Гуго Сен-Викторский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гуго Сен-Викторский

1096-1141

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гуго Сен-Викторский

Гуго Сен-Викторский (около 1096—1141 гг.). Вне всякого сомнения, сакс по происхождению, Гуго начал свое обучение в Хаммерслебенском монастыре (Саксония), а к 1118 году перебрался в Париж. Начиная с 1127 года, он преподавал в аббатстве Сен-Виктор, возродив здесь центр духовной жизни и культурного обновления. Этот мистически настроенный богослов был также широко известен благодаря неподдельному интересу к науке. Он написал сочинение «Дидаскалион» («искусство читать», то есть, как учиться и как обучать), представляющее собой настоящую школьную программу (семь свободных искусств) и духовное руководство. Его педагогическое рвение распространялось также на послушников, которым он посвятил самоучитель, дававший им возможность получить элементарные знания в стенах монастырей. Он оставил нам копии прочитанных им курсов, большую переписку, в частности, со святым Бернаром, и духовные трактаты.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 217.


Гуго Сен-Викторский (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 —11.2.1141, Париж), средневековый философ и теолог, представитель схоластики, глава сен-викторской школы (с 1138 года). Отличался широтой умственных интересов (согласно своему принципу — «учись всему, и ты потом увидишь, что ничто не бесполезно»): его стремление упорядочить и классифицировать многообразие человеческих знаний предвещает систематизаторский дух 13 века. Внимание к проблеме научной абстракции, разделяющей то, что в опыте выступает неразделимо (например, линию, плоскость и тело в геометрии), как и ортодоксальная теологическая позиция гармонируют с тяготением к умеренному реализму в вопросе об универсалиях. Известное влияние Аристотеля соединяется у Гуго Сен-Викторского с учением о человеке в духе последовательного августинианства (человеческая природа тождественна с мыслящей дутой и лишь «смешана» с плотью); с августиновской традицией связано и развитое им доказательство бытия бога от человеческого самосознания. В целом мистические элементы сочетаются в мышлении Гуго Сен-Викторского с рационалистическими, созерцательный аскетизм — с интеллектуальной любознательностью.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: в кн.: Migne, PL,  t.   175—177. Штекль   Α.,   История ср.-вен.  философии,  пер.  с нем., М.,   1912;  Ebner  J., Die Erkennthislehre  Richard v. St. Viktor, Münster,   1917;    Grabmann   M.,    Die  Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.


Гуго Сен-Викторский (Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, замок Бланкенбург, Саксония (?) — 11 февраля 1141, Париж) — средневековый богослов и философ августинианского направления, глава Сен-Викторской школы.

Около 1115 года переехал в Париж и вплоть до самой смерти жил в Сен-Викторском аббатстве, занимаясь (с 1125) преподаванием. Изложил в энциклопедическом «Дидаскалике» (Didascalicon) обширную образовательную программу, включавшую свод предписаний о порядке и правилах чтения. Опираясь на Боэция, Кассиодора и др., делил знание на теоретическое, практическое, логику и механику. Научное познание сотворенного мира имеет, по Гуго, лишь пропедевтическое значение и «находится в услужении» у богословия, цель которого — умозрительное постижение Бога-Творца на основе истин Откровения. В сочинении «О таинствах христианской веры» утверждал, что первообразы вещей предначертываются волей Творца, упорядочиваются его мудростью и осуществляются в материальной вселенной благодаря его всемогуществу. Душа есть «лучшая часть человека, или скорее сам человек», и потому она всегда тождественна подлинному Я. Гуго не разрабатывал сколько-нибудь детально августиновское учение о внутреннем чувстве, присущем человеку как эмпирическому субъекту, а отдавал предпочтение экземпляристской концепции самосознания ума, изложенной Августином в трактате «О Троице». В качестве основных познавательных способностей души он рассматривал телесное чувство (sensus), тесно связанное с воображением (imaginatio), рассудок (ratio), чья деятельность по образованию общих понятий описывалась им в соответствии с установками аристотелевской теории абстракции, и разум (intelligentia), для характеристики которого он использовал августиновскую доктрину божественного озарения. В споре об универсалиях фактически склонялся к умеренному реализму. Ратуя за то, чтобы неполнота знания о сущности Бога не оправдывала неведения о его существовании, Гуго наметил контуры космологического доказательства бытия Бога, но более сильным аргументом ему представлялся факт осознания субъектом себя как бестелесного и вместе с тем имеющего начало во времени, что служит основанием для вывода о наличии предвечной нематериальной первопричины. Отстаивал приоритет созерцания (contemplatio) перед рассудочным мышлением (cogitatio): направляемое свыше восхождение к Абсолюту идет от раскрытия символического смысла, заключенного в «книге природы» и особенно в библейских текстах, к «тайне внутреннего созерцания», гарантирующей обретение совершенной любви. В духе христианского провиденциализма трактовал исторический процесс как последовательность трех эпох: естественного закона, писаного закона и благодати. Оказал влияние на Бонавентуру и других представителей зрелой схоластики.

M.A. Гарнцев 

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 566.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (правители).

Сочинения:

MPL, t. 175—177; Didascalicon. De Studio Legendi, a critical text by С. H. Buttimer. Wash., 1939;

De contemplatione et ejus speciebus. introduction, texte, traduction et notes par R. Baron. Tournai etc., 1958;

Opera propaedeutica (Practice geometriae. De graramatica. Epitome Dindimi inphilosophiam), ed. R. Baron. Notre Dame, 1966; в рус. пер.: О созерцании и его видах: о пяти способах познания Бога, пер., прим. и послесловие М. А. Гарнцева. — В кн.: Знание за пределами науки. М., 1996, с. 304—314.

Литература:

Baron R. Science et sagesse chez Huguesde Saint-Victor. P., 1957;

Ehlers J. Hugo von St. Viktor. Studien zum Geschichtsdenken und zur Geschichtsschreibungdes 12 Jahrhunderts. Wiesbaden, 1973;

Kleins J. P. The Theory of Knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944;

Schlette H. R. Die Nichtigkeit der Welt. Derphilosophische Horizqntdes Hugo von St. Viktor. Munch., 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС