Гегель Георг Вильгельм Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1780-1831

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Гегель на кафедре.

С точки зрения этнологии

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770— 1831) — известный немецкий философ. В 1818 году Гегель читал лекции в университете Берлина, будучи профессором философии. Это стало его основным занятием. Основные научные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» части 1-2 (1817, 1830), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830). Согласно [Льву] Гумилёву, Гегель построил философию истории на принципе мирового прогресса, который должен был быть осуществлен германцами и англосаксами, ибо считал, что все обитатели Азии, Африки, аборигены Америки и Австралии — «неисторические народы». Гумилёв же опровергает эту концепцию Гегеля и считает, что «европейское преобладание в мире — не путь прогресса, а эпизод» («Этногенез и биосфера земли», 380). Другими словами, те народы, которых принято называть отсталыми, просто реликты, пережившие свои расцвет и упадок. Этносам свойственно понятие «возраст». В своей книге «Этногенез и биосфера Земли» Гумилёв очень часто обращается к лекциям Гегеля по философии истории. Так, объясняя теорию пассионарности (с латыни означает «страсть»), Гумилёв приводит категоричное высказывание Гегеля о том, что ничто не осуществляется без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, называя интерес страстью. Гумилёв же видит в этом утверждении немаловажный дефект, так как Гегель сводит страсть к «интересу», а под этим словом в XIX веке понималось стремление к приобретению материальных благ, что заранее исключает возможность самопожертвования. И не случайно, отмечает Гумилёв, некоторые последователи Гегеля стали исключать из мотивов поведения исторические персон искренность и бескорыстную жертвенность ради предмета своей страсти («Этногенез и биосфера земли», 272).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 172.


Вернуться на главную Гегеля

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС