Георгий Амартол (Монах)
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Георгий Амартол (Монах)

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Георгий Амартол (Монах)

Георгий Амартол (Монах) — византийский хронист IX века. О его личности ничего неизвестно. «Хроника» Георгия Амартола («грешника»), завершенная около 867 г., охватывает период от сотворения мира до 842 г. Интерес Георгия Амартола был сосредоточен на богословских и церковно-исторических вопросах, характеристика событий дана с ортодоксально-церковных позиций. К народным движениям, в частности к восстанию Фомы Славянина, Георгий Амартол относился враждебно. «Хроника» Георгия Амартола, написанная простым и ясным языком, была весьма популярна в Византии и сохранилась в большом числе рукописей. Она была переведена в X-XI вв. на древнерусский язык, в XI-XI вв. — на грузинский язык; послужила основным первоисточником древнерусского летописания.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 233.


Георгий Амартол, Георгий Монах (Georgios emartolos - грешник), - византийский хронист 9 века. Его "Хроника" (Xronikon suntomon), завершенная около 867 года, охватывает период от "сотворения мира" до 842 года. В описании событий 8 века Георгий Амартол сравнительно самостоятелен и опирается на устную традицию и житийные и полемические произведения. Интерес Георгия Амартола прикован к богословским и церковно-историческим вопросам, характеристика событий дана с позиций ортодоксальной церкви. К народным движениям, в частности к восстанию Фомы Славянина, Георгий Амартол относится враждебно. Для "Хроники" характерны бедный язык, ограниченность литературных средств, отсутствие критического отношения к источникам. "Хроника" Георгия Амартола была весьма популярна в Византии и сохранилась в большом числе рукописей. Она была переведена в 10-11 веках на древний славяно-русский язык, в 11-12 веках - на грузинский язык.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.


Георгий Амартол (буквально «Грешник»), Георгий Монах — византийский хронист IX века. О самом Георгие Амартоле ничего неизвестно. Его «Краткая хроника», состоящая из 9 книг, охватывает время от сотворения мира до 842 года. Время ее составления — предмет дискуссии (845/847 или ок. 866/867). «Хроника» Георгия Амартола дошла в двух редакциях. Первоначальный вариант сохранился в единственной греческой рукописи, в славянском переводе XIV века («Временник»), а также грузинском переводе XI века. Вторая редакция, именуемая в научной литературе «вульгатой», получила более широкое распространение (свыше 30 греческих рукописей). Георгий Амартол, писавший вскоре после победы иконопочитания, много внимания уделил антииконоборческой (см. Иконоборчество) полемике. Он спорил с противниками монашества, защищал почитание святых мощей, обличал узурпацию священнических полномочий императорами, поднимал вопрос разграничения священного и мирского. Антииконоборческая полемика определила и отношение Георгия Амартола к различным императорам, критерием оценки которых выступает «благочестие». Георгий Амартол критиковал мусульман, иудеев, павликиан. В «Хронике» Георгий Амартол проявил уважительно отношение к образованию и учености. Значение труда Георгия Амартола состоит в том, что впервые в византийской историографии был осуществлен синтез пророчества о сменяющих друг друга мировых царствах (Ассирийском, Вавилонском, Персидском и Греко-Македонском) с христианским делением времени на до и после Рождества Христова, синхронизированное с началом Римской империи. В X—XI веках «Хроника» Георгия Амартола служила в Византии источником для всемирных хроник и энциклопедических сборников. В XI веке переведена на церковнославянский («Временник») и грузинский языки. Сочинение Георгия Амартола стало основой для всех хронографических сводов, создававшихся на Руси в XI-XVI веков.

Т. В. Кущ.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 586-587.

Сочинения: Georgii Monachi Chronicon // Ed. С. de Boor. Lipsiae, 1904 (Stuttgart, 1978. Ed. stereot. corn, cur. P. Wirth); Матвеенко В. А., Щеголе- ва Л. И. Временник Георгия Монаха / Рус. текст, комм., указ. М., 2000.

Литература: Афиногенов Д. Е. Композиция хроники Георгия Амартола // Византийский временник. 1991. Т. 52. С. 102—112; Его же. Об идейно-политической ориентации хроники Георгия Амартола // Византийские очерки. М„ 1996. С. 88-96. Шестиков С. П. О происхождении и составе хроники Георгия Амартола. Казань, 1891; Liubarskij J. George the Monk as a Short-Story Writer // Jahrbuch der Osterreich. Byzantinistik. 1994. Bd. 44. S. 255-264.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

Georgii Monachi chronicon, ed. C. de Boor, v. 1-2, Lipsiae, 1904. См. также: Истрин В. М., Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха. "Хроника" Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе, П.-Л., 1920-30; Kauchcisvili S., Georgii Monachi chronicon, Tiflis, 1920.

Литература:

Шестаков С., О происхождении и составе Хроники Георгия Монаха (Амартола), Каз., 1891; Очерки по истории Византии, под ред. и с предисл. В. Н. Бенешевича, в. 3, СПБ, 1913, с. 99-105; Moravcsik Gó., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 1, В., 1958, S. 277-80.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС