церкви в Константинополе. С 1877 стал наместником Троице-Сергиевой лавры. В течение многих лет занимался изысканиями в области славяно-русской древней письменности, изучал жизнь и творчество древнерусских писателей, дал подробные исторические описания многих монастырей, скрупулезно исследовал и описал многие частные и монастырские библиотеки. Был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук (с 1881).

П. А.

+ + +

Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) (20.02[4.03]. 1822 по др. сведениям — 19.02[3.03] или 22.02[6.03]. 1822—22.10[3.11].1891), архимандрит; историк, археограф-славист, библиограф, переводчик, автор стихов, мемуарной и очерковой прозы. Родился в с. Спас-Волженское Вяземского у. Смоленской губ. Из 4-го класса Калужской гимназии определился в 1-й Московский кадетский корпус (1835—40), о котором оставил теплые воспоминания в своем очерке о преподавателях «В. Ф. Святловский и А. П. Хрущов» (опубл.: «Русский архив». 1878. Кн. 3). «За отличные успехи» выпущен офицером в лейб-гвардии Волынский полк, где прослужил 12 лет.

Первое литературное выступление — очерк о военных маневрах, посвященных юбилею Бородинского сражения, «Письмо из Бородина» («Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. 1839. № 81); тогда же сочинил стихотворение «Бородинское поле» (опубл.: «Маяк». 1845. Кн. 38). В 1843—46 сблизился с С. А. Бурачком и А. П. Башуцким, сотрудничал в журналах «Маяк» и «Иллюстрация», публикуя проникнутые христианским благочестием, но не отмеченные оригинальным дарованием стихи (в т. ч. «Скорбной матери на смерть ее сына» — «Маяк». 1845. Кн. 41), прозу, в которой общий нравоучительный пафос ослабляет сюжетное начало (в т. ч. «Предчувствие. Рассказ доктора» — Там же. Кн. 44), переводы, преимущественно с польского (в т. ч. «Вилия» — отрывок из поэмы «Конрад Валленрод» А. Мицкевича («Иллюстрация». 1846. № 17); «Душа в чахотке. Отрывок из записок доктора» («Маяк». 1844. Кн. 33 и 34, с подзаголовком «Записки Карла Козенице»); назидательный рассказ-переделка «Езоп и Рафаэль. Воспоминания юности» («Маяк». 1845. Кн. 43), очерки («Очерки Ораниенбаума» — «Иллюстрация». 1845. № 15), воспоминания («Отрывок из дневника закавказского офицера. Дербент» — «Маяк». 1845. Кн. 37), литературно-биографическое исследование «А. Е. Измайлов» («Иллюстрация». 1846. № 17, 18). В 1847 опубликовал очерк об известном святостью монастыре Оптина Пустынь, которую знал с детства: «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни…» (ч. 1—2. СПб.; 4-е изд. М., 1885). В одобрительной рецензии М. П. Погодин отметил, что описание очень подробно и «все источники… употреблены в дело рукою искусною» («Москвитянин». 1848. № 4).

Испытав в разные годы духовное влияние Игнатия (Брянчанинова), старца Макария Оптинского (позже о нем написал книгу «Сказание о жизни и подвигах… старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария». М., 1861), а также И. В. Киреевского, в 1852 оставил армию и стал послушником Оптиной Пустыни; в 1857 пострижен в монахи с именем Леонида. В 1857—59 член Иерусалимской православной миссии; с 1863 архимандрит, начальник Российской духовной миссии в Иерусалиме; свои впечатления изложил в ряде очерков (в т. ч. «Старый Иерусалим и его окрестности» — «Душеполезное чтение». 1870. № 1—12; 1871. № 1, 3—6, 9—12; отд. изд. — М., 1873; др. очерки — «Душеполезное чтение». 1870—73). В 1865 переведен настоятелем посольской церкви в Константинополе, где познакомился с К. Н. Леонтьевым. Неоднократно ездил на Балканы в славянские земли, работал в южнославянских древлехранилищах. В 1867 сопровождал вел. кн. Алексея Александровича на Афон для исторического объяснения тамошних святынь. С 1869 настоятель Воскресенского ставропигиального монастыря (иначе называемого Новым Иерусалимом); будучи знатоком палестинских, византийских, славянских и русских древностей, возобновил архитектурный ансамбль монастыря в первоначальном виде (XVII в.); составил его «Историческое описание…» (М., 1886, 1894).

Учено-литературная деятельность архим. Леонида чрезвычайно обширна и разнообразна: изыскания в области славяно-русской древней письменности, в т. ч. «О родине и происхождении глаголицы и об ее отношении к кириллице» (СПб., 1891), исследования о древнерусских писателях, в т. ч. «Дьякон Луговской, по Татищеву писатель XVII в. и его соч. “О суде над патриархом Никоном”» (СПб., 1885), «Благовещенский иерей Сильвестр и его писания» (ЧОИДР. 1874. Кн. 1; начата Д. П. Голохвастовым; Толстой писал архим. Леониду: «Очень много благодарен Вам за столь любопытное и прекрасное исследование о Сильвестре» [авторе «Домостроя»] — LXII, 161), публикации (с исследовательским вступлением) ценных памятников древней славянской и русской словесности, в т. ч. «Житие и чудеса Св. Николая Мирликийского и Похвала ему» (СПб., 1881), «Житие преподобного Власия Мниха. Памятник словено-болгарской письменности IX в.» (СПб., 1887) и «Два памятника древнерусской киевской письменности XI и XII в.», подробные исторические описания многих монастырей, в т. ч. «Абхазия и в ней Ново-Афонский… монастырь» (Ч. 1—2. М., 1885).

Архим. Леонид известен как видный библиограф: описания многих частных и монастырских библиотек; «основательная, ставшая уже классической» книга по русской агиографии «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.)…» (СПб., 1891); капитальный труд «Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова» (Ч. 1—4. М., 1893—94).

Ист.: о. Афанасий (Гумеров). Леонид Кавелин // Русские писатели 1800—1917. Т. 3. М., 1994. С. 320—321.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Критический обзор сведений о Свято-Троицкой Сергиевой лавре. М., 1876;

Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Ч. 1—2; Изд. 4-е. М., 1885;

Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС