Родственные проекты:

|
Томмазо Кампанелла

Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия,—21.5.1639, Париж),
итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической
утопии. Сын сапожника; с 1582 года монах-доминиканец. В 1591 году выступил с
книгой «Философия, доказанная ощущениями» («Philosophie sensibus demonstrate») в
защиту натурфилософии Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно
подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598—1599 годы возглавил в
Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорён к
пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских
тюрьмах создал десятки сочинений, в том числе по философии, частично
опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В мае 1626 года
освобожден и переведён в Рим, в 1629 году оправдан; в 1634 году — бежал во
Францию в связи с угрозой выдачи испанским властям.
В философии Кампанеллы отстаивал необходимость опытного познания и развивал
учение о «двойном» откровении (природы и Священного писания). Выступив в защиту
Галилея, Кампанелла не принял учения
о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.
Коммунистическая утопия Кампанеллы представляет собой программу всеобщего
социального преобразования на основе общности имущества («Город Солнца»,
произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано
1623, рус. пер. 1906,1954), дополняемую утопией всемирной теократической
монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистической общине у Кампанеллы
упразднены собственность я семья, дети воспитываются государством; труд
обязателен для всех, рабочий день сокращён до 4 часов; огромное внимание
уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому
воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках
учёно-жреческой касты. Осуществление своей программы Кампанелла, после провала
Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем
французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства
человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами
католицизма.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983.
Сочинения: Tutte le opere, v. I — , Mil.—Verona, 1954—; Lettere, Bari, 1927,
La filosofia ehe i sensi ci additano, Napoli, 1974.
Литература: Г o p φ у нк е л ь А. X., Т. К., М., 1969 (библ.); Ш т е к-ли А.
Э., «Город Солнца»: утопия и наука, М., 1978; P i r-р о L., Ricerche
campanelliane, Firenze, 1947; С o r s a n ο Α., Tommaso Campanella, Bari, 1961;
Badaloni N., Tommaso Campanella, Mil., 1965; A m er i o R., II sistema teologico
di Tommaso Campanella, Mil.— Napoli, 1972.
Вернуться на главную страницу
Кампанеллы
|