Гашек Ярослав
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гашек Ярослав

1883-1923

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ярослав Гашек

Рано ощутил в себе призвание литератора

Когда мы вспоминаем имя Гашека, то прежде всего на ум приходят веселые шутки и добродушное лицо бравого солдата Швейка. Конечно, прославленный, пользующийся мировой известностью роман чешского писателя есть высшее достижение его творческого гения, вобравшее многое из того, чем жил, что выстрадал, чему научился, что увидел за свою короткую жизнь (1883—1923, неполных сорок лет!) удивительный чешский писатель Ярослав Гашек.

Однако за пределами романа остается еще жизнь творца, напряженная работа писателя-сатирика, журналиста, организатора и убежденного пропагандиста великой правды Октябрьской революции, активным проводником которой он был на протяжении нескольких лет.

Писать Гашек начал семнадцати-, восемнадцатилетним юношей. Рано ощутив в себе призвание литератора, он много странствовал, изучая быт и нравы областей, входивших тогда в состав «лоскутной» австро-венгерской монархии.

Результатом пристрастия Гашека к будничным фактам и событиям повседневной жизни явилось «открытие» им новой литературы, возвеличивавшей простого человека.

«Признаюсь, более всего я люблю короткие рассказы Гашека... В них его характер чувствуешь полнее всего... Здесь любовь к маленькому человеку преобладает над ненавистью к властям предержащим. Здесь надо искать истоки могучего позитивного влияния творчества Гашека, его революционного воздействия...»* — писал крупный общественный деятель Чехословакии, историк литературы, академик Зденек Неедлы.

В нашем сборнике есть рассказ, который звучит доказательством того, как чутко прислушивался молодой писатель

[05]

к трагическим диссонансам новой эпохи, эпохи империализма, как гениально сумел он предопределить один из главных ее конфликтов, до сих пор исследуемый мировой художественной мыслью: крушение патриархальных устоев деревни в поединке с буржуазными нравами большого капиталистического города («Прага есть Прага»),

Глубокое проникновение автора в суть вещей и явлений, в жизнь простого народа, правдивое описание печальной и суровой действительности Австро-Венгрии, в начале XX века стремительно катившейся к распаду, составляет главную ценность небольших проникновенных — то лирических, то юмористических — рассказов Гашека.

В самом деле, нельзя без волнения читать трогательную повесть о чудаковатом извозчике, который доверительнее всего беседует со своим верным другом — конем; о внезапно вспыхнувшем глубоком чувстве у возвращающихся вместе домой, недавно еще незнакомых молодых людей («Неспешная езда»); о богатыре-казаке, сбежавшем от бранчливой жены («Казак Борышко»), о трудной жизни нищих и бродяг («В Нейбурге») и т. д. Так из обостренной любви к родной земле, простому люду, доброты, непосредственности и участия, мягкой насмешки — с одной стороны, а с другой — из обнаженной проницательности искушенного политика и неистребимой надежды на возможность справедливого устройства жизни на земле слагается характер творчества и стиль Гашека — писателя и человека.

Сатира Гашека, образцы которой также представлены в сборнике, выросла из жизненного опыта народных низов, обманутых буржуазными политиканами и демагогической пропагандой. Увидев происходящее в Австро-Венгрии глазами простого народа, Гашек всей силой своего таланта не только развенчал социальное устройство прогнившей австро-венгерской монархии, но и утвердил неизбежность ее падения. Не было ни одной сферы жизни монархии, какую бы не затронула сатира Гашека. Предметом его язвительных насмешек становится борьба различных по названию, но одинаково реакционных по существу буржуазных партий («Из дневника наив-

[06]

ной девушки»), их экономическая политика, направленная против трудового народа («Дороговизна»), система налогов, тяжким бременем ложившаяся на плечи бесправного люда («Из жизни Карела Брода»).

Безжалостному развенчанию подверг Гашек имперскую бюрократию («Безбилетный пассажир»), мелочное мещанство, способное умертвить любую инициативу, любой талант и способности, подозревавшее всех и вся в желании «унизить» и «оскорбить» «ее величество» посредственность («Таинственное послание»).

Не мирится, бунтует, восстает Гашек против любого проявления равнодушия («Борьба добра со злом»). Возмущает его неизбывная скудость бездушного, скучного, тупого существования, где унесенная ветром шляпа — уже событие («Приключение с цилиндром»), где поведение человека регламентируется последним полицейским установлением («Пан Непреклонный») ; где «маленький человек», стремясь вырваться из нищеты и зависимости, легко решается на предательство и подлость («Практикант Жемла»); где старость лишается крыши над головой в доме призрения, а взяточникам предоставляется полная свобода («Ответ Виноградской ратуши...»).

За неполные два десятилетия творческой работы в жанре рассказа мастерство Гашека достигло небывалых высот. Писатель обрел широкий круг читателей. Поэтому уже начиная с 1901 года он много публикуется. Издатели рискуют даже отдавать в его распоряжение целые номера журналов. К 1911 году Гашек — один из самых плодовитых чешских писателей. Годы войны составляют естественный перерыв в его творчестве, но сразу же, как только появляется возможность, Гашек начинает писать снова — и особенно много после 1918 года, в России, в армейской газете «Наш путь» и в Чехословакии, куда он вернулся в 1920 году и где прожил последние отведенные ему судьбой три года жизни.

Чешские гашековеды собрали множество неизвестных ранее произведений Гашека, под различными псевдонимами рассеянных по журналам и малодоступным изданиям. Поэтому в нашем небольшом по объему сбор-

[07]

нике в подавляющем большинстве представлены вещи, никогда ранее не переводившиеся в СССР (а если и переводившиеся, то давно).

Состав сборника и переводы сделаны по текстам недавно завершенного девятнадцати-томного чешского собрания сочинений писателя. Главным принципом отбора была художественная ценность произведений и разнообразие жанров и тем, поэтому на страницах этой книги наряду с ранними, чисто реалистическими зарисовками мы найдем гротескные пародии («Вопросы читателям»), юморески («Пепел кенаря Маника») и сатирические рассказы.

Хочется надеяться, что небольшой сборник рассказов, очерков, пародий и сатир явится полезным добавлением к тому, с чем уже знаком советский читатель.

В. Аркадьева

[08]

Цитируется по изд.: Гашек Я. Талантливый человек. М., 1983, с. 5-8.

Примечания

* Sebrane spisy, sv 1, Praha, 1958.

Вернуться на главную страницу Гашека

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС