Козаков Михаил Эммануилович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Козаков Михаил Эммануилович

1897-1954

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Козаков Михаил Эммануилович

Козаков Михаил Эммануилович [11(23).8.1897, ст. Ромодан Полтавской губ.— 16.12.1954, Москва] — прозаик, драматург.

Козаков родился недалеко от Полтавы, раннее детство провел в Крыму, где его отец работал весовщиком в порту; учился в Лубянской гимназии Полтавской губ., окончил гимназию в 1916 и поступил в Киевский университет сначала на медицинский, а затем на юридический факультет. Козаков участвовал в студенческом движении в февр. 1917, за что ему в 1918 пришлось скрываться в подполье, а когда в янв. 1919 Лубны захватили красные, Козаков оказался на явке у большевиков, и, хотя в партии не состоял, его тут же привлекли к работе в ревкоме, избрали в Совет. Козаков был комиссаром труда, членом редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА.

Когда в авг. 1919 деникинцы заняли Полтаву и угрожали Лубнам, Козаков вошел в штаб обороны Лубен и был назначен начальником эвакуации. В качестве комиссара эшелона с эвакуированными Козаков довез порученных ему людей до Казани и там в 1920 поступил на юридический факультет Казанского университета, но в 1921 занятия оставил и перебрался в Петроград.

В Петрограде началась литературная деятельность Козакова. Здесь в журнале «Юный пролетарий» (1923. №8-9) был напечатан его первый рассказ «Санька», написанный в духе рассказов Л.Сейфуллиной о беспризорниках. В том же году журнал «Литературный еженедельник» опубликовал рассказ Козаков «Три дня».

В 1924 массовые журналы «Огонек», «Зори», «Красная панорама» поместили на своих страницах очередные рассказы Козакова — «Хиромантка в квартире 39», «Крестный поход штабс-капитана Жеребко», «Знобич, или Мат в 2 хода» и др. Уже по названиям этих рассказов видно, насколько силен был у Козакова интерес к необычным героям, к редким и оригинальным столкновениям ситуаций и характеров, к курьезным случаям. Однако тяга к необычному не превратила Козакова только в рассказчика анекдотов, что стало ясно уже по первому сборнику писателя «Попугаево счастье» (1924). В тематике рассказов, составивших эту книгу, чувствовалось влияние М.Зощенко, Н.Никитина и др. «серапионов», но вместе с тем Козаков воспринимал жизнь более романтично и трагично, чем «серапионы». Целый ряд произведений Козакова написан как бы об одном и том же. Герой рассказа «Чужое лицо» («С чужим именем», 1924), представитель древнего дворянского рода, женился на солдатке и, скрывая свое происхождение, принял ее фамилию, превратившись в глазах окружающих в обыкновенного мужика. «Полтора хама» (1927) — рассказ о бывшем капитане, прячущем свое прошлое и работающем военруком. Полностью перешел из прошлого в настоящее и бывший полковник из «Попкиного счастья» (1924). Парализованный, прикованный к креслу, он доживает свои дни на деньги, который живущий с ним бездомный старик зарабатывает на базаре с помощью полковничьего попугая, бывшего предметом дворянской страсти своего хозяина и ставшего ему кормильцем.

Некоторые критики находили уже в первых рассказах Козакова переклички с произведениями Л.Андреева и А.Ремизова, тем более что на язык рассказов Козакова явно повлиял стиль этих писателей. «По форме Козаков — вычурен в стиле, где построение фраз противоречит принципам обычного литературного синтаксиса, представляя приближение то к неправильной разговорной речи, то к стихотворению в прозе» (Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. Л., 1925).

Впрочем, довольно быстро Козаков избавился и от вычурного стиля, и от темы замершего в ожидании другой жизни обывателя. Уже в рассказе «Кусок хлеба» (1926), сб. повестей и рассказов «Человечья закутка» (1926) заметно упростился язык Козакова, но главная его особенность осталась: подчеркнутая исключительность ситуации, в которую попадает герой. В «Повести о карлике Максе, балаганном артисте» (1926) несчастный лилипут убивает оскорбившего его начальника белой контрразведки, а в повести «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы» (1927) герой, стремясь разбогатеть, убивает дважды, причем во втором случае — родного брата, близкого человека и соучастника первого убийства. Однако занимательность и лихая интрига не являются для Козакова самоцелью. Ему важно нечто иное, и автор специально замедляет действие в исключительно напряженных моментах, вставляет в рассказ лирические отступления, рассуждения от автора, чтобы не только отложить наступление всегда неожиданной развязки и подольше держать читателя в неведении, но и показать все нутро своих героев, поразмышлять о них.

Не обошел Козаков и тему нэпа, написав повесть «Мещанин Адамейко» (1927), и проблемы антисемитизма, выпустив сборник повестей и рассказов «Человек, падающий ниц» (1929), а в конце 1920-х начал писать свою основную книгу — роман «Девять точек», над которым работал всю жизнь. Роман был первоначально задуман как произведение преимущественно бытовое, в центре которого стояла история большой семьи Калмыковых. Вторая линия романа — судьба депутата Государственной думы Карабаева, по замыслу Козакова, должна была быть решена в плане преимущественно психологическом. Действие романа, задуманного как трилогия, предполагалось развернуть в достаточно продолжительном отрезке времени, оно охватывало около 15 лет и доходило до 1930, момента написания книги. В соответствии с этим и была написана 1-я часть, посвященная почти исключительно личным судьбам главных героев, общественная история представала лишь как фон. Но на встречах с читателями «Девяти точек» Козаков обратил внимание на то, что события Февральской революции, отодвинутые в общественном сознании многочисленными публикациями об Октябре, читателям известны мало. Не меняя первоначального своего плана, Козаков постепенно сузил границы романа до изображения периода с 1913 по 1917. Повествование обрело многоплановый характер (последние дни царской России, Февральская революция — до приезда Ленина в Петроград в апр. 1917).

1-я книга «Девяти точек» была опубликована в 1931. После нескольких ее переизданий в 1934 вышло издание, содержавшее 1-ю и 2-ю части, в 1936 — 3-я часть. Завершив повествование в 4-й книге, изданной в 1939, Козаков не перестал работать над романом и лишь накануне смерти в 1954 посчитал свою задачу выполненной. Роман, состоящий из 4 книг, настолько отличался от первоначального варианта, что Козакову даже пришлось сменить заглавие. Книга стала называться «Крушение империи».

В 1930-х Козаков много занимался литературно-организационной работой. Он был инициатором издания, а затем и главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград», участвовал в работе по созданию Союза советских писателей. В этом качестве он, в частности, организовал прием приехавших из Парижа на I съезд писателей А.Мальро и И.Эренбурга.

С конца 1930-х Козаков выступал и как драматург. Первый опыт подобного рода был предпринят Козаков еще в 1932, когда по его сценарию был снят кинофильм «Блестящая карьера». После того как в 1939 в московском театре Ленсовета и ленинградском театре им. Пушкина была поставлена пьеса Козакова «Чекисты», он написал еще около 10 драматических произведений, часть из них совместно с А.Мариенгофом.

Творческая деятельность Козакова продолжалась до последних дней жизни писателя. Помимо работы над «Крушением империи» Козаков написал роман о послевоенной жизни интеллигенции «Жители этого города», опубликованный посмертно в 1955, и повесть о лете 1917 «Петроградские дни» (1957).

Вскоре после кончины Козакова близко знавший его К.Федин написал: Михаил Козаков «был на редкость щедро наделен общественным темпераментом, был совершенно "своим" в делах и днях коллективной писательской работы, и слишком многие из его литературных ровесников, дороживших этими его выдающимися качествами общественника, забывали, что самым дорогим в нем всегда оставалось дело его жизни — труд по призванию писателя».

В.В.Попов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 222-224.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 4 т. 1929-31;

Крушение империи. Ч.1-4. М., 1956.

Литература:

Виноградов И. Углубление темы: О творчестве М. Козакова. Л., 1934;

Федин К. Михаил Козаков и его «Крушение империи» // Федин К. Писатель, искусство, время. М., 1957;

Борисова И. Герои и события // Новый мир. 1957. №2;

Виноградов И. О современном герое // Новый мир. 1961. №9;

Ермилов В. Размышления над современной повестью. М., 1963.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС