Кроче Бенедетто
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кроче Бенедетто

1866—1952

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Бенедетто Кроче

Кроче (Croce), Бенедетто (25.II.1866 - 20.XI.1952) - итальянские философ и историк, литературовед, публицист, идеолог и лидер Либеральной партии. С 1910 года - сенатор. В 1920-1921 годы - министр просвещения, в 1944 год - министр без портфеля. Выходец из богатой дворянской семьи, Кроче начал свою научную деятельность как историк. Однако в 90-х годах, неудовлетворенный господствовавшей в итальянской историографии того времени позитивистской методологией, Кроче обратился к изучению философии. Известное влияние на него оказал в то время итальянский марксист Антонио Лабриола. Но увлечение Кроче марксизмом было недолгим; уже в книге «Исторический материализм и марксистская экономия» (Mil., 1900; рус. пер., СПБ, 1902) Кроче подверг ревизии основные положения исторического материализма с позиций идеализма и до конца своей жизни оставался противником марксизма.

Лидер итальянского правого неогегельянства, Кроче по своим философским воззрениям - объективный идеалист. Вся действительность для него есть процесс диалектического саморазвития духа, который бесконечно индивидуализируется в ист. явлениях. Называя свою философию «абсолютным историзмом», Кроче доказывает необходимость исторического подхода к явлениям, и проблема истории занимает центральное место в его мировоззрении. Кроче резко критикует произвольные метафизические схемы позитивистской философии истории и социологии и бессмысленную описательность эмпирической историографии, ратует за сближение истории и философии, подчеркивает неразрывную связь истории и современности. Эти черты учения Кроче привлекли к нему симпатии многих прогрессивных историков.

Однако идеалистический характер философии Кроче в корне подрывает его историзм. Практическая деятельность людей Кроче растворяет в сознании, в «духе». Это сразу же порождает неразрешимые противоречия. С одной стороны, Кроче утверждает, что историю творят люди, отдельные индивиды. С другой стороны - он провозглашает единственным субъектом истории «мировой дух», который пользуется индивидами лишь как своими инструментами. Это - явная уступка теологии. Вся история для Кроче - история мысли и, как таковая, не подчинена никакой объективной закономерности. «История, как поэзия, как моральное сознание, как мысль, не имеет управляющих ею законов, подобных тем, которые человек формулирует в позитивных или естественных науках» ("Storiografia е idealità morale", Bari, 1950, p. 91). Кроче - родоначальник «этико-политической школы» в италянской историографии. Сторонники этой школы отрицают определяющее значение условий материальной жизни в развитии общества и считают главным фактором истории распространение этико-политических идей.

Придавая громадное значение истории как науке, Кроче справедливо критикует «мертвую хронику», являющуюся достоянием кучки эрудитов, подчеркивает, что всякая подлинная история - современна (в том смысле, что она служит современности, выражает ее потребности), и вместе с тем язвительно высмеивает фальсификацию и модернизацию прошлого, типичные для фашистской историографии. Однако его концепция историографии страдает субъективизмом. Кроче отвергает возможность объективной исторической истины, которая была бы независима от сознания историка. На место причинного объяснения истории Кроче ставит интуитивное «понимание». Периодизация истории становится у него чем-то совершенно условным и произвольным. В результате, хотя Кроче всю жизнь боролся против иррационализма и релятивизма, объективно он приходит к тем же самым выводам, что и иррационализм и релятивизм. Единств. спасением для него оказывается ссылка на «мировой дух». Эта теологическая струя особенно усиливается в последних работах Кроче.

Кроче не только теоретик истории, но и автор многочисленных конкретно-исторических работ. Исторические работы Кроче чрезвычайно разнообразны по своей тематике. Тут и история культуры (I teatri di Napoli secolo XV-XVIII, Napoli, 1891; Saggi sulla letteratura italiana del Seicento, Bari, 1911; Storie e leggende napoletane, Bari, 1919; La poesia di Dante, Bari, 1921; Storia dell'età Barocca in Italia, Bari, 1929, и др.), и политическая история (Storia del Regno di Napoli, Bari, 1925; La rivoluzione napole-tana del 1799, 4 ed., Bari, 1926), и историография (Storia delia storiografia italiana, v. 1-2, Bari, 1921), и история философии (Saggio sullo Hegel, 4 ed., Bari, 1948; La filosofia di Giambattista Vico, Bari, 1911; 2 ed., 1922), и бесчисленные биографии, очерки, рецензии, критические статьи. С 1903 года Кроче издавал журнал "La Critica". В 1947 году по его инициативе в Неаполе был открыт Итальянский институт исторических исследований, превратившийся в крупнейшее исследовательское учреждение.

На исторических работах Кроче сильно сказывается влияние его философских и политических взглядов. Будучи признанным идеологом итальянского буржуазного либерализма, Кроче, за исключением кратковременного периода в начале 20-х годов, враждебно относился к фашистскому режиму в Италии (1922-1943). Кроче рассматривал фашизм как некий разрыв, паузу в истории Италии. Но вместе с тем он систематически боролся против коммунизма и пролетарского движения. Обе эти тенденции чувствуются в его крупнейших исторических работах.

В «Истории Италии с 1871 по 1915 г.» (Storia d'Italia dal 1871 al 1915, 4 ed., Bari, 1929) в противоположность исторической концепции итальянского фашизма, согласно которой довоенная история Италии была периодом упадка и только с фашизмом начинается период расцвета, Кроче считает периодом расцвета Италии время господства буржуазного либерализма. В этом - антифашистская направленность книги. Но в истории Италии последней трети 19 века Кроче привлекает прежде всего видимость классового мира. Главным достижением этого периода он считает отсутствие социальных конфликтов, то, что республиканские и социалистические идеи утратили якобы свой революционный характер. Причину гибели итальянского либерализма Кроче усматривает исключительно в слабости либеральных идей, которые не выдержали натиска сначала позитивизма, а затем - иррационализма. В результате ослабления «здорового идеализма» молодое поколение, по мнению Кроче, начинает симпатизировать империализму и национализму, и это в конце концов приводит к войне и режиму диктатуры.

Аналогичные идеи Кроче проводит и в «Истории Европы в XIX в.» (Storia d'Europa nel secolo XIX, 3 ed., Bari, 1932). Движущими силами истории выступают здесь не развитие материального производства и движение народных масс, а борьба пяти различных мировоззрений, «религий»: католицизма, авторитаризма, демократизма, коммунизма и либерализма. Единственной «истинной» верой Кроче, естественно, провозглашает либерализм. Установление фашистской диктатуры в Италии было обусловлено, по мнению Кроче, не материальными причинами, а ослаблением нравственной воли и бдительности либерализма; только внутренняя самокритика, по утверждению Кроче, может возродить нравственную силу либерализма, который призван в конечном итоге ликвидировать фашизм.

Эта историческая концепция обосновывала политическую позицию Кроче в период фашистской диктатуры в Италии. С освобождением Италии от фашизма Кроче вернулся к политической деятельности. Он снова возглавил Либеральную партию. Выступал против компартии и социализма.

И. С. Кон. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Teoria e storia delia storiografia, 6 ed., Bari, 1948; La storia come pensiero e come azione, 3 ed., Bari, 1939; Filosofia e storiografia, Bari, 1949.

Литература: Плеханов Г. В., О книге Кроче, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956; Грамши А., Избр. произведения, пер. с итал., т. 1-3, М., 1957-59 (см. Именной указатель); Чернышев Б. С., Бенедетто Кроче и диалектика, "ВФ", 1958, Кя 8; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, гл. 3; Аббате М., Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959; Эфиров С. A., От Гегеля к... Дженнаро, M., 1960; Chabod F., Croce storico, "Rivista storica italiana", 1952, fasc. 4; Olgiati F., Benedetto Croce e lo storicismo, Mil., 1953; Caponigri A. R., History and liberty: the historical writings of Benedetto Croce, L., (1955); Garin E., Cronache di filosofia italiana (1900-1943), Bari, 1955; Petruzzellis N., L'idealismo e la storia, 3 ed., Brescia, 1957; Rossi P., Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960.

Вернуться на главную страницу Кроче

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС