Лакруа Жан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лакруа Жан

1900-1986

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жан Лакруа

Лакруа (Lacroix) Жан (23 декабря 1900, Лион – 27 июня 1986) – французский философ, один из ведущих представителей французского персонализма. Преподавал философию в лицеях Дижона и Лиона, с 1968 года – почетный профессор философии, руководитель серии «Presses Universitaires de France», член директората «Semaines sociales». Рассматривал персонализм не как отдельное течение в философии, а в качестве фундаментального проекта подлинно философского анализа. Истоки личностной позиции в философии находил в античности – у Сократа, а позднее у Августина, считая его наследником сократовской мудрости. По Лакруа, современными концепциями, наиболее одухотворенными личностными идеями, наряду с персонализмом являются экзистенциализм и марксизм. В центре внимания экзистенциализма – внутренний мир человека; марксизм интересует «внешний мир» человека, его обусловленность социально-экономическими, политическими и т.п. условиями; в соединении этих позиций и их переработке в персоналистском плане Лакруа видел путь к построению подлинно современного учения о человеке. Последнее не должно ориентироваться на науку, идеологию и даже на философию, коль скоро все они тяготеют к систематизации и схематизму; персонализм – это некое вдохновение, интенция, его предмет – человечество в целом, «универсальное в человеке и человечестве». Лакруа – автор работ по истории философии (о Канте, Конте, Блонделе).

И.С. Вдовина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 367.

Лакруа (Lacroix) Жан (р. 23.12.1900, Лион), французский философ-идеалист, представитель персонализма. Утверждая, что марксизм рассматривает человека лишь в плане его социальной сущности, а экзистенциализм ограничивается анализом внутренней жизни человека, Лакруа проповедует «преодоление» их в персонализме путём ассимиляции и переработки. Согласно Лакруа, «разум» должен быть поглощён «духом», которому предстоит впитать в себя все открытия и завоевания современной цивилизации. Познание, по Лакруа, есть выражение «онтологической тоски по бытию», «жизненного порыва», который, будучи осознанным, становится религиозной верой. Автор работ по истории философии (о Канте, Конте, Блонделе).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Personne et amour, P., 1961; Marxisme, existentialisme, personnalisme, P., 1966«; Les sentiments et la vie morale, P., 19687; Le personnalisme cornme anti-ideologie, P., 1972; Le desir et les dasirs, P., 1975.

Литература: Вдовина И. С., Франц. персонализм. Критич. очерк филос. учений, М., 1977.

Лакруа (Lacroix) Жан (1900-1986) - французский философ и историк философии, один из ведущих представителей французского Персонализма; вместе с Э. Мунье стоял у истоков этого философского течения. Преподавал философию в лицеях Дижона и Лиона, с 1968 года - почетный проф. философии; с 1945 года руководил философской серией всемирно известного издательства «Presses Universitaires de France» и философской рубрикой ежедневной парижской газеты «Le Monde». В 1932-1957 годы - активный корреспондент персоналистского журнала «Esprit»; здесь он опубликовал свои работы по философии права, проблемам личности, социализма, молодежи, семьи, атеизма.

Для Лакруа персонализм не только течение в философии, но и фундаментальный проект человеческой цивилизации. Истоки личностной позиции в философии он находит у Сократа, Августина, Платона, Рабле, М. Монтеня, Ф. Ницше, Г. Башляра. Наряду с персонализмом современными философскими концепциями, наиболее одухотворенными личностными идеями, являются, по Лакруа, экзистенциализм и марксизм. В центре внимания экзистенциализма внутренний мир человека; сторонников марксизма интересует «внешний мир» человека, его обусловленность социально-экономическими, политическими и т.п. условиями; в соединении этих позиций и их переработке в персоналистском плане Лакруа видит путь к построению подлинно совр. учения о человеке. Последнее не должно ориентироваться ни на науку, ни на идеологию, ни даже на философию, коль скоро все они тяготеют к систематизации и схематизму; персонализм - это вдохновение, предмет которого человечество в целом, «универсальное в человеке и человечестве»; оно проявляет себя во всех сферах человеческой жизни - от искусства и религии до политики и экономики. Разделяя мысль Э. Мунье о «необходимой революции», Лакруа сосредоточивает внимание на духовном преобразовании человека, в конечном итоге - на религиозном обращении, на переориентации его внутреннего мира на трансцендентные цели - истину, красоту, благо.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 285.

Сочинения: Избранное: Персонализм. М., 2004; Le sens de l'atheisme moderne. P., 1958; Kant et kantisme. P., 1966; Personne et amour. P., 1961; Le desire et les desires. P., 1975.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1955;

Le personnalisme comme anti-idéologie. P., 1972;

Le désir et les désirs. P., 1975.

Литература:

Вдовина И.С. Французский персонализм. М., 1977.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС