Родственные проекты:

|
Томмазо Кампанелла

Кампанелла (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5
сентября 1568, Стило, Италия — 21 мая 1639, Париж) — итальянский мыслитель и
поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения
христианизированного Аристотеля привели его к конфликту с орденом. В1589 бежал
из монастыря. В Неаполе опубликовал свой труд «Философия, доказанная ощущениями»
(Philosophiasensibusdemonstrata, 1591, новое изд. 1992) в защиту Б. Телезио.
После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в
1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского
ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного
государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице.
Обвиненному в двояком преступлении — ереси и мятеже против короля, ему грозил
смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал безумие и, выдержав
жесточайшие пытки, избежал казни. Приговоренный к пожизненному заключению, он
пробыл в казематах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626
его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюремный режим был несколько
смягчен. Но происки иезуитов вынудили его бежать во Францию (1634). Кампанелла —
автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному
искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его
систематически запрещали и конфисковывали. В «Философии, доказанной ощущениями»,
в «Кратком своде философии природы» (Prodromus philosophiae... Francofurti,
1617), в «Реальной философии» (Realis Philosophiae epilogisticae parte quatuor,
Francofurti, 1623) в «Апологии Галилея» (Apologia pro Calileo., Francofurti,
1622), в «Побежденном атеизме» (Atheismus triumphalus, Parisii, 1636) и многих
других работах Кампанелла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что
реальная телесная масса — основа всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в
космосе и неизменна; варьируются, возникая и исчезая, только ее формы. По своей
природе материя пассивна, источником движения является тепло. Истинное познание
возможно лишь при непосредственном наблюдении природы. Развивая сходные с
Телезио мысли о самодвижении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла
вместе с тем рисовал картину одушевленной Вселенной, называя природу
«чувствующим животным». Подобно Телезио, он рассуждал о «естественной душе»,
теплом, тонком и подвижном духе, возникающем под воздействием солнечного света и
тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о
самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах
бытия — мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные —
немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум,
Первая Мудрость. Но, сотворив «великое чудо» — мир, в дальнейшем он не заботится
о частностях и не вмешивается в дела природы, этого «скульптурного образа Бога».
Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о «двух книгах» —
«живого кодекса природы», познаваемого посредством разума и чувств, и Св.
Писания — иносказания, содержащего наставления веры и постигаемого богословием.
Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя
к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и
создания «наилучшего государства», образец которого он начертал в знаменитом
диалоге «Город Солнца»: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут
«философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности,
всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые,
соответствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее
строится вся жизнь соляриев. Наука тесно связана с «естественной» религией,
образуя своеобразный магический культ, задача которого — проникновение в тайны
мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла
рисовал и другую картину единения человечества — во всемирной монархии. Тема эта
затрагивается в «Городе Солнца», в «Политических афоризмах» (Aforismi politici,
Torino, 1941). В трактате «Об испанской монархии» роль объединителя народов
отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и
признании верховной власти папы римского (Delia Monarchiadi Spagna, Opere,
Torino, 1854, v. 2). В «Речах к итальянским князьям» (Discorsi ai principi
d'ltalia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии —
будущей столицы вселенской державы и резиденции первосвященника. А в «Монархии
Мессии» (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает право на
главенство римского папы как блюстителя природного закона, призванного в своем
служении подражать Христу и быть «рабом рабов божиих». Противник войн и
религиозных раздоров, Кампанелла решительно выступил против Реформации,
разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он критиковал постулат
кальвинистов о божественном предопределении и отрицание ими свободы воли у
человека. Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между
исследователями. Одни относят Кампанеллу к представителям раннего утопического
коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь «Город Солнца» и
близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его труды в защиту
папства и, принижая значение «Города Солнца», толкуют о Кампанелле как философе
контрреформации. Третьи полагают, что Кампанелла-утопист, верный идеям «Города
Солнца», вместе с тем питал надежду использовать папство и католическую церковь
в задуманном им переустройстве общества.
Л. С. Чиколини
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
II, Е – М, с. 202-203.
Вернуться на главную страницу
Кампанеллы
|