Ивановский Владимир Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Ивановский Владимир Николаевич

1867-1939

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ивановский Владимир Николаевич

Ивановский Владимир Николаевич [25 июля (6 августа) 1867, Вышний Волочек Тверской губ. — 4 января 1939, Минск] — русский философ, деятель университетского образования. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1890), работал ученым секретарем журнала «Вопросы философии и психологии». Приват-доцент Московского (с 1899), Казанского (1904—1912), профессор Самарского (с 1919) и Белорусского (1921—1927) университетов. Сторонник «научной философии», которую понимал как общую методологию, выявляющую наиболее общие основания знания и культуры. Автор одной из первых книг по философии науки в России «Методологическое введение в науку и философию» (т. 1. Минск, 1923). Был знатоком учений об ассоциации идей в британской гносеологии и психологии. В последние годы жизни занимался переводами сочинений Декарта и Я. А. Коменского.

В. П. Филатов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 66-67.

Ивановский Владимир Николаевич (13(25).07.1867, Вышний Волочек Тверской губ. - 4.01.1939, Ленинград) - философ, методолог и историк философии, психологии, педагогики. Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та (1890). Под влиянием Троицкого заинтересовался ассоцианизмом, который стал одной из главных психологических тем на протяжении всего его научного творчества. Активный участник просветительского «Общества распространения технических знаний», секретарь журнала «Вопросы философии и психологии». Выступал со статьями, рецензиями и обзорами в этом журнале, а также в издаваемой под ред. проф. П. Г. Виноградова «Книге для чтения по истории средних веков». В 1899-1903 и 1914-1917 годы Ивановский - приват-доцент философских дисциплин Московского университета. С 1900 г. - в 3-летней заграничной командировке (Берлин, Лондон, Оксфорд, Париж). Участвовал в работе 1 Международного философского конгресса (1900, Париж) с докладом о философской терминологии. В 1902-1903 годы читал лекции по истории и теории науки и философии в Парижской русской школе общественных наук. Приват-доцент Казанского (1904-1912), Самарского (1919-1921), Белорусского ун-тов (1921-1927). Член отдела методологии Института научной философии при ф-те общественных наук Московского ун-та (1921-1923). В 1927 г. вышел в отставку. Последние 12 лет занимался литературной работой: писал ст. по истории философии для БСЭ и сборника по философии, переводил с латинского и французского Декарта, а также Коменского. Ивановский - автор исследований по широкому кругу фундаментальных проблем истории философии и психологии, истории образования и просвещения в Средние века, университетского образования в России. 

Был переводчиком классических трудов по философии и психологии («Система логики» Дж. Ст. Милля, «Дедуктивная и индуктивная логика» В. Минто, «Психология» А. Бэна и др.). Отмечал значение работы Милля «Система логики» для накопления материала по методологии науки, которая была главной в его творчестве. Подчеркивал теснейшую связь философии на всех этапах ее развития с научным знанием и даже называл философию наукой. В психологии наибольшую известность получили труды Ивановского по истории ассоцианизма. В них Ивановский дал глубокий анализ ассоцианизма, проследил его становление и развитие, начиная от Д. Гартли и Д. Юма и до XX века. С позиций ассоцианизма критиковал понимание активности сознания в понятии об апперцепции у Лейбница, Канта, Гербарта и Вундга. Подчеркивал важность методологической культуры в науке и философии. Базой для нее считал изучение истории науки и философии, становление научной и философской традиции. В главном методологическом труде «Методологическое введение в науку и философию» (в ранних вариантах под названием «Введение в философию»), опираясь на обширные материалы из истории философии и психологии, выявил основные тенденции в развитии научно-философской мысли от первых ее начал в истории греческой философии, которые восходят к X-IX векам до н. э. и до философских школ и направлений XX века. Предложил «Общую схему классификации наук», в которой дал систематический обзор научного и философского знания, выделил типы наук, вскрыв лежащие в их основаниях методологические принципы, описал взаимоотношения наук, представил их общую систему. Ивановский внес значительный вклад в философию и методологию отдельных наук, в т. ч. в психологическую методологию.

А. Н. Ждан

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 209-210.

Сочинения: Мистика и схоластика XI-X1I вв. Ансельм Кентерберийский, Абеляр и Бернард Клервосский. М., 1897; К вопросу об апперцепции // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 36. С. 70-106; Движение и распространение университетского образования в России. М., 1900; Ассоцианизм психологический и гносеологический. Казань, 1909. Ч. 1; Методологическое введение в науку и философию. Минск, 1923. Т. 1.

Литература: Гуляев А. Д. Отзыв о сочинении В. Н. Ивановского «Ассоцианизм психологический и гносеологический». Казань, 1911; Красновский А. А. Памяти проф. Владимира Николаевича Ивановского // Педагогика. 1939. № 3; Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века). Сер. «Философия России первой половины XX века». М., 2012.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Движение за распространение университетского образования в России. М., 1900;

Ассоциационизм психологии и гносеологии, ч. I. Казань, 1905;

Введение в философию. Казань, 1909; К вопросу о генезисе ассоциационизма. Казань, 1910;

Логика истории как онтология единичного.— «Труды Белорусского университета», кн. 1—3. Минск, 1922.

Литература:

Красновский А. А. Памяти проф. В. Н. Ивановского. — «Советская педагогика», 1939, № 3.

Гуляев А. Д. Отзыв о сочинении В. Н. Ивановского «Ассоцианизм психологический и гносеологический». Казань, 1911;

Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века). Сер. «Философия России первой половины XX века». М., 2012.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС