Лейбниц, Готфрид Вильгельм
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лейбниц, Готфрид Вильгельм

1646-1716

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Лейбниц (Leibniz, Leibnitz), Готфрид Вильгельм (1.VII.1646 - 14.XI.1716) - немецкий философ, ученый и общественный деятель. В 1661-1666 годы обучался в Лейпцигском университете. В 1672-1776 годы занимался научной деятельностью в Париже и Лондоне. Основатель (в 1700 году) и первый президент Берлинской АН. В 1676-1716 годы был на службе у герцога (с 1692 года - курфюрста) ганноверского. Создал универсальную систему знаний, явился автором ряда выдающихся научных открытий (в том числе - независимо от Ньютона - дифференциального и интегрального исчисления) и изобретений. Во многих вопросах естествознания Лейбниц предвосхитил последующие научные открытия.

Исходное положение философии Лейбница - понятие о первоэлементе бытия - монаде, простой и неделимой субстанции. Монады подразделяются на простые монады неорганического тела, растения), монады-души (животные), монады-духи (человек); высшая монада - бог. Монады самостоятельны и в то же время находятся в органическом родстве между собой и неорганической природой. Этот вывод основан на выдвинутом Лейбницем "принципе непрерывности", признающем развитие в природе. Лейбниц считал, что иерархия монад и согласованность между ними - результат предустановленной (богом) гармонии; источник человеческого познания - не чувственный опыт, а врожденные идеи, заключенные в разуме.

В своем религиозно-этическом учении, изложенном главным образом в «Теодицее» (Amst., 1710; рус. пер. в журн. "Вера и разум", 1887-92), Лейбниц пытался примирить механистический фатализм с признанием свободы воли. Он утверждал, что в мире господствует абсолютная свобода воли, и поэтому возможны зло, грехи и т. п. Бог допустил в мире зло, чтобы таким образом выразить добро и создал "совершеннейший из всех возможных миров". Лейбниц пытался связать воедино разум и веру, правовое и полицейское государство, идеи демократии и абсолютизма. Государство, по Лейбницу, образуется путем общественного договора. При этом субъектом власти выступает само государство, а не личность правителя. В своем учении о государстве Лейбниц близко подходит к идее народного суверенитета. Лейбниц различает три ступени естественного права или справедливости: строгое право, равенство, благочестие и праведность. На первой ступени отношения между людьми определяются положением - "не делай несправедливостей", на второй - "воздавай каждому свое", на третьей - "желай каждому блага и счастья и способствуй ему, как своему собственному". На этой последней ступени индивидуальные интересы совпадают с интересами общими. Согласно этим трем ступеням идет и заранее предопределенный исторический процесс, завершающийся в "Граде божьем", в котором господствуют свобода и равенство. В будущем "граде" может осуществиться возврат к общности имущества, характерной для первобытного общества.

С 1685 года до своей смерти Лейбниц был придворным историографом герцогов Брауншвейгских в Ганновере. В своем основном историческом труде (не окончен; издан после смерти Лейбница в 1843 году в 3 томах под заголовком "Annales Imperii Occidentis Brunsvicensis") Лейбниц на истории княжеского дома Вельфов, к которому принадлежали герцоги Брауншвейгские, прослеживал развитие Германии в важнейшие эпохи. Лейбниц один из первых ввел понятие "средние века" и дал периодизацию западной истории, по которой она делится на античную (до вторжения варваров), средневековую (до Реформации и гуманизма) и новую. Лейбниц выдвинул на первый план значение исторической критики источников, указал на необходимость для историка пользоваться вспомогательными дисциплинами. Как патриот, Лейбниц желал, чтобы из конгломерата мелких германских государств было создано органическое целое и высоко оценивал роль императоров в объединении Германии и в борьбе с папством. В отличие от историков-эрудитов, Лейбниц был историком-мыслителем. Он различал два рода истин: истины необходимые, вечные и истины фактические, случайные. К первым относятся математические истины, ко вторым - исторические суждения и суждения естествознания. История в системе наук Лейбница принадлежит к "реальным" наукам. Эти науки должны пользоваться логикой вероятности, которая дает достоверное знание отдельных фактов в их причинных связях. В наброске к истории Вельфов в 1692 году Лейбниц утверждал, что история может стать наукой и должна ею стать. Лейбниц явился основателем первого Исторического общества в Германии. Встречаясь с Петром I в 1710, 1712 и в 1716 годы, Лейбниц излагал ему свои планы развития науки в России и заронил мысль об основании АН в Петербурге. Свой интерес к России Лейбниц объяснял стремлением к всеобщему благу. В 1715-1716 годы Лейбниц поддержал проект вечного мира аббата Сен-Пьера, считая, однако, что судьба мира зависит от доброй воли королей и министров. Лейбниц оказал огромное влияние на науку эпохи нем. Просвещения и на формирование немецкой классической идеалистической философии. Благодаря своим научным открытиям, просветительской деятельности и развитию идеи объединения Германии, Лейбниц занимает выдающееся место в истории немецкой культуры.

Ю. Я. Мошковская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Sämtliche Schriften und Briefe, hrsg. von der Deutschen Akademie der Wissenschaften, Reihe 1-6-, 1923-62-; в рус. пер. - Избранные философские соч., M.-Л., 1890; Новые опыты о человеческом разуме, М.-Л., 1936; Неизданное письмо Лейбница аббату Сен-Пьеру, "ВФ", 1964, No 5.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2 (см. Указат. имен); Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же (см. Указат. имен); Ленин В. И., Конспект книги Фейербаха "Изложение, анализ и критика философии Лейбница", Соч., 4 изд., т. 38; его же. Философские тетради, там же; Герье В. И., Лейбниц и его время, т. 1-2, СПБ, 1868-71; его же, Отношение Лейбница к Россини Петру Великому..., СПБ, 1871; Спокойный Л., Философия Лейбница, Л.-М., 1935; Деборин А. М., Г. В. Лейбниц как социальный мыслитель, "ВФ", 1961, No 3; Фишер К., Лейбниц, в кн.: История новой философии, т. 3, СПБ, 1905; Cassierer E., Leibniz System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen, Marburg, 1902; Conze W., Leibniz als Historiker, В., 1951; Russel B., A critical exposition of the philosophy of Leibniz, L., 1937; Ruck E., Die Leibniz'sche Staatsidee, Tübingen, 1909; Streisand J., Geschichtliches Denken von der deutschen Frühaufklärung bis zur Klassik, В., 1964; Wolff H. M., Leibniz, В.-Münch., (1961).


Вернуться на главную страницу Лейбница.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС