Квиллиан Росс
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Квиллиан Росс

р. 1931

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Росс Квиллиан

Квиллиан (Quillian) Росс (род. 1931) — американский психолог, специалист по проблемам психологии развития и клинической психологии, автор сетевой модели семантической памяти. Биография. С 1955 по 1960 год работал как исследователь в Чикагском университете. С 1959 по 1960 год — преподаватель социологии Медицинского пресвитерианского центра св. Луки, Чикаго Образование получил в Чикагском университете (магистр, 1961). В 1961 — 1962 годы работал в исследовательской лаборатории электроники Массачусетского технологического института. В 1967 году защитил докторскую диссертацию но теме понимания текстов в Технологическом институте Карнеги Университета Карнеги-Меллон (Semantic memory. Unpublished PhD dissertation, Carnegie Institute of Technology, Pittsburg, Pennsylvania, 1966). С 1995 года профессор политических наук факультета социологии Калифорнийского университета. Исследования. В 1960-х годы приступил к разработке теории «семантической памяти», в которой впервые предложена математическая модель, описывающая процесс поиска и воспроизведения семантической информации (смыслов слов или идей). 

Р. Квиллиан предположил, что концептуальное знание организуется по принципу иерархической структуры понятий, взаимосвязанных друг с другом. Так, например, понятие «воробьи» является подчиненным по отношению к понятию «птицы», которое в свою очередь подчиняется понятию «животное». Каждый такой элемент может быть представлен в семантической памяти точкой (узлом), а взаимоотношения между ними — связками (стрелками). Эта модель была апробирована в совместных исследованиях с А. М. Коллинзом. При этом было выдвинуто предположение об иерархических соотношениях узлов (принцип «когнитивной экономии»): те характеристики понятия, которые являются общими, хранятся не вместе с этим понятием, а с понятием, родовым по отношению к нему. Так, например, характеристики, общие для всех птиц (например, то, что они являются пернатыми), не должны храниться в узлах, имеющих отношение к отдельному виду (т. е. малиновкам). При актуализации частного понятия происходит «наследование», т. е, передача ему тех характеристик, которые исходно хранятся с общим понятием. Чтобы проверить выполнимость данного принципа, был проведен эксперимент. Испытуемым предлагалось с максимальной скоростью подтвердить или опровергнуть простые суждения (например: «воробей — птица»), среди которых были как верные, гак и ложные. Отрабатывалась гипотеза, что скорость поиска зависит от количества семантических уровней, которые должны быть пройдены в иерархии понятий, и что предложения с более длинными цепочками наследования потребуют большего времени для осмысления и принятия решения, чем предложения с более короткими цепочками. Например, время, которое потребуется на подтверждение предложения «воробей — животное», будет большим, чем для предложения «воробей — птица», так как в первом случае количество иерархических уровней больше. В целом эксперимент подтвердил эту гипотезу, хотя в дальнейшем она была подвергнута критике. Предположение о иерархии отношений между понятиями повлияло на создание современных коннекционистских моделей памяти.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 239-240.


Далее читайте:

Исторические лица США (биографический справочник).

Сочинения:

A revised design for an understanding machine // Mechanical Translation. 1967, 1; Word concepts: A theory and simulation of some basic semantic capabilities // Behavioral Science. 1967, 12, 410—430; Semantic memory // M. Minsky (Ed.), Semantic Information Processing. Cambridge, Mass.: M IT Press, 1968; The teachable language comprehender: A simulation program and theory of language // Communications of the Association for Computing Machinery. 1969, 12, 459—476; Retrieval time from semantic memory //'Journal of Verba! Learning and Verbal Behaviour. 1969, 8, 240-247 (with A. M. Collins); Experiments on semantic memory and Language comprehension // L. W. Gregg (Ed.), Cognition in Learning and Memory N. Y.: Wiiey. 1972; How- to make a language user // E. Tulving and W. Donaldson (eds.), Organization and Memory. N. Y.: Academic Press, 1972. Литература. P. Квил- лиан // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС