Илларион (Троицкий)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Илларион (Троицкий)

1866-1929

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Илларион (Троицкий)

ИЛАРИОН (в миру Троицкий Василий Александрович) (1866 — 28.12.1929), русский богослов и духовный писатель, архиепископ Верейский (с 1923). Член Церковного Собора 1917—18. Близкий сотрудник св. патриарха Тихона. Один из высших выразителей духовных ценностей Святой Руси в XX в. В главном своем труде “Христианства нет без церкви” Иларион писал: “Идеал Православия есть не прогресс, но преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу”.

В декабре 1923 архиеп. Иларион был арестован и отправлен на Соловки. В лагере его полюбили все: не только собратья по священству, но и интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне и даже отпетые уголовники. Владыка создал на Соловках рыболовецкую артель, которая, по воспоминаниям очевидцев, была и настоящей духовной школой. “Соловки, — говорил он, — это замечательная школа — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия”.

Владыка Иларион нес в себе все высшие ценности Русской цивилизации. Люди, сидевшие с ним в лагере, вспоминали, что за обыкновенной, простой внешностью можно было увидеть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждении. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого “вида благочестия”, совершенно сознательный и прямой. В “артели Троицкого” (так называлась рабочая группа архиеп. Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание. Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показывать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.

Те, кто провел с ним годы в совместном заключении, были свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник находился у него и на Соловках. Этот чарующий дух нестяжания и был подлинно от митрополита Антония, школой которого многие хвалятся. Этого человека можно оскорбить, но он на это никогда не ответит, даже, может быть, и не заметит сделанной попытки. Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

В 1926 архиеп. Иларион сумел передать на волю обращение к архиереям, в котором говорилось, что ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор следует провести избрание патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом в патриархи он предложил митр. Кирилла. Было собрано 72 подписи. Однако еврейские большевики не позволили осуществить идею архиеп. Илариона, арестовав многих архиереев.

Канонизирован 10 мая 1999.

Празднуется 27 апреля/10 мая и 15/28 декабря.

О. Платонов

Русское небо


Илларион (Троицкий Василий Александрович) (1866, с. Липицы Серпуховского у. Моск. губ.- 28 дек. 1929, Ленинград). Род. в семье священника. В 1910 окончил Моск. духовную академию со степенью канд. богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра богословия и пострижен в монашество, рукоположен во иеромонахи и определён исполняющим должность доцента Моск. духовной академии, затем назначен её инспектором с возведением в сан архимандрита. В дек. 1913 утвержден в звании экстраординарного профессора по Священному писанию Нового завета: доктор богословия. По воспоминаниям современников, Илларион был физически сильным человеком, высокого роста, с тонкими чертами лица, русой бородой. Привлекал внимание величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. Любимец народа, Илларион пользовался авторитетом также среди духовенства. Богослов, церк. писатель.

В 1916 выпустил кн. Трех против церкви. Думы о рус. интеллигенции", в к-рой писал: "Рус. народ воспитывался.- под рук-вом церкви, а поэтому отпадение от церкви для рус. человека и является почти наверное отпадением от России. Россия может прожить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без церкви. Сейчас рус. народ охватила болезнь... часть рус. интеллигенции... отошла от церкви, вышла из-под её рук-ва, потеряла связь с жизнью церкви... Это отпадение от церкви произошло под влиянием Запада, давно отпавшего от церкви"; "В этом можно видеть самый вред и пагубное влияние Запада на рус. жизнь... А ведь у нас и теперь раздаются голоса о том, что мы воюем не с зап.-европ. культурой, а только с прусским милитаризмом" (П„ с. 5, 19). В "Богословском Вестнике" за янв. 1917 в ст. "Вера и Разум" утверждал: "Отделение от церкви будет иметь печальные последствия для отделившегося. От церкви отделяются только еретики и раскольники, сущность остаётся одна и та же" (т. 1, с. 9).

После Февр. рев-ции 1917 участвовал в выборах на Тульскую кафедру (июль) и ректора Моск. духовной академии (сент.), но в обоих случаях не получил необходимого числа голосов. Член Св. Собора Правосл. Рос. Церкви (авг. 1917-1918). На Соборе выступал как сторонник патриаршества: "Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве быть рус. сердцу? На бирже? В торг. рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьётся в Кремле. Но где же в Кремле? В окружном суде? Или в солд. казарме? Нет, в Успенском соборе. Там ...бьётся рус. правосл. сердце. Орёл петровского... самодержавия выклевал это рус. правосл. сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор церкви российской, от Бога данной ему властью, снова устанавливает Моск. патриарха на его законном неотъемлемом месте" (см.: Регельсон Л., Трагедия рус. церкви. 1917-1945, Париж, 1977, с. 31).

С 1920 епископ Верейский, викарий Моск. епархии. В 1923 патриарх Тихон возвёл Илларион в звание архиепископа. Управлял делами Моск. епархии. В нояб. этого года арестован и сослан на Соловки, где пробыл до 1925. В 1925-26 содержался в Ярославской тюрьме," затем вновь на Соловках. В 1929 направлен на поселение в Алма-Ату; скончался от сыпного тифа в ленингр. тюремной больнице.

Использованы материалы статьи M.E. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Литература:

Рус. правосл. иерархи. Исповедники и мученики. Альбом. Париж, 1986;

Мanull [Lemesevskiji, Die Russischen Orthodoxen Bischofe топ 1893 bis 1965, Toil 3, blangen. 1984.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС