Лассаль Фердинанд
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лассаль Фердинанд

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фердинанд Лассаль

Лассаль Фердинанд (1825-1864), немецкий социалист, организатор и руководитель Всеобщего германского рабочего союза (1863-1875), делал ставку на парламентскую активность при всеобщем избирательном праве.

+ + +

Лассаль Фердинанд (1825 - 1864) - знаменитый немецкий социалист, один из основателей немецкой социал-демократии. Историческая заслуга Лассаля и главный итог его политической деятельности заключаются в том, что он сумел пробудить рабочие массы Германии от спячки, в которую они погрузились после революции 1848 года. Лассаль, ведя отчаянную борьбу с либералами, державшими под своим влиянием рабочих, толкнул своей энергичной агитацией последних к организации самостоятельного Всегерманского Рабочего Союза. Таковой и был создан в 1863 г. под пожизненным председательством Лассаля. В области теории социализма и программы политической деятельности Лассаль, хотя и считал себя учеником Маркса и Энгельса, однако значительно отклонялся от их мировоззрения. Так, исходя из своего понимания законов, которыми регулируется заработная плата рабочего, считая ее минимум постоянной и неизменяемой величиной, он выдвигал как панацею от зол капиталистического общества производительные рабочие товарищества, субсидируемые государством. С другой стороны, Лассаль придавал преувеличенное значение всеобщему избирательному праву, для проведения которого он пускался в не всегда безупречное политиканство с Бисмарком. Лассаль оставил после себя целый ряд крупных научных трудов и печатных речей. "Назовем его Тераклита", исследование в обдасти греческой философии, "Систему приобретенных прав" философско-правовое исследование, "Бастиа-Шульце", экономическое исследование, наконец, его речи: "Сущность конституции", "Программа работников", до сих пор не потерявшие своего научного и литературного достоинства. После смерти Лассаля его приверженцы, лассальянцы, слились с эйзенахцами-марксистами на съезде в Готе в 1875 г, образовав единую германскую социал-демократическую партию.

+ + +

Лассаль (Lassalle) Фердинанд (11 апреля 1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша – 31 августа 1864, Женева) – деятель немецкого рабочего движения, философ, публицист и адвокат. Объявляя себя сторонником К. Маркса и Ф. Энгельса, Лассаль, однако, остался на позициях гегельянства. Историческое развитие он рассматривал как развитие идеи свободы, государство считал надклассовой нравственной категорией, утверждал, что право есть выражение народного духа. В 1862 году начал создание политической организации немецкого пролетариата; в мае 1863 года был избран президентом Всеобщего германского рабочего союза (ВГРС), цель которого борьба за всеобщее избирательное вправо. Идеи Лассаля о всеобщем избирательном праве как универсальном политическом средстве освобождения работников, о производительных ассоциациях, которые с государственной помощью должны обеспечить «введение социализма» и мирное преобразование капиталистического государства в «народное государство», стали программой действий ВГРС, что придало союзу реформистский характер, принятая в 1875 году на съезде в Готе программа единой Социалистической рабочей партии («Готская программа») содержала ряд лассальянских положений и была подвергнута Марксом резкой критике.

H.M. Ланда

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 375.

Лассаль (Lassalle) Фердинанд (11.4.1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша,— 31.8.1864, Женева), деятель немецкого рабочего движения, мелкобуржуазный социалист, родоначальник одной из разновидностей оппортунизма в рабочем движении — лассальянства; философ, публицист и адвокат. Объявляя себя сторонником К. Маркса и Ф. Энгельса, Лассаль, однако, не воспринял принципов научного коммунизма, оставшись по существу на позициях гегельянства (с элементами философии Фихте), и лишь извращал заимствованные у Маркса материалистические положения. Историческое развитие Лассаль рассматривал как развитие идеи свободы, государство считал надклассовой нравственной категорией, утверждал, что право есть выражение народного духа, народного самосознания. В 1862 году Лассаль начал агитацию за создание политической организации немецкого пролетариата; в мае 1863 года был избран президентом Всеобщего германского рабочего союза (ВГРС). Однако организация самостоятельной  политической рабочей партии имела целью, по Лассалю, мирную агитацию за всеобщее избирательное право. Идеи Лассаля о всеобщем избирательном праве как универсальном политической средстве освобождения работников, о производительных ассоциациях, которые с государственной помощью должны обеспечить «введение социализма» и мирное преобразование капиталистического государства в «народное государство», на практике вели к отказу от классовой борьбы и революции, а заимствованный Лассалем у Д. Рикардо и Т. Мальтуса «железный закон» заработной платы теоретически «обосновывал» отказ от борьбы за повышение заработной платы рабочих. Воздействие Лассаля на процесс освобождения немецких рабочих от политического влияния буржуазии К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин считали его исторической заслугой. Однако вошедшие в программу Всеобщего германского рабочего союза (ВГРС) догмы Лассаля и тактика, проводившаяся им, придали ВГРС реформистский и сектантский характер. Принятая в 1875 году на съезде в Готе программа единой Социалистической рабочей партии («Готская программа») содержала ряд лассальянских положений и была подвергнута Марксом резкой критике.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Соч., т.  1—7, СПБ, 1908; Соч., т. 1—3, М., 1925.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письма], Соч., т. 28—30 (см. Указатель имен); Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Воен. вопрос в Пруссии и нем. рабочая партия, там же, т. 16; Ленин В. И., Протест росс. социал-демократов, ПСС, т. 4; е г о ж е, Август Бебель, там же, т. 23; е г о ж е, Под чужим флагом, там же, т. 26; Плеханов Г. В., Ф. Л. Его жизнь и деятельность, Соч., т. 4, М., 1923, ч. 1; H ü m m l e r H., Opposition gegen Lassalle, B., 1963; F. Lassal. [Bibliographie], Bonn, 1981.

Лассаль (Lassalle), Фердинанд (11.IV.1825 - 31.VIII.1864) - деятель немецкого рабочего движения, публицист, родоначальник одной из форм оппортунизма в рабочем движении - лассальянства. Происходил из богатой купеческой семьи. Изучал философию и филологию в Бреславльском и Берлинском университетах. Принимал участие в революции 1848-1849 годов в Германии, за что был осужден на шестимесячное тюремное заключение. В 1849-1862 годы Лассаль находился в переписке с Марксом и Энгельсом, называл себя их сторонником. Однако по основному вопросу политической жизни Германии - о путях ее объединения - Лассаль занял позицию, противоположную взглядам Маркса и Энгельса; он выступал за объединение страны сверху, под эгидой прусской монархии. "Лассаль приспосабливался, - писал В. И. Ленин, - к победе Пруссии и Бисмарка, к отсутствию достаточной силы у демократических национальных движений Италии и Германии" (Соч., т. 21, с. 121, прим.). В 1863 году Лассаль примкнул к Лейпцигскому комитету по организации Всеобщего германского рабочего союза (ВГРС), написал "Гласный ответ" - фактическую программу будущей организации. Лассаль стал президентом союза и развернул энергичную агитацию среди рабочих, призывая их объединяться и вступать в ВГРС. Создание ВГРС, как отмечали К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 474) и В. И. Ленин (см. Соч., т. 4, с. 157), способствовало пробуждению немецкого рабочего движения и освобождению немецких рабочих из-под влияния либеральной буржуазии, и в этом основоположники марксизма-ленинизма видели историческую заслугу Лассаля. Однако программа и тактика, разработанные Лассалем для новой организации, были ошибочны. Лассаль затушевывал классовую сущность монархии, сеял иллюзии, будто она может служить народу. Критикуя утопичные проекты представителя либеральной буржуазии Шульце-Делича о создании трудящимися в условиях капитализма производственных кооперативов за счет собственных сбережений, Лассаль выдвинул несостоятельное требование организации производительных ассоциаций государством, т. е. фактически прусской монархией; в этом он видел путь к замене капитализма социализмом. Лассаль пропагандировал заимствованный им у Рикардо и Мальтуса "железный закон заработной платы", согласно которому рабочие в условиях капиталистического строя якобы не могут добиться даже минимального уменьшения эксплуатации. В связи с этим Лассаль и его сторонники-лассальянцы отрицали необходимость экономической борьбы, создания профсоюзов. Лассаль установил связи с Бисмарком, желая их использовать в интересах рабочих; на деле это могло привести лишь к подчинению рабочего движения юнкерству. Ошибочная тактика Лассаля вытекала из системы его воззрений, явившихся разновидностью мелкобуржуазного социализма. Лассаль был объективным идеалистом-гегельянцем. Признавая закономерный и прогрессивный характер исторического процесса, он не понимал, однако, объективных законов и действительных причин общественного развития. Центральное место в лассальянстве занимал культ государства, которое Лассаль рассматривал как надклассовый и вечный институт, назначение которого - воспитание и развитие человечества в направлении свободы. По его мнению, эту задачу государство выполняло всегда, даже вопреки желанию своих руководителей. Лассаль уверял, что введение всеобщего избирательного права приведет к тому, что государство будет служить человечеству сознательно. Лассалевское понимание сущности нового общественного строя, при котором сами трудящиеся будут владеть орудиями и средствами производства, и путей его достижения были утопичны. Лассаль отвергал марксистское учение о классовой борьбе и революции. Лассаль считал, будто по отношению к рабочему классу все остальные классы составляют сплошную реакционную массу; этот тезис Лассаля объективно противодействовал созданию союза рабочего класса и крестьянства. Объективно лассальянцы тормозили создание марксистской партии в Германии, оказывали вредное воздействие и на рабочее движение других стран. Основоположники марксизма вели неустанную борьбу против лассальянства, в результате чего его влияние было сведено к минимуму. Но и в последующем правые оппортунисты, ревизионисты нередко опирались на ошибочные лассальянские идеи, противопоставляя их марксизму.

О Лассале имеется обширная апологетическая литература, созданная правыми социал-демократами, а также буржуазными историками. В 1904 году родоначальник ревизионизма Э. Бернштейн издал книгу (Е. Bernstein, F. Lassalle und seine Bedeutung für die Arbeiterklasse, В., 1904), в которой он превозносит Лассаля. В том же году вышла большая биография Лассаля, написанная немецким буржуазным историком Г. Онкеном, в которой он восхвалял Лассаля за союз с Бисмарком. В связи со столетием со дня рождения Лассаля (в 1925) социал-демократические историки и публицисты посвятили ему ряд книг и статей, в которых Лассаль в противовес Марксу изображался как "великий реальный политик и практический вождь"; особенно восхвалялись взгляды Лассаля на роль государства и на значение всеобщего избирательного права.

Особняком стоит работа либерального историка рабочего движения Г. Майера (G. Mayer, Bismark und Lassalle, Stettin, 1928), в которой собран весь документальный материал о переписке и встречах Лассаля с Бисмарком.

В ФРГ современные правые социал-демократы продолжают апологетику Лассаля и лассальянства. Так, В. Таймер утверждает, что немецкая социал-демократия якобы всегда следовала по пути Лассаля, а ее руководитель А. Бебель был лассальянцем. В таком же духе преподносит Лассаля и В. Ошилевский (W. Oschilewski, Grosse Sozialisten in Berlin, В., 1956). Лассаль объявляется родоначальником германского рабочего движения, а лассальянство изображается в качестве идеологии немецкого рабочего класса (W. Eichler, Hundert Jahre Sozialdemokratie, Bonn, 1962; К. Anders, Die ersten hundert Jahre, Hannover, 1963).

Объективный анализ деятельности Лассаля дан в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в работах историков-марксистов (см. литературу к статье).

M. С. Глузберг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Далее читайте:

Лассаль Фердинанд (1825-1864), немецкий социалист (в обозрении Третьего отделения е. и. в. к.).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Революционное движение в Европе (1863 год). (см. о Лассакле).

Сочинения:

в рус. пер.: Соч., т. 1–7. СПб., 1908;

Соч., т. 1–3. М., 1925.

Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1-12, В., 1919-20; Nachgelassene Briefe und Schriften, Bd 1-6, Stuttg.-В., 1921-25; в рус. пер. - Соч., т. 1-3, СПБ, 1908.

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 28–30, письма (см. Указатель имен);

2. Маркс К. Критика Готской программы. – Там же, т. 19;

3. Энгельс Ф. Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия. – Там же, т. 16;

4. Ленин В.И. Протест российских социал-демократов. – Полн. собр. соч., т. 4;

5. Ленин В.И.Август Бебель. – Там же, т. 23;

6. Ленин В.И.Под чужим флагом. – Там же, т. 26;

7. Плеханов Г.В. Ф.Лассаль. Его жизнь и деятельность. – Соч., т. 4. М., 1923, ч. I;

8. Hümmler H. Opposition gegen Lassalle. В., 1963;

9. F.Lassai. [Bibliographie]. Bonn, 1981.

Маркс К., (Письмо) Кугельману, 23 февр. 1865 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 31;

Энгельс Ф., (Письмо) А. Бебелю, 18-28 марта 1875 г.,  2 изд.,  т. 19;

Маркс К., Критика Готской программы,  2 изд.,  т. 19;

Энгельс Ф., (Письмо) А. Бебелю, 1-2 мая 1891 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, Л., 1940;

Энгельс Ф., (Письмо) К. Каутскому, 23 февр. 1891 г.,К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, Л., 1940;

Ленин В. И., Август Бебель, Соч., 4 Изд., т. 19; его же, Государство и революция, там же, т. 25; Плеханов Г., P. Лассаль, его жизнь и деятельность, ч. 1, Женева, 1887; Виноградска я П., Фердинанд Лассаль, М.-Л., 1926; Воробьева А. К., Из истории рабочего движения в Германии и борьбы Маркса и Энгельса против Лассаля и лассальянства в 1862-64 гг., в кн.: Из истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию, М., 1955; Глузберг М. С., К вопросу о лассальянстве как системе взглядов непролетарского социализма, "Уч. зап. Алма-Атинского пед. ин-та иностр. языков", 1956, No 1; Friederici H. J., Zur Einschätzung Lassalles und des Lassalleanismus in der bü rgerlichen und rechtssozialdemokratischen Geschichtsschreibung, "Beiträge zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung", 1960, No 2; Schleifstein J., Franz Mehring. Sein marxistisches Schaffen. 1891-1919, В., 1959; Leidigkeit K. Н., Wilhelm Liebknecht und August Bebel in der deutschen Arbeiterbewegung 1862-1869, В., 1958; Hümmler H., Opposition gegen Lassale, В., 1963.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС