Ильенков Эвальд Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Ильенков Эвальд Васильевич

1924-1979

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Эвальд Васильевич Ильенков

Ильенков Эвальд Васильевич (1924-1979) — отечественный философ и психолог. Биография. В 1941 году поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946-1953 годы учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса "К критике политической экономии"». С 1953 года работал сначала младшим, а с 1961 года — старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968 году защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу о природе мышления». Исследования. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 1960-е годы обратился к работам И. А. Соколянского и А. И Мещерякова, освещающим работу со слепоглухонемыми детьми. На этом материале дал теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 215.


Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск – 21.03.1979) — отечественный психолог. После окончания московской школы в 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946–1953 гг. учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса К критике политической экономии. С 1953 г. работал сначала младшим, а с 1961 г. — старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию на тему „К вопросу о природе мышления“. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 60–е гг. обратился к работам И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, освещающим работу со слепоглухонемыми детьми. На этом материале дал теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане.

Использованы материалы сайта http://www.peoples.ru/


Ильенков Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск — 21 марта 1979, Москва) — философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.

В 1941 поступил в МИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. После окончания философского факультета МГУ и аспирантуры там же защитил в 1953 кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса «К критике политической экономии»». С 1953 до своей смерти работал в Институте философии АН СССР. В 1968 защитил докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления».

Э. В. Ильенков (вместе с А. А. Зиновьевым) во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60— 80-х гг. 20 в. Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Многие отечественные философы этого времени были либо ею непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.

При разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному (на основе анализа метода «Капитала» К. Маркса) Э. В. Ильенков сформулировал проблему строения теоретической системы и ее генезиса на основе некоторой «клеточки». Он проанализировал связь метода восхождения с проблематикой диалектики логического и исторического и проблемой разрешения противоречий в теоретическом мышлении. Идеи Э. В. Ильенкова относительно диалектики абстрактного и конкретного, сформулированные в гегелевско-марксовской традиции, своеобразно предвосхитили разработку проблематики, которой западные специалисты по логике и методологии науки стали заниматься (в рамках традиции аналитической философии) полтора десятка лет спустя. Его разработка проблем ядра теории соприкасается с лакатосовским методом научных исследовательских программ, а развивавшаяся Э. В. Ильенковым критика философского эмпиризма сопрягается с тем, что позднее стало обсуждаться как проблема теоретической нагруженности эмпирического факта. Его идеи оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся отечественный ученый В. В. Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского.

Одна из основных проблем, над которой бился мыслитель — снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто «внутреннего» и внешней реальности. В этой связи Э. В. Ильенков развивал идею о «тождестве бытия и мышления», имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность. Эти идеи философа противоречили официальной трактовке «ленинской теории отражения», принятой в советской философии, за что он подвергался идеологической критике. В то же время можно обнаружить близость его идей к традиции «прямого реализма», влиятельной в философии 20 в. Одновременно Э. В. Ильенков подчеркивал, что реальность дается сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте, Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой отечественными учеными (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В этом же контексте может быть понята концепция идеального, которое истолковывается Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности в культуре. Это дает ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было также объявлено крамолой, так как не вписывалось в примитивный психологизм официального истолкования диалектического материализма. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка (работы А. И. Мещерякова).

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства).

Идеи Э. В. Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и др. стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и др. странах.

В. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 95-96.


Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск- 21.03.1979, Москва) - философ и публицист. Участник Великой Отечественной войны. По окончании философского ф-та и аспирантуры Московского ун-та с 1953 г. работал в Институте философии Академии наук СССР. С выходом в свет книги Ильенкова «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса» (1960) связано оживление интереса советских философов к проблеме создания теории материалистической диалектики как логики. Она способствовала выдвижению совр. марксистской философской мысли на более высокий теоретический уровень, когда главной задачей стало создание концептуальной системы логико-диалектических категорий. Автор назвал свою работу «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». Рецензенты рукописи усмотрели в ней влияние гегельянства, с которым в то время вели борьбу Федосеев, Мишин и Константинов и их сторонники, а также философы, склонявшиеся к позитивизму. В результате текст рукописи был значительно сокращен в той части, где речь шла о понимании абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике. Книга увидела свет почти через четыре года после ее написания (название ее было изменено по настоянию Федосеева; в полном виде и с первоначальным названием работа вышла лишь в 1991 г.).

Глубина и оригинальность исследования Ильенков вызвали интерес не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Уже в 1961 г. книга в переводе на итал. язык вышла в Милане. Согласно Ильенкову, взаимодействие абстрактного и конкретного и есть основной закон теоретического отражения действительности в человеческом сознании. У Ильенкова эти понятия выражают всеобщие формы развития природы, общества и мышления, а потому они суть универсальные категории диалектики. В них запечатлена не специфика мышления по сравнению с действительностью и не специфика действительности по отношению к мышлению, а момент единства (тождества) в движении этих противоположностей. Конкретное он определяет, следуя диалектической традиции, как единство в многообразии вообще, - в противовес обыденному (и метафизическому) представлению, рассматривающему его лишь как чувственно воспринимаемую вещь, как наглядно представляемое событие, зрительный образ и т. п.

Абстрактное, согласно Ильенкову, не просто «объект мысли» или умозрительное понятие, а один из моментов процесса познания, проявляющийся в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных, общих его свойств, связей и отношений. В диалектике «абстрактное» нередко имеет смысл одностороннего, бедного, неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней. Абстрактное выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного. Переход от абстрактного к конкретному, восхождение от первого ко второму - типичный случай диалектического единства и взаимоперехода противоположностей. Все другие логические категории (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, обобщение, классификация, умозаключение и т. п.), считает Ильенков, выступают в качестве условий осуществления этого перехода. Способ восхождения от абстрактного к конкретному он рассматривал как универсальный метод научного мышления, как всеобщую форму (способ) развития понятий, а не как лишь специфический прием, используемый Марксом при разработке теории прибавочной стоимости.

В работах Ильенкова анализируется также сущность таких категорий, как логическое и историческое, их диалектическое развитие и тождество; в историческом он видит основу, первообраз логического и считает, что логическое воспроизведение действительности способом восхождения от абстрактного к конкретному отражает реальную историческую последовательность всех фаз, которые проходит изучаемая действительность - рождение, становление, расцвет и умирание конкретного объекта. Логическое есть выраженное в понятиях историческое, их нельзя отделить друг от друга. Без уяснения их диалектической взаимосвязи нельзя верно понять (а следовательно, и применять) способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Предметом логики Ильенков считал не специфические формы выражения процесса мышления в языке, а формы и закономерности самого мышления. «...Мышление имеет своим предметом не знаки и их сочетания, а объективную реальность, и логика мышления диктуется поэтому не логикой знакового выражения, а логикой развития действительности, которая и составляет высший закон для мышления, которому, хотят они того или не хотят, вынуждены подчиняться и «знаки», и их «сочетания», их «конъюнкции» (Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 312). Под этим углом зрения И. критиковал неопозитивистские толкования проблемы противоречия в логике, считая, что «противоречие» как категория логики не что иное, как отраженное мышлением объективное противоречие, схваченное сознанием в живой реальности. Под этим же углом зрения (диалектики идеального и материального) Ильенков рассматривал и другие философские категории (всеобщее, общее и особенное, субстанцию и др.), выступая против сведения философского знания как сложного феномена к более простому, каковым считал знание, получаемое в рамках частных наук. Рассматривая историю философии как действительную школу мысли, Ильенков подчеркивал необходимость обращаться к классическому наследию при осмыслении проблем современности и сам давал пример такого обращения в своих работах о Спинозе, Фихте, Гегеле, Марксе, Ленине. Для «Философской энциклопедии», издававшейся с 1960 г., Ильенковым был написан ряд статей, в т. ч. знаменитая статья «Идеальное», вызвавшая острые споры среди философов.

В 1965 г. за исследование проблем диалектической теории познания Президиум АН СССР присуждает Ильенкову премию имени Н. Г. Чернышевского.

В 1968 г. им была защищена докторская диссертация «К вопросу о природе мышления», что также стало событием в жизни советской философской общественности. В этом же году в Политиздате выходит его книга «Об идолах и идеалах», в которой автор критикует популярный в те годы миф о создании «искусственного интеллекта», превосходящего ум человека. Идеальное, подчеркивал Ильенков, в качестве атрибута мышления человека невозможно воспроизвести в техническом устройстве, игнорируя предметно-практическую деятельность человека, в которой он собственно становится творческим субъектом. Но зато можно превратить самого человека в «мыслящую машину», лишенную идеального, идеалов, творческих способностей, что и происходит в условиях разделения труда и частной собственности. Тогда же Ильенков пишет ряд работ по эстетике, в которых указывает на единый корень всех творческих способностей человека - фантазию, способность воображения. Исследования Ильенкова углубили материалистическое понимание мышления как предмета логики, а также сущности идеала и диалектики идеального, Идеал, по Ильенкову, не только нравственная установка, мыслимая в категориях конечных формообразований, но и полнота сущности в ее неизбежно вечном становлении, и «контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние» (Там же. С. 210), Что же касается категории «идеальное», то этот субъективный образ объективной реальности есть, согласно Ильенкову, не индивидуально-психологический и тем более не физиологический феномен, а общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. И. критиковал тех, кто сводил идеальное к состоянию той материи, к-рая «находится под черепной коробкой индивида», считая, что «оно есть особая функция человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием» (Там же. С. 215).

В последние годы жизни Ильенков заинтересовался книгой Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Так появилась работа под названием «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма», вышедшая в Политиздате в 1984 г. Позитивизм как направление в философии и науке в то время почти не критиковался, поскольку многими считался выражением точки зрения современной науки. В этой работе И. интересует методология анализа Лениным «кризиса» в естествознании начала XX века Он видит в Ленине союзника, поскольку тот в условиях методологического кризиса в науке смог продемонстрировать преимущества материалистической диалектики в сравнении с эмпирической методологией позитивизма, а также показал, как абстрактные философские построения могут вырастать на почве эмпиризма. Исследуя теоретические и методологические проблемы формирования высших психических способностей человека, Ильенков опирался также на практические достижения отечественных дефектологов И. А. Соколянского (1889-1961) и А. И. Мещерякова (1923-1974) и стал прямым продолжателем работ последнего со слепоглухонемыми, дав философское обоснование медико-педагогической системе формирования полноценного сознания личности детей, лишенных зрения и слуха. Философские поиски и разработки сомкнулись в его творчестве с практически-педагогическими. «Философия, - отмечал он, - в союзе с психологией, основанной на эксперименте, доказала бесспорно, что «ум» — это не «естественный дар», а результат социально-исторического развития человека, общественно-исторический дар, дар общества индивиду» (Там же. С. 43). Труды Ильенкова переведены на многие языки и изданы в целом ряде стран.

Л. В. Голованов, С. H. Мареев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 222-223.

Сочинения: Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., I960; Идеальное // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1962. Т, 2.; Об идолах и идеалах, М.. 1968: Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980; Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М,, 1974; 2-е изд. М., 1984; Учитесь мыслить смолоду М., 1977; Философия и культура. М., 1991; Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997; Школа должна учить мыслить. М., 2002; Об эстетической природе фантазии: Что там, в Зазеркалье? М., 2011; Проблема идеала в философии: Гегель и герменевтика. М., 2011; Истоки мышления: Диалектика идеального. М., 2012.

Литература: Э. В. Ильенков. Материалы «круглого стола» // Библиотекарь. 1980. № 8; Голованов Л. В. Высокое напряжение «философского нерва». Несколько штрихов к портрету Э. В. Ильенкова // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XVII. Между историей и современностью. М., 1995; Драма советской философии: Эвальд Васильевич Ильенков. М., 1997; Э. В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999; Э. В. Ильенков и социализм. М., 2002; Эвальд Васильевич Ильенков в воспоминаниях. М., 2004; Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. 2-е изд. М., 1997; Он же. Из истории советской философии: Лукач - Выготский - Ильенков, М., 2008; Эвальд Васильевич Ильенков (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2008; Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991; Evald Ilyenkov's philosophy revisired, Helsinki, 2000.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Тесля Андрей. Несколько слов по поводу последней книги Мих. Лифшица. (Речь идет о книге Лифшиц М.А. Диалог с Эвальдом Ильенковым. (Проблема идеального) / М.А. Лифшиц. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.).

Сочинения:

Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974;

Диалектическая логика. М., 1974 (2-е изд. 1984);

Искусство и коммунистический идеал. М., 1983;

Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960;

Количество. — Философская энциклопедия. т. 2. М., 1962;

Об идолах и идеалах. М., 1968;

Что же такое личность? «С чего начинается личность». М., 1979 (2-е изд. 1984);

Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979;

Искусство и коммунистический идеал. М., 1973;

Философия и культура. М., 1991.

Литература:

Философия не кончается. Из истории отечественной философии. 20 век, т. 2,1960-80 (под ред. В. А. Лекторского). М.. 1998;

Э. В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999.

Э. В. Ильенков. Материалы «круглого стола» // Библиотекарь. 1980. № 8;

Голованов Л. В. Высокое напряжение «философского нерва». Несколько штрихов к портрету Э. В. Ильенкова // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XVII. Между историей и современностью. М., 1995;

Драма советской философии: Эвальд Васильевич Ильенков. М., 1997;

Э. В. Ильенков и социализм. М., 2002;

Эвальд Васильевич Ильенков в воспоминаниях. М., 2004;

Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. 2-е изд. М., 1997;

Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач - Выготский - Ильенков, М., 2008;

Эвальд Васильевич Ильенков (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2008;

Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991;

Evald Ilyenkov's philosophy revisired, Helsinki, 2000.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС