Гайто Газданов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гайто Газданов

1903-1971

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гайто Газданов

Газданов Гайто (Георгий Иванович) родился 6 декабря 1903 года в Петербурге. Умер 5 декабря 1971 года в Мюнхене (похоронен под Парижем на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа).

Детство прошло в Петербурге. Отдан в кадетский корпус в Полтаве. До начала гражданской войны учился в Харьковской гимназии. Воевал в белой армии в звании рядового солдата, часть службы проходила в бронепоезде. В ноябре 1920 года уплыл на пароходе из Крыма в Константинополь. Затем - в Болгарию, где окончил русскую гимназию. Переехал в Париж, продолжил образование в Сорбоне. Начал работать таксистом. В годы второй мировой издавал информационный бюллетень французского движения Сопротивления. Позже в Мюнхене работал в русской службе радиостанции "Свобода".

Газданов известен как русский писатель. О своем родном языке он писал: "Осетинского языка я не знаю, хотя его прекрасно знали мои родители" Учился в Парижском университете, но русский язык остался для меня родным".

Вел переписку с Максимом Горьким, присылал ему некоторые свои работы.


Газданов Гайто (Георгий) Иванович (1903 - 1971), прозаик, литературный критик.

Родился 23 ноября (6 декабря н.с.) в Санкт-Петербурге в состоятельной семье осетинского происхождения, русской по культуре, образованию и языку. Профессия отца - лесничий - заставляла семью много ездить по стране, поэтому только детские годы будущий писатель провел в Санкт-Петербурге, затем жил в разных городах России (в Сибири, Тверской губернии и др.). Часто бывал у родственников на Кавказе, в Кисловодске. Школьные годы пришлись на Полтаву, где в течение года учился в Кадетском корпусе, и Харьков, где начиная с 1912 учился в гимназии. Успел доучиться до седьмого класса. В 1919 в шестнадцать лет вступает в Добровольческую армию Врангеля, воюет в Крыму. Служит на бронепоезде. Когда армия отходила, Газданов ушел вместе с ней, сначала в Галлиполи, затем - в Константинополь. Здесь случайно встречает свою двоюродную сестру, балерину, которая уехала еще до революции и вместе с мужем жила и работала в Константинополе. Они очень помогли Газданову. Здесь он продолжил учебу в гимназии в 1922. Здесь был написан первый рассказ - "Гостиница грядущего". Гимназия была переведена в город Шумен в Болгарии, где Газданов окончил гимназию в 1923. В 1923 приезжает в Париж, который не покидает в течение тринадцати лет. Чтобы заработать на жизнь, приходится выполнять любую работу: грузчика, мойщика локомотивов, рабочего на автозаводе "Ситроен" и др. Затем 12 лет работает таксистом. В течение этих двенадцати лет были написаны четыре из девяти романов, двадцать восемь из тридцати семи рассказов, на все остальное потребовалось тридцать следующих лет.

В конце 1920-х - начале 1930-х четыре года учился в Сорбонне на историко-филологическом факультете, занимаясь историей литературы, социологией, экономическими науками.

Весной 1932 под влиянием М.Осоргина вступил в русскую масонскую ложу "Северная звезда". В 1961 стал ее Мастером.

В 1930 поступил в продажу первый роман Газданова - "Вечер у Клэр", и писатель сразу был провозглашен талантом. Вся эмиграция хвалила роман. Регулярно начинает публиковать рассказы, романы наряду с Буниным, Мережковским, Алдановым, Набоковым в "Современных записках" (самым авторитетным и солидным журналом эмиграции). Активно участвует в литературном объединении "Кочевье".

В 1936 отправляется на Ривьеру, где встречает свою будущую жену Гавришеву, урожденную Ламзаки (из богатой одесской семьи греческого происхождения". В 1937 - 39 каждое лето приезжает сюда, на Средиземное море, проводя самые счастливые годы жизни.

В 1939, когда началась война, остается в Париже. Переживает фашистскую оккупацию, помогает тем, кто находится в опасности. Участвует в движении Сопротивления. Много пишет: романы, рассказы. Единственное, что было написано в это время и получило признание, - это роман "Призрак Александра Вольфа" (1945 - 48). После войны была опубликована книга "Возвращение Будды", имевшая большой успех, принесшая известность и деньги. С 1946 живет только литературным трудом, иногда подрабатывая ночным таксистом.

В 1952 Газданову предлагают стать сотрудником новой радиостанции - "Свобода". Он принимает это предложение и с января 1953 и до смерти работает здесь. Через три года становится главным редактором новостей (в Мюнхене), в 1959 возвращается в Париж корреспондентом Парижского бюро Радио "Свобода". В 1967 его опять переводят в Мюнхен как старшего, а затем главного редактора русской службы. Побывав в Италии, навсегда влюбился в эту страну, в особенности в Венецию. Приезжал сюда каждый год.

В 1952 выходит роман "Ночные дороги", затем "Пилигримы" (1952 - 54). Последние романы, увидевшие свет, - "Пробуждение" и "Эвелина и ее друзья", начатые еще в 1950-е, но законченные в конце 60-х.

Умер Газданов от рака легких 5 декабря 1971 в Мюнхене. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Газданов Гайто (Георгий Иванович) [23.11(6.12).1903, Петербург — 5.12.1971, Мюнхен; похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем] — прозаик, эссеист.

Газданов родился в состоятельной осетинской семье, проживавшей в то время в Петербурге. Мать — В.Н.Абациева воспитывалась в семье своего дяди М.Абациева, в доме которого на Кабинетной ул., 19 и родился будущий писатель. В одном из своих рассказов Газданов вспоминал: «Я родился на севере, ранним ноябрьским утром. Много раз потом я представлял себе слабеющую тьму петербургской улицы и зимний туман и ощущение необычайной свежести, которая входила в комнату, как только открывалось окно» («Третья жизнь»). Окончив Петербургский лесной институт, отец Газданова работал лесничим на Урале, Смоленщине, в Тверском крае, в Белоруссии. Он был очень красивым, веселым и образованным человеком, собрал уникальную библиотеку, которую с большим интересом осваивал его сын. Неожиданная смерть отца в 1911 оставила неизгладимый след в душе мальчика. В романе «Вечер у Клэр» он напишет об этом событии: «Ледяное чувство смерти охватило меня, и я ощутил болезненное исступление, сразу увидев где-то в бесконечной дали мою собственную кончину — такую же судьбу, как судьба моего отца». После смерти отца семья очутилась в Полтаве, где Газданов учился в кадетском корпусе, а позже в Харьковской гимназии, которую оставил после 7-го класса из-за начавшейся Гражданской войны.

Летом 1919 он вступает в Добровольческую армию и служит солдатом на бронепоезде. Этот поступок 16-летнего юноши объяснялся не столько политическими мотивами, сколько стремлением испытать нечто новое, романтическим желанием своими глазами увидеть, что такое война. Очутившись в самой гуще страшной схватки «белых» и «красных» в Крыму, Газданов ощутил весь ужас насилия, произвола, смерти. Поэтому позже в его рассказах и романах всплывали то как сон, то как воспоминание, то как рок, преследующий человечество, жуткие эпизоды того времени.

Осенью 1920 вместе с остатками врангелевской армии он покидает Севастополь, навсегда прощаясь с родиной.

В 1923 Газданов заканчивает русскую гимназию в болгарском г.Шумене и переезжает в Париж. Обладая отличным здоровьем, выносливостью, невероятной стойкостью духа, с достоинством переносит все тяготы эмигрантской жизни. Работает портовым грузчиком, мойщиком паровозов, рабочим на автомобильном заводе, ночным таксистом. Работа таксистом, которая обеспечивала Газданову средства для существования в течение 25 лет, наложила своеобразный отпечаток и на его образ жизни, и на его творческую судьбу, давая возможность видеть ночную, призрачную, теневую сторону жизни.

В конце 1920-х Газданов поступает в Сорбонну, изучает историю литературы, социологию, экономические учения. В это время начинает писать рассказы, они публикуются в пражских журналах «Своими путями» и «Воля России» («Гостиница грядущего», «Повесть о трех неудачах», «Товарищ Брак» и др.). В них заметна традиция Пильняка и Бабеля. Газданов принимает активное участие в работе парижского литературного объединения «Кочевье».

В 1930 в издательстве Я.Поволоцкого в Париже выходит первый роман Газданова «Вечер у Клэр», который принес ему заслуженную известность в среде русской эмиграции. Роман начинается с описания любовных свиданий героя с очаровательной и капризной женщиной, в которую он был влюблен в течение долгих лет. И в тот вечер, когда он у нее остается, ему приходится заново пережить все события своей жизни, начиная с самых первых детских воспоминаний до своего участия в Гражданской войне и прощания с родными берегами. Герой отличается некоторой странностью, которая выражается в том, что он «не обладает способностью немедленно реагировать на происходящее» и в то же время знает «какую-то тайну, которой не знают другие». Это запаздывающее и таинственное восприятие жизни овеяно печальным ощущением неотвратимости времени, уносящего с собой все радости и огорчения пережитых мгновений, безнадежные поиски устойчивых жизненных ориентиров, иллюзорные призраки надежды. В рецензии на роман М.Осоргин писал: «В искусном кружеве рассказа незаметно ставятся и не всегда решаются сложнейшие духовные проблемы и жизни, и смерти, и любви, и того неразрешимого узла событий, который мы одинаково можем называть и судьбой, и историей» (Никоненко Ст.— С.9).

Литературная критика русской эмиграции приветствовала рождение нового художника, отмечая его несомненную природную талантливость, стилистическое мастерство, тем не менее не всегда принимала свободную манеру его повествования, открытость композиционных решений, отсутствие авторского приговора своим героям (Г.Адамович, Н.Оцуп, М.Слоним и др.). Действительность в произведениях Газданова мерцает перед глазами читателя, то обнажая, то скрывая свои тайны, а рассказчик, как усталый путешественник, стремясь к какой-то неизвестной цели, пытается раскрыть бесконечную сложность вещей, «совокупность которых необъятна для нашей памяти и непостижима для нашего понимания». В прозе Газданов критики находили традиции М.Пруста и И.Бунина, сопоставляли Газданова и В.Набокова, отдавая приоритет то одному, то др. писателю.

Литературное признание романа «Вечер у Клэр» открывает Газданову дорогу в самый престижный журнал Русского зарубежья — «Современные записки», где в 1930-е печатаются его рассказы и романы рядом с произведениями Бунина, Мережковского, Зайцева, Ходасевича, Алданова и Набокова. По сведениям американского слависта Ласло Диенеша, весной 1932 Газданов вступает в масонскую ложу «Северная звезда» по приглашению М.Осоргина и состоит ее членом до самой смерти.

В середине 1930-х Газданов предпринимает попытку вернуться на родину, узнав о болезни матери, оставшейся в России.

20 июня 1935 он обращается к М.Горькому: «Сейчас я пишу это письмо с просьбой о содействии. Я хочу вернуться в СССР, и если бы Вы нашли возможность оказать мне в этом Вашу поддержку, я был бы Вам глубоко признателен». Горький выразил сочувствие и желание помочь, которым не суждено было осуществиться из-за его болезни и смерти.

В 1936 Газданов соединяет свою судьбу с Фаиной Дмитриевной Гавришевой, урожденной Ламзаки.

В 1935 появляется в печати роман «История одного путешествия» — наименее печальный из всех его произведений. В основе романа лежит история жизни двух братьев, один из которых (Николай) удачно адаптируется на чужбине, входит в иноязычный мир культуры, сохраняя и непосредственность восприятия жизни, и свои русские воспоминания. Другой — лишь путешествует по жизни, собирая свои впечатления для будущего творчества. Газданов утверждал независимость личной судьбы человека от общественно-исторических и социальных событий. Жизнь эмигранта не спасает, не мешает личности исполнить свое предназначение на земле, реализовать свою внутреннюю духовную задачу.

Незадолго до начала Второй мировой войны Газданов создает роман «Ночные дороги», который был опубликован полностью лишь в 1952. В нем воплотились впечатления автора от работы ночным таксистом; повествование густо населено персонажами, которые то исчезают, то вновь предстают перед глазами рассказчика. Здесь и представители русской эмиграции, опустившиеся на дно парижской жизни, и сами французы, обитающие на тротуарах, в маленьких кафе и на набережных Сены. Встречи и расставания с этими людьми дают автору-рассказчику повод задуматься о судьбах этих несчастных, об их трагической роли на подмостках истории, о тщетности всего сущего на земле. Будучи лишь наблюдателем, он редко вмешивается в течение событий, хотя по возможности проявляет и милосердие, и сострадание. Некоторые критики называли «Ночные дороги» жестокой книгой, считая, что Газданов обнаружил пренебрежение к людям, показав их во всем убожестве и разложении. Однако позиция писателя была более сложной. Она обусловлена некоторой философской отстраненностью и пониманием того, что человеческая жизнь заключена в магический круг предопределения, из которого его может вырвать только смерть. Единственным спасением из этой безысходности является творчество, минуты которого отодвигают уход и погружают в спасительную иллюзию бессмертия. В философских идеях Газданов обнаруживали отголоски идей Платона, Н.Бердяева, Э.Кассирера.

Во время Второй мировой войны, оставшись в оккупированном Париже, Газданов вместе с женой вступает в ряды Сопротивления, помогая, чем возможно, действиям французских и советских партизан. Газданов редактирует информационный бюллетень новостей подполья, участвует в спасении многих людей (в т.ч. и своего друга М.Слонима) от концентрационных лагерей. Общение с русскими людьми, бежавшими из плена и воюющими на французской территории против фашизма, побудило Газдановв написать документальную книгу, единственную в его творческой практике,— «На французской земле» (1946). Л.Диенеш подчеркивал, что Газданов размышлял о советском варианте русского национального характера. Несмотря на рудименты тоталитаризма, которые отмечает писатель в языке и мышлении советских людей, его подкупает удивительная молодость нации, проявляющаяся в стойкости, умении переносить физические страдания.

В начале 1950-х опубликованы романы Газданова «Призрак Александра Вольфа» и «Возвращение Будды», в которых автору удалось совместить авантюрно-детективный сюжет с философской исповедальностью и лиризмом. В романах усиливается мысль о роке, преследующем человека, о неизбежности судьбы, о тайном и подсознательном движении человека к смерти. Эти романы принесли автору мировую известность. На рубеже 1950-60-х появились в печати блестящие рассказы Газданова: «Судьба Саломеи», «Панихида», «Нищий», «Письма Иванова» и др.

С янв. 1953 до конца жизни Газданов работает сотрудником американской радиостанции «Свобода», освоив несколько должностей: «автора-редактора», главного редактора новостей, корреспондента Парижского бюро.

С 1967 служит в Мюнхене старшим, а затем главным редактором русской службы. Эта работа позволила писателю забыть о материальных трудностях, преследовавших его всю молодость. Сначала он пишет, как утверждает Л.Диенеш, на политические и социальные темы, а затем обращается к литературно-критическим статьям. Они посвящены русской классике — Гоголю, Чехову, Достоевскому и других, а также писателям-современникам — Алданову, Набокову, Осоргину, Зайцеву, Сартру, Валери, Мориаку и др. Отвергая сложившиеся схемы литературного восприятия и устоявшуюся иерархию, Газданов иронично, резко и парадоксально оценивал как классическое наследие, так и современного произведения. Его оценки шокировали и публику, и литературных мэтров. Так, к примеру, он считал «Капитанскую дочку» и «Повести Белкина» Пушкина ученическими произведениями в сравнении с «Мертвыми душами» Гоголя, не находил эстетических достоинств по разным причинам и в «Жизни Арсеньева» Бунина, и в «Других берегах» Набокова и т.п. (Ф.Хадонова).

За последние 20 лет жизни Газданов выпустил в свет 3 романа — «Пилигримы», «Пробуждение», «Эвелина и ее друзья». Стиль его произведений становится более лапидарным, емким, философски насыщенным. В содержании появляется морализаторский оттенок, более явственно ощущается мотив помощи и спасения, дружеской поруки людей. Если в «Ночных дорогах» где-то на периферии текста исследователи обнаружили евангельскую цитату: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы», то в позднем творчестве она могла бы стать эпиграфом к роману «Пробуждение», герой которого (француз Пьер) пытается вернуть сознание у больной женщины, потерявшей человеческий облик. Идеи милосердия и сострадания, существовавшие в подтексте ранних произведений, обрели в позднем творчестве реальное воплощение. Газдановский роман — это замедленная проза, развивающаяся как бы во сне, не касаясь подробностей жизни и даже самой земли. По мнению М.Шульмана, ему свойственны сюжетно-криминальная линия, отсутствие доминанты в философском освещении событий (парадоксальные мысли проговариваются на периферии сюжета), сильное подтекстовое движение и т.д.

Проза Газданова, наполненная «смутной, пепельной печалью» (М.Новиков), обладает завораживающим воздействием на читателя, погружаемого в сложный мир авторского восприятия действительности. Не случайно его реализм называли «магическим» (Вяч.Иванов), а сам автор устами своего героя определял его как «сомнамбулический». Прожив большую часть жизни на чужбине, он, как и его герои, чувствовал, что ему «трудно было дышать... в этом европейском воздухе, где не было ни ледяной чистоты зимы, ни бесконечных запахов и звуков северной весны, ни огромных пространств моей родины».

Т.М.Вахитова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 443-446.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 3 т. / сост., подгот. текста Л.Диенеша. М., 1996;

Избранное: романы / сост., послесл. Р.Х.Тотрова. Владикавказ, 1990;

Вечер у Клэр: Романы, рассказы / сост., вступ. статья, комм. Ст.Никоненко. М., 1990;

Панихида: Рассказы, стихи, статьи / предисл. Ст.Никоненко; сост. Г.Иванова. М., 1991;

Литературно-критические статьи // Вопросы литературы. 1993. №3;

Полет: роман // Дружба народов. 1993. №8;

Великий музыкант: повесть // Дружба народов. 1994. №6;

Пилигримы: роман // Новый журнал №37-39;

Масонские доклады / публ. Серкова А.И. // Новое литературное обозрение. М. 1999. №39.

Литература:

Хадарцева А.А. К вопросу о судьбе литературного наследия Гайто Газданова // Литературная Осетия. 1988. №71;

Фрумкина А. Предназначение и тайна // Новый мир. 1992. №1;

Красавченко Т.Б. Гайто Газданов: Философия жизни // Российский литературоведческий журнал 1993. №2;

Никоненко Ст. Гайто Газданов — человек, писатель, критик // Литературное обозрение. 1994. №9-10. С.71-103;

Диенеш Л. Другие жизни (1928-71) // Литературное обозрение. 1994. №9-10. С.71-103;

Хадонова Ф. Держался он вызывающе...: Г.Газданов — литературный критик // Литературное обозрение. 1994. №9-10. С.71-103;

Васильева М. История одного совпадения // Литературное обозрение. 1994. №9-10. С.71-103;

Новиков М. И я видел мир таким. Проза как инструмент гадания. Произведения Г.Газданова, изданные в России в 1988-94 гг. // Литературное обозрение. 1994. №9-10. С.71-103;

Шульман М. Газданов: Тяжелый полет // Дружба народов. 1998. №9;

Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х годов // Вестник института цивилизации. Владикавказ. 1999. Вып.2;

Федякин С.Р. Газданов // литература русского зарубежья. 1920-40. М., 1999. Вып.2;

Семёнова С. Экзистенциальное сознание в прозе Русского зарубежья: Гайто Газданов и Б.Поплавский // Вопросы литературы. 2000. №3;

Dienes L. Russian literature exile: The life and work of Gaito Gazdanov. Munchen, 1982;

Гайто Газданов в России. Библиография. 1988-2003. Владикавказ, 2003.

 

Произведения Гайто Газданова, статьи о его жизни и творчестве, материалы газдановских конференций читайте здесь, на сайте: 

Общества друзей Гайто Газданова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС