Грибоедов Александр Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Грибоедов Александр Сергеевич

1795 - 1829

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Сергеевич Грибоедов

 

Грибоедов А.С. 1820-е. неизвестный художник. Музей Пушкина (СПб)
Репродукция с сайта http://catherine-catty.livejournal.com/

Грибоедов Александр Сергеевич (4[15].01.1795 (по др. данным, 1794)—30.01[11.02].1829), писатель и дипломат. Родился в Москве в семье гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование. С 1802 (или 1803) по 1805 учился в Московском университетском Благородном пансионе. В 1806 поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. В университете Грибоедов выделялся разносторонней талантливостью, незаурядными музыкальными способностями; владел несколькими европейскими языками. Научные интересы Грибоедов сохранил на всю жизнь. В 1812 Грибоедов поступил добровольцем в армию; кавалерийские части, в которых он состоял, находились в резерве. В 1814 Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» корреспонденцию «О кавалерийских резервах», «Письмо из Бреста-Литовска к издателю». В 1815 опубликована и поставлена на сцене комедия Грибоедова «Молодые супруги» — переделка комедии французского драматурга Крезе де Лессера «La secret du mеnage», вызвавшая критику М. Н. Загоскина. Грибоедов ответил памфлетом «Лубочный театр». В 1816, выйдя в отставку, Грибоедов поселился в Петербурге. В 1817 он зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел, знакомится с литераторами — В. К. Кюхельбекером, Н. И. Гречем, позднее с А. С. Пушкиным. В начале литературной деятельности Грибоедов сотрудничает с П. А. Катениным, А. А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. А. Жандром. В 1817 написана комедия «Студент» (совм. с Катениным), направленная против поэтов «Арзамаса», последователей Н. М. Карамзина. Высмеивая их, Грибоедов полемизировал как с чувствительностью сентиментализма, так и с мечтательностью романтизма в духе В. А. Жуковского. Разделяя литературные позиции И. А. Крылова и Г. Р. Державина, Катенина и Кюхельбекера, Грибоедов был близок к группе т. н. «архаистов», состоявших в «Беседе любителей русского слова», возглавлявшейся А. С. Шишковым. Эти взгляды сказались в статье Грибоедова «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады “Леонора”», в которой он защищал перевод, сделанный Катениным, от критики Н. И. Гнедича. Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» написана в 1817 в основном Шаховским, но с помощью Грибоедова (ему принадлежит начало 2-го действия) и Хмельницкого. Комедия «Притворная неверность», являющаяся вольным переводом (совм. с Жандром) комедии французского драматурга Барта «Les fausses infidеlitеs», в 1818 была представлена на сценах Петербурга и Москвы, в 1820 — в Орле.

В середины 1818 Грибоедов назначен секретарем русской миссии в Персии. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова секундантом в дуэли офицера В. А. Шереметева и гр. А. П. Завадовского из-за артистки Истоминой. В февр. 1819 Грибоедов приехал в Тавриз. Вероятно, к этому времени относится отрывок из его поэмы «Путник» (или «Странник») — «Кальянчи» о пленном мальчике-грузине, которого продают на Тавризском рынке. С 1822 Грибоедов состоит в штате главноуправляющего Грузией генерала А. П. Ермолова «по дипломатической части» в Тифлисе. Здесь написаны 2 первых акта комедии «Горе от ума», задуманной, по свидетельству С. Н. Бегичева, еще в 1816. В 1823—25 Грибоедов был в длительном отпуске. Летом 1823 он пишет в тульском имении своего друга Бегичева 3-й и 4-й акты комедии «Горе от ума». Осенью того же года написал вместе с П. А. Вяземским водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», музыку для которого сочинил А. Н. Верстовский. Летом 1824 Грибоедов завершил окончательную обработку комедии «Горе от ума».

В к. 1825 Грибоедов возвратился на Кавказ. У Грибоедова зрели замыслы новых произведений, дошедшие до нас лишь во фрагментах. План драмы «1812 год» (1824—25) свидетельствует о том, что Грибоедов предполагал изобразить героев Отечественной войны, среди которых — крепостной крестьянин, изведавший в боях чувство высокого патриотизма; возвращенный по окончании войны «под палку своего господина», он кончает жизнь самоубийством. Дошедшая до нас в отрывке и в пересказе Ф. В. Булгарина трагедия «Грузинская ночь» (1826—27), основанная на народном грузинском предании, проникнута антикрепостнической мыслью. План трагедии из истории Древней Армении и Грузии «Родамист и Зенобия» показывает, что Грибоедов отдавал, с одной стороны, дань склонности к историческим исследованиям, а с другой — политическим проблемам настоящего, перенесенным в далекую эпоху; он размышлял о царской власти, провале заговора вельмож, не опиравшихся на народ, о роли народа и т. д.

С 22 янв. по 2 июня 1826 Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. Однако никаких обвинений против него не выдвинули. Более того, выяснилось, что задолго до декабристского путча Грибоедов вышел из масонской ложи, отказавшись с ней сотрудничать. После возвращения в сент. 1826 на Кавказ Грибоедов выступает уже как государственный деятель и выдающийся дипломат. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. Грибоедов принимает участие в вопросах гражданского управления на Кавказе, составляет «Положение по управлению Азербайджана»; при его участии были основаны в 1828 «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность края. В 1828 принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию. Грибоедов рассматривал это не как «монаршую милость», а как «политическую ссылку», как «чашу страданий», которую ему предстояло испить. В авг. 1828 в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора, во главе которого стояли Фет-Али шах и его сановники, подкупленные Англией, боявшейся усиления влияния России в Персии после русско-персидской войны 1826—28. Во время истребления русского посольства в Тегеране Грибоедов был убит толпой персидских фанатиков. Тело его было перевезено в Тифлис и похоронено на горе св. Давида.

Грибоедов вошел в ряд великих русский и мировых драматургов как автор комедии «Горе от ума». Отвергнутая цензурой (при жизни Грибоедова были опубликованы отрывки в альманахе «Русская Талия», 1825), комедия распространялась в многочисленных списках.

Есть гении, вся творческая деятельность которых исчерпывается созданием одного великого произведения. Таковы были Данте, Сервантес, таков и Грибоедов. «Его комедия, — как говорит Гончаров, — появилась раньше Онегина, Печорина, пережила их, прошла невредимо через Гоголевский период и до сих пор живет нетленной жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит свой жизненности». Это происходит оттого, что Грибоедов, осмеивая в «Горе от ума» современное ему московское общество и подметив характерные этому времени черты, осмеял и общечеловеческие пороки, которые во все времена остаются те же: ложь, безделье, лесть, низкопоклонство, соединенное с важничаньем перед низшими, сплетни, взяточничество, корыстолюбие, невежество, что в общем составляет упадок человеческого достоинства и полное пренебрежение к нравственному идеалу. Вся картина написана ярко, все выведенные им лица типичны и отнюдь не карикатурны. Как писал он сам И. Катенину: «Карикатуры ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». «Это картина нравов, галерея живых типов и вечно-острая жгучая сатира и вместе с тем комедия, больше всего комедия», — пишет Гончаров. «Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный смех, кажется, никогда не умрут». Проза и стих слились во что-то нераздельное. Имена действующих лиц стали нарицательными, большинство фраз «Горя от ума» сделались обиходными в разговорной речи, настолько они характерны, метки, точны и лаконичны. Типы Грибоедова явились прообразами следующих лиц нашей литературы. Разве Фамусов в миниатюре не повторен в образе Сквозник-Дмухановского, Молчалин разве не представляет Чичикова, Скалозуб — Собакевича, Репетилов — Хлестакова, Платон Михайлович — Тентетникова или Обломова, Софья — Татьяну, Чацкий — Рудина? «Горе от ума» как бы распадается на 2 части: одна — комедия, сатира на общество, другая — драма Чацкого.

Это раздвоение, отсутствие одной общей идеи, многими критиками признано как крупный недостаток. Что же такое Чацкий и в чем состоит его драма? Чацкий человек умный, искренний и пылкий. Он старается развить себя, подготовить к какой-нибудь деятельности. В нем совершенно нет скучающей лени байронизма, игры в разочарованность, как у Онегина и Печорина. Софью он любит сердечно, но имеет и другие цели в жизни, кроме любви, поэтому отъезжает на 3 года и думает, что любовь Софьи перенесет это испытание так же легко, как и его собственная. Вернувшись в Москву, он сразу замечает, что его блестящее остроумие, живость разговора — все то, что раньше ее пленяло, теперь перестало интересовать. У него является мысль о сопернике, что подтверждается разговорами Фамусова и обмороком Софьи. Под влиянием личной неудачи он нервно и желчно относится к недостаткам окружающего общества. Они его раздражают, он не может теперь спокойно и добродушно острить над ними, как делал это в момент приезда. Искренний, пылкий Чацкий начинает громить общество, не думая о бесцельности и неуместности этих выходок и все еще надеясь найти, по старой памяти, в Софье сочувствие и единомыслие. В данное время для него существует только Софья и только для нее он говорит. Когда же в последнем акте Чацкий узнает выбор Софьи, когда к оскорбленному чувству присоединяется развенчивание кумира, разочарование в Софье — тогда только он вполне разбит и уносит в груди «мильон терзаний». Измену еще Чацкий мог перенести, но полное разочарование заставляет его бежать «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Чацкий, как человек прямолинейный, не понимал Софью раньше, не понял и теперь. Воспитанная на французских романах, очень юная — она необыкновенно сентиментальна. Но у нее есть задатки недюжинной натуры, живого ума и страстности. Женщины в то время учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. «Софья, это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота, но все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга» (Гончаров). Чацкий бессознательно пленял ее своею искренностью, но его резкость и ирония пугали Софью и отталкивали. По натуре она была выше своего круга, но бессознательно; привычки, воспитание мешали ей понять всю пошлость окружающей обстановки и многие выходки Чацкого против близких ей людей даже оскорбляли ее. Кроме того, Чацкий оставил Софью почти ребенком, понадеявшись на прочность чувства, которое с ее стороны было только «детскою дружбой». Оставшись одна, она стала искать друга и нашла его в Молчалине. Он лучше сумел понять Софью и сыграть на струнке сентиментальности. Она искренно идеализировала Молчалина, и вскоре дружба перешла в любовь постепенно, незаметно для нее самой. «Я не старалась, Бог нас свел», — говорит она Чацкому. Софье всего исполнилось 17 лет, и это была ее первая любовь, сменившая детскую дружбу с Чацким, поэтому она не считает себя даже виноватой перед Чацким и дает ему понять с первых же слов, что «все прошедшее» было «ребячество». Личная драма Чацкого и произошла оттого, что он прекрасно понимал все общество, но не понял Софьи. Сперва поставил ее слишком высоко в умственном отношении, требуя полного единомыслия от ребенка 14 лет, а затем в ее увлечении Молчалиным не понял идеализации, основанной на сентиментальном воспитании, а видел только желание найти «мужа-мальчика, мужа-слугу».

Значение «Горе от ума» как картины нравов, типичность его действующих лиц, необычайный язык и стих признаны всей критикой, но относительно личности Чацкого и Софьи существуют разноречивые мнения. Так, в XIX — н. ХХ в. некоторые критики считали Чацкого «единственным героическим лицом нашей литературы» (А. Григорьев), другие гением, в лице которого предсказана печальная судьба наших талантов — Пушкина, Лермонтова, загнанных западно-ориентированным, космополитизированным обществом в безысходную драму («Оскорбленный гений» М. О. Меншикова). Третьи считали его Дон-Кихотом, не обращавшим внимания на метанье бисера перед свиньями, личностью трагической.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Вернуться на главную страницу Грибоедова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС