![]() |
Гашек Ярослав |
1883-1923 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ярослав Гашек
Военкор гражданскойВ один из январских дней 1919 года в редакцию газеты «Наш путь» политотдела Реввоенсовета 5-й армии Восточного фронта, находившуюся в Уфе, вошел человек в шинели и красноармейской фуражке. Щелкнув каблуками, он по-военному, с чуть заметным иностранным акцентом доложил: — Ярослав Гашек. Назначен политотделом заведовать типографией, — и, протянув несколько исписанных листков, продолжал: — Прошу посмотреть. Если подойдет, напечатайте. Так в трудные годы гражданской войны началось сотрудничество чешского писателя в советской фронтовой печати. На листках серой оберточной бумаги, которые он принес в редакцию «Нашего пути», был его первый фельетон, написанный по-русски, — «Из дневника уфимского буржуя». Имя Ярослава Гашека давно и прочно вошло в мировую литературу. Известность писателю принес бессмертный роман «Похождения бравого солдата Швейка». Это произведение явилось венцом творчества чешского сатирика. К тому времени когда Швейк занял почетное место в сокровищнице мировой литературы рядом с такими образами, как Санчо Панса и Тиль Уленшпигель, Гаргантюа и Кола Брюньон, Гашеком было написано более 1200 фельетонов и юморесок. В середине первого десятилетия нашего столетия он проявил себя как искуснейший мастер политической сатиры. Виднейший деятель чехословацкой культуры академик Зденек Неедлы, оценивая [05] литературное наследие писателя, признавал, что ему особенно нравятся его небольшие произведения. «В них Гашека больше всего», — отмечал он, считая, что именно в этом жанре раскрылись характерные черты личности и творчества сатирика. В сборнике произведений Я. Гашека, который предлагается читателю, его публицистическое творчество представлено в разделах: «Поиски пути», «Публицист, боец, комиссар» и «Снова на родине», что отражает этапы непростого жизненного и творческого пути Гашека. Ведь бытописатель-юморист отнюдь не сразу стал мастером социальной и политической сатиры, овладевшим методом глубокого анализа общественных явлений. Писатель родился 30 апреля 1883 г. в Праге. С детства Ярослав Гашек близко соприкоснулся с бытом и нравами чешского простонародья. На маленьких улочках Нового Места, где жила семья Гашеков, обитали городские низы: рабочие и мастеровые, прислуга и ремесленники. Их жизнь, каждодневные заботы о хлебе насущном были близки сыну учителя, ставшего позже мелким служащим банка «Славия». Мальчику довелось учиться в гимназии у будущего классика чешской литературы Алоиса Ирасека. С волнением Ярослав Гашек слушал его рассказы о самоотверженной борьбе Яна Гуса и гуситов против католической церкви и феодалов, за освобождение Чехии от чужеземного порабощения. Будущий писатель уже в эти годы столкнулся с национальным и социальным угнетением, которому подвергались трудящиеся Чешских земель и Словакии, входивших тогда в многонациональную «тюрьму народов» — Австро-Венгерскую империю. В его сознании запечатлелись картины унижения чехов и словаков чиновниками Габсбургской монархии, душившей любые проявления их национального самосознания. Не случайно осенью 1897 г. четырнадцатилетний гимназист стал участником уличных волнений чешского населения Праги, вспыхнувших в ответ на провокации немецких шовинистов в связи с принятием правительством Бадени закона об относительном равенстве чешского и немецкого языков в государственных учреждениях Чехии. С юности Гашек не верил в религиозные догматы. Исполняя обязанности «министранта»—служки в соборе святого Штепана и костеле иезуитов святого Игнация, он был свидетелем отвратительных сцен дележа пожертвований верующих между священнослужителями и монахами. Уже тогда он понял, что за благочестивой внешностью и богоугодными речами «слуг божьих» скрываются ханжество, лицемерие, корыстолюбие. Впоследствии Гашек с уничтожающей силой разоблачал церковь и духовенство в своих искрящихся остроумием публицистических произведениях. Много занятий перепробовал юный Гашек. После смерти [06] отца он забросил учебу, а потом и вовсе ушел из гимназии. Был в ученье у владельца лавки хозяйственных товаров пана Кокошки. Наконец, в 1899 г. он поступил в коммерческое училище, носившее громкое название Торговая академия. Главным увлечением Гашека во время учебы в академии становится литература. Он читает книги чешских писателей Божены Немцовой, Карела Гавличека-Боровского, Яна Неруды, Йозефа Тыла. Сильное впечатление производит на него русская классическая литература — произведения Пушкина и Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Чехова, творчество «буревестника революции» Максима Горького, которого Гашек называл своим «учителем жизни». В эти годы формируются демократические взгляды будущего сатирика. Социальное и национальное угнетение широких слоев чешского народа Габсбургской монархией и буржуазно-помещичьими кругами Австро-Венгрии вызывали у него стихийный протест. Активная, свободолюбивая натура Гашека, его горячий темперамент не позволяли ему оставаться в бездействии. Друг и однокашник по Торговой академии Ладислав Гаек в своих воспоминаниях писал: «Уже в то время Гашек проявлял революционные наклонности. Где бы ни происходила демонстрация, в ней обязательно участвовал Ярда... Он всегда был в первых рядах демонстрантов, ничего не боялся и уже тогда умел, когда нужно, превращать все в веселую шутку. Чаще всего он таким образом дурачил полицию. И ему удавалось благополучно отделаться: когда он попадал в участок, то на допросе отвечал так, что все покатывались со смеху и отпускали его». Однако под маской шутника и балагура скрывался юноша, всерьез задумывавшийся об освобождении чешского, словацкого и других славянских народов Австро-Венгрии от гнета Габсбургов. Первые очерки, опубликованные Ярославом Гашеком в 1901 году в газете «Народни листы», представляли собой зарисовки о его путешествиях, которые он еще со времени учебы в Торговой академии начал совершать вместе со своим братом Богуславом или одним из друзей по Чехии, Словакии, Хорватии и другим землям Австро-Венгерской империи. Героями этих произведений были люди из народа — крестьяне, горцы, пастухи... Простота нравов этих людей, цельность их характеров, самобытность жизненного уклада и извечное стремление к свободе импонировали начинающему репортеру. Время, когда Ярослав Гашек входил в чешскую литературу, характеризовалось появлением в ней декадентско-модернистских тенденций, являвшихся отражением идеологического кризиса буржуазии Чехии на рубеже XIX и XX веков. Эскапизмом, уходом от действительности, от острых общественных конфликтов в сферу нарочито личного, культом эстетства и индивидуализма отличалось творчество некоторых тогдашних [07] молодых чешских писателей, объединившихся вокруг журнала «Модерни ревю» во главе с его редактором А. Прохазкой. Ярослав Гашек заявил себя как подлинный реалист, продолжатель демократических традиций чешской литературы XIX века. Это сближало его с представителями пролетарского направления в литературе Иваном Ольбрахтом и Марией Майеровой — писателями, страстными политическими публицистами, активно вторгавшимися своим литературным творчеством в жизнь, в ее социальные противоречия. Эстетические требования молодого Гашека довольно ясно видны в публикуемом в настоящем сборнике фельетоне «Поэзия социальная». Высмеивая произведения тогдашних чешских поэтов, изображавших рабочих в сентиментально-слащавых тонах — лишь как страдающих и угнетенных, Гашек призывал к тому, чтобы в литературе получила преобладающее звучание тема революционной борьбы пролетариата за свое освобождение. Один из друзей Я. Гашека — Э. Лонген вспоминал о том, как Гашек излагал свои воззрения на общественное предназначение искусства. «... Искусство,— говорил писатель, — означает открытие истины в ее глубочайшей сущности. ... Рабство и людская глупость, низводящие жизнь людей на самую низкую ступень, владеют миром, и против этой гнусности нужно бороться. ... В искусстве должна отражаться борьба. ... Долг художника — путем раскрытия истины сражаться против темных сил, управляющих человечеством...» Если первые художественные зарисовки и очерки молодого Гашека отличали мягкое юмористическое звучание и лиризм, то в дальнейшем все более усиливается социальный аспект в изображении им жизненных ситуаций. В творчестве писателя постепенно занимает ведущее место политическая сатира. Он высмеивает все институты капиталистического общества: государство, политические партии, армию, школу, религию и мораль. Формируется и постепенно приобретает особые, «гашековские» черты и литературный метод сатирика. Одним из излюбленных приемов становится гиперболизация изображаемых им общественных явлений и личностей. Сатирик широко использует этот прием, обнажая противоречие между официальной версией существовавших в Австро-Венгерской империи политических, социальных, правовых и моральных отношений и их подлинным классовым содержанием, их действительной ролью в эксплуататорском обществе. В центре внимания писателя — социальный конфликт между угнетателями — капиталистами, помещиками, жандармами, священнослужителями и людьми труда — рабочими, крестьянами, ремесленниками. Отчетливо раскрыто это противопоставление интересов труда и капитала в фельетоне «Катастрофа на шахте». Его «героиня» — супруга шахтовладельца госпожа Сталлова, [08] организующая благотворительный вечер для сбора пожертвований семьям погибших шахтеров и заказавшая по этому случаю роскошное платье в Вене, опечалена лишь одним — тем, что жертвами катастрофы не стало большее число рабочих. Ведь если бы их было больше, рассуждает она, то для сбора пожертвований можно было бы устроить еще более пышный бал. Разоблачению лживой сущности буржуазного парламентаризма посвящен целый ряд произведений сатирика. В фельетоне «О парламентах» писатель показал, что так называемые «представительные учреждения» — важное звено буржуазной политической системы, которые лишь на словах выражают волю народа, а на деле являются прикрытием полновластия класса капиталистов. Описывая в одном из фельетонов заседание Верхней палаты австрийского парламента, где обсуждались меры борьбы с дороговизной, Гашек с присущей ему иронией издевается над представителями «палаты господ», собравшимися, чтобы поговорить об излюбленных блюдах гурманов, а не решать важную для трудящихся проблему. Большое место в творчестве Гашека занимала антирелигиозная тематика. Сатирик вскрывал лицемерие христианской морали, высмеивал самую сущность религиозного мировоззрения, разоблачал реакционную роль церкви. Многие антирелигиозные произведения писателя возникли как результат его непосредственной полемики с партией христианских социалистов. Он обличал характерные черты духовенства — паразитизм, мракобесие, их тесное родство со всеми другими прослойками класса угнетателей, с откровенными реакционерами. В фельетоне «О католической печати» Гашек развенчивает небылицы, содержавшиеся в религиозных газетах и журналах. С юмором он комментирует «чудеса», творимые на страницах клерикальных изданий, например историю о том, как молния, ударившая в группу рабочих, поразила лишь тех из них, кто были социалистами, и т. д. Среди персонажей Гашека и духовник княгини фон Шварц, грозивший крестьянам божьей карой за те грехи, которые совершает он сам, и «набожный» студент Юрайда, на собственном опыте убедившийся, что господь бог не может помочь ему в сдаче экзамена по римскому праву, и гимназист Балушка, столкнувшийся с ложью и лицемерием «тайны исповеди». Наряду с фельетонами и юморесками, в которых писатель изображал вымышленные сюжеты, в творчестве Гашека этого периода немало и политических памфлетов, посвященных реальным событиям и лицам. Таков, например, памфлет, в котором разоблачаются один из лидеров крупнейшей в Чехии буржуазной партии младочехов Карел Крамарж и его «позитивная политика» — политика компромиссов с Габсбургской монархией. Гневом и болью дышат слова писателя, когда он пишет о [09] национальном и социальном угнетении чешского и словацкого народов. Среди материалов, впервые публикующихся на русском языке, — статья «Чернова» (1908). Она явилась откликом на расстрел габсбургскими властями словаков—жителей деревни Чернова, пытавшихся отстоять свои национальные обычаи. Страстный политический публицист выразил возмущение этим преступлением, а также заклеймил фарисейство чешской буржуазии в отношении словацкого народа. Первая русская революция всколыхнула революционное и национально-освободительное движение в Австро-Венгрии. В этой обстановке Я. Гашек мучительно искал ту политическую партию, деятельность которой отвечала бы его стремлениям к борьбе против социального и национального гнета и неравноправия. Но оппортунистическая политика руководства тогдашней Чехо-славянской социал-демократической рабочей партии, идущего по пути реформизма и возлагавшего все надежды на парламентские формы борьбы, отталкивала его. Еще менее могли удовлетворить писателя лозунги чешских буржуазных партий — младочехов, реалистов и других, проповедовавших различные теории «классового мира». На некоторое время Гашека увлекают мнимо-революционные взгляды чешских анархистов. В 1904— 1907 годы Гашек примыкает к анархистскому движению, работает в редакциях газет анархистов — «Нова Омладина», «Худяс» и «Коммуна». Он ведет агитацию среди чешских горняков и текстильщиков на севере Чехии в Ломе и его окрестностях; за участие в митингах и демонстрациях несколько раз подвергается аресту и непродолжительному тюремному заключению. Однако писатель разочаровывается в политической программе и тактике анархизма, поняв, что за трескучими фразами анархистов о непримиримости по отношению к монархии Габсбургов и капиталистическому строю скрывается политическое бессилие, что они не знают действительных путей освобождения трудящихся от социального и национального гнета. Несколько месяцев сатирик работает в качестве литературного сотрудника в газете национально-социальной партии «Ческе слово». Но писатель не мог ужиться в редакции с деятелями этой партии, обманывавшими рабочих демагогическими фразами, а фактически сотрудничавшими с буржуазией — опорой режима монархии. Разойдясь во взглядах с партиями чешских анархистов и национальных социалистов, Гашек продолжает бороться с социальной несправедливостью своим излюбленным оружием — иронией, сатирой, смехом. В 1911 году писатель организовал беспримерную политическую буффонаду. Выступив от имени вымышленной им и его друзьями партии «умеренного прогресса в рамках закона», он зло издевается над буржуазной демократией, трусливой тактикой чешских буржуазных политиков и социал-соглашателей. [10] Позже, в 1912 году, сатирик создает и юмористическую историю этой партии. В памфлетах и очерках Гашек пародировал предвыборные выступления буржуазных политиканов («Величайший чешский писатель Ярослав Гашек», «Манифест партии умеренного прогресса в рамках закона»), систему буржуазной демократии («День выборов»). Еще до первой мировой войны политический публицист с глубоким предвидением обращает внимание на угрозу назревавшей всемирной катастрофы, пишет об усилении милитаризма, планах империалистической военщины, о гонке вооружений («Дредноуты», «Война в воздухе»), выступает против войн, ложившихся тяжелым бременем на плечи трудящихся («Цена славы»). Еще задолго до выстрела в Сараеве чешский сатирик в фельетоне «Забытый юбилей» говорит о возможности развязывания империализмом мировой бойни. Именно в эти годы писатель начинает работать над образом простого человека из народа, стихийно протестующего против войны, — бравого солдата Швейка. Вскоре после начала первой мировой войны Ярослав Гашек был призван в войско «святейшего» императора Франца-Иосифа. Попав на Восточный фронт, он 23 сентября 1915 года у села Хорупаны в Галиции добровольно сдался в плен русской армии и вскоре попал в один из крупнейших пересыльных лагерей для военнопленных — Дарницкий, под Киевом, а затем оказался в Тоцком лагере в Самарской губернии. Среди военнопленных чехов и словаков в это время развернули агитацию эмиссары буржуазного «Союза чешских обществ в России», призывая вступать в создававшиеся чехословацкие воинские части, которые должны были сражаться против Австро-Венгрии и Германии. Стремясь обеспечить себе поддержку правительств Антанты, эту политику активно проводила и одна из группировок чешской и словацкой буржуазии, возглавлявшаяся чехословацким Национальным советом, созданным в 1916 г. в Париже Т. Г. Масариком. Ярослав Гашек был воодушевлен возможностью бороться с оружием в руках за освобождение своей страны от габсбургского засилья. Он считал необходимым участвовать в деятельности «Союза чешских обществ». В июне 1916 г. писатель уже в Киеве. Зачисленный в резервную часть 1-го чехословацкого полка имени Вацлава, он неоднократно обращался к командованию с просьбой направить его в разведывательное подразделение. Но руководители «Союза» решили использовать литературный талант публициста в своих целях — для привлечения военнопленных в формирующиеся воинские части. Писатель сотрудничает в различных периодических изданиях чехословацких организаций в России, печатается в газетах «Чехослован», «Революция» и других. Искренне веря, что чехословацкие воинские части, сражавшиеся на стороне Антанты, принесут чешскому и словацкому [11] народам избавление от многовекового гнета Габсбургов, писатель разделял некоторое время иллюзии в отношении чехословацких буржуазных организаций, действовавших в эмиграции. Далеко не сразу он смог разобраться в сущности акции чехословацкой буржуазии, возглавляемой чехословацкими эмигрантскими органами, понять, что цели буржуазных кругов и интересы чешских и словацких рабочих и крестьян, оказавшихся в России, различны. Свержение царского самодержавия в феврале .1917 года, возросшая политическая активность широких масс российского рабочего класса и крестьянства — все это не могло не сказаться на отношении Гашека к вопросам борьбы за освобождение чешского и словацкого народов. Я. Гашек в фельетонах и юморесках, опубликованных на страницах «Чехослована» и других изданий, разоблачал реакционную сущность Габсбургской монархии, подводя читателей к выводу, что она обречена на гибель всем ходом истории. Публицист высмеивает главу австрийского монархического режима («Повесть о портрете императора Франца-Иосифа I»), показывая его как тупого и жестокого деспота, обличает разветвленную систему полицейской слежки в Австро-Венгерской империи («По следам тайной полиции»). Здесь, в России, писатель снова возвращается к образу своего любимого героя. В серии библиотечки «Чехослована» выходит его повесть «Бравый солдат Швейк в плену».
В статье «Республиканская программа в Чехии», напечатанной в «Чехословане» 29 марта 1917 г., Гашек высказывает мысль о том, что освобождения чешских земель и провозглашения республики нельзя добиться парламентской деятельностью, «необходим другой метод — революция. Как успешно ее провести, показала в эти дни Россия, где насильственно свергнут старый строй...». Писатель постепенно начинает убеждаться в порочности политического курса чехословацкого Национального совета. Приняв активное участие в острой борьбе, развернувшейся весной 1917 г. между киевской и петроградской группировками чехословацкого движения в России, Гашек выступил в газете «Революция» с фельетоном «Клуб чешских пиквиков», пародировавшим деятелей Отделения Национального совета — Халупу, Патейдла, Папоушека, Фишера и других. Вехой, определившей решающий рубеж в жизни и творчестве писателя, стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Гашек на собственном политическом опыте , приходил к пониманию свершившегося революционного переворота, важности этого исторического события не только для России, но и для трудящихся всех стран. Великий Октябрь означал претворение в действительность прекрасного будущего, о котором он мечтал. «Социализм благодаря своим практическим результатам уже не является романтическим сном,— писал Га- [12] шек в феврале 1918 года.— Из гармонии личности и общества он создает зажигающую и славную музыку жизни. Лишь трудящиеся классы могут внести в сегодняшний мир великие черты — волю, энергию, направленные к окончательной победе». А руководство чехословацкого Национального совета с первых дней Октябрьской революции, прикрываясь лозунгом нейтралитета, помогало силам российской контрреволюции на Украине, а затем по указанию правительств Антанты начало тайную подготовку к антисоветскому мятежу. Объявив об отъезде чехословацких легионов во Францию, командование стремилось растянуть войска по территории Советской республики, чтобы поднять вместе с внутренней контрреволюцией восстание против Советской власти. Гашек окончательно понял, что ему не по пути с чехословацким Национальным советом, когда узнал о предательстве командования корпуса во время наступления германских оккупантов в феврале 1918 года: в боях под Бахмачем воинские части чехов и словаков были отведены с фронта и красноармейские отряды, сражавшиеся против немцев, были оставлены чехословацкими легионерами без поддержки. В марте 1918 г. писатель уже в Москве. Он ходит на митинги и собрания, стараясь разобраться во всем происходящем. Здесь, в сердце революционной России, он приходит к выводу, что его место — в рядах защитников русской революции. По воспоминаниям старого коммуниста С. М. Бирюкова, встречавшегося с ним в Москве, Ярослав Гашек в это время впервые услышал вдохновенные слова Владимира Ильича Ленина, присутствуя на заседании Московского Совета в Политехническом музее 12 марта 1918 г. В этой речи Ленин говорил о том, что дело международной социалистической революции, которое начал пролетариат России в октябре 1917 г., несмотря на все усилия ее врагов, победит. Одним из залогов этого является интернациональная поддержка трудящихся революционной России зарубежным рабочим классом в их грандиозной борьбе. Я. Гашек в марте 1918 г. становится членом РКП (б), вступает в организацию чехословацких левых социал-демократов, на основе которой происходило формирование Чехословацкой коммунистической секции при Российской Коммунистической партии (большевиков). Вместе с ведущими деятелями этой группы он активно участвует в выпуске 27 марта 1918 г. первого номера ее газеты «Прукопник» («Пионер»), где была помещена передовая статья Гашека «К чешскому войску. Зачем ехать во Францию?». Это было первое публицистическое выступление писателя, избравшего для себя новый путь, путь коммуниста. Вскоре Гашек выполняет и первое партийное поручение. Во главе группы чехословацких интернационалистов в начале апреля 1918 г. его направляют в Самару для разъяснительной [13] работы среди проезжавших через город в эшелонах чехословацких легионеров и формирования из чешских и словацких солдат интернациональных отрядов Красной Армии. Ярослав Гашек пишет пламенные воззвания, выпуск которых был налажен чехословацкими коммунистами в Самаре. Обращаясь к своим соотечественникам, оказавшимся в чехословацком корпусе, он раскрывает реакционные замыслы его командования, призывает отказаться от участия в империалистической авантюре, стать в ряды защитников социалистической революции в России. В листовках и воззваниях, которые читатель найдет в настоящем сборнике, Я. Гашек выступает как интернационалист, глубоко осознавший международное значение Великого Октября, его роль для освободительной борьбы трудящихся всего мира. Во время контрреволюционного выступления корпуса чехословацкий отряд Красной Армии, созданный Я. Гашеком в Самаре, сражался против мятежников плечом к плечу с красноармейскими частями и рабочими дружинами, обороняя город. Когда белочехи 8 июня 1918 г. захватили Самару, Ярослав Гашек остался в городе. Он уничтожил в помещении «Чешского военного отдела» и организации чехословацких коммунистов документы, которые не должны были попасть в руки контрреволюционеров. С большим трудом, переодевшись в штатское платье, он выбрался из Самары и в течение некоторого времени скрывался в селах Самарской губернии. После освобождения 12 сентября 1918 г. Симбирска (ныне город Ульяновск) Красной Армией чешский коммунист снова стал в ее ряды. В качестве ответственного сотрудника политотдела Реввоенсовета 5-й армии Восточного фронта он занимал различные должности — от инструктора-организатора до заместителя начальника политотдела. Гашек прошел с 5-й армией боевой путь через Бугульму, Уфу, Челябинск, Омск, Новониколаевск (ныне город Новосибирск), Красноярск, Иркутск. Работая в политотделе, он занимался и большой литературной деятельностью, выступал как публицист фронтовой печати на страницах газет «Наш путь», «Красный стрелок», «Красная Европа» и других. Художественная публицистика Я. Гашека вступает в качественно новый этап развития. Решающую роль здесь сыграл политический опыт, приобретенный писателем в борьбе вместе с российскими рабочими и крестьянами под руководством большевистской партии против сил контрреволюции, за победу идеалов социализма. Большинство публицистических произведений периода гражданской войны в Советской России им написано на русском языке. Каждый фельетон Я. Гашека в фронтовой печати подобно снаряду стрелял по врагу, помогал Коммунистической партии воспитывать у красноармейцев ненависть к врагам революции, к угнетателям, готовность бороться до последнего вздоха про- [14] тив сил отживающего старого мира, вселял уверенность в неизбежность победы трудового народа. В публицистике писателя 1919— 1920 годов перед читателем предстает галерея отрицательных персонажей — представителей российской буржуазии, духовенства, иностранных интервентов. Это уфимский буржуй, лавочник Балакулин, провокатор и паникер Иван Иванович, «пастырь воинства Христова» поп Малюта, «император всесибирский Колчак I», «преосвященный владыка Андрей», «спасители России» — английские, французские, американские интервенты, пособники российской контрреволюции — руководители мятежного чехословацкого корпуса, эсеры и т. п. Вооружившись бичующим сарказмом, иронией, смехом, сатирик разоблачал их антинародные цели, патологическую ненависть к трудящимся, убеждал читателя в неминуемом поражении контрреволюции, ее исторической обреченности. Иные краски в палитре Я. Гашека, когда он пишет о тех, кто несет народу избавление от эксплуатации, обеспечивает защиту от контрреволюции. Возвышенно говорит о Красной Армии, разъясняет ее классовую сущность, ее интернационалистскую миссию как защитницы угнетенных и эксплуатируемых во всем мире; симпатией и теплом проникнуты его выступления, где речь идет о рабочих и крестьянах, взявших в руки ружье, чтобы отстоять молодую народную власть. С публицистической деятельностью Гашека тесно связана его работа по интернациональному воспитанию бывших военнопленных периода первой мировой войны и беженцев, оказавшихся на территориях, по которым проходила 5-я армия Восточного фронта. С начала января по март 1919 г. чешский интернационалист был одним из руководителей созданной при его активном участии организации иностранных коммунистов в Уфе. 15 февраля начал издаваться ее печатный орган — газета «Красная Европа», выходившая на немецком, венгерском и русском языках. Редактором стал Ярослав Гашек. В первом номере «Красной Европы» напечатана статья «Ликующий зверь», в которой Гашек писал об убийстве контрреволюционерами вождей германского пролетариата Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В конце августа — начале сентября 1919 г. писателю было поручено руководство иностранной секцией политотдела Реввоенсовета 5-й армии. В письменном докладе о ее работе Гашек указывал, что в круг главных задач входило разъяснение иностранным трудящимся сущности рабоче-крестьянской Советской власти, содержания программы Коммунистической партии, широкая пропаганда идей пролетарской революции и диктатуры пролетариата. В апреле 1920 г. вместо иностранной секции было создано интернациональное отделение, тоже возглавлявшееся Гашеком, которое развернуло широкую разъяснительную работу среди иностранцев и трудящихся национальных меньшинств на огромных просторах Сибири. При активном участии [15] Ярослава Гашека издавались газеты «Нахрихтен-Хирек» на немецком и венгерском языках, «Всемирная революция» на немецком, венгерском и русском, «Рогам-Штурм» — на немецком и венгерском, «Глос комунисты» на польском, а также воззвания на немецком, венгерском, чешском и сербско-хорватском языках. В этих газетах печатались статьи писателя, зачастую он был и автором выпускавшихся воззваний. О работе, которую чешский коммунист вел во время службы в 5-й армии, красноречиво говорит письмо Гашека другу — Салату-Петрлику, тогдашнему председателю Центрального чехословацкого бюро агитации и пропаганды при ЦК РКП(б): «Если бы я хотел говорить и писать о том, какие я занимал «должности» и что я переделал, то, право, не хватило бы того небольшого запаса бумаги, который есть у нас в Иркутске... Мне всегда дают полно работы, и, когда я думаю, что уже больше никто не сможет придумать, что бы я мог делать, обстоятельства вынуждают меня работать еще и еще. Я вообще не ропщу, поскольку все это нужно для революции». 26 ноября 1920 г. Гашек выехал из Москвы на родину. Он ехал на партийную работу в Кладно по просьбе руководства Чехословацкой социал-демократической рабочей партии (Левой). 19 декабря писатель снова ступил на брусчатые мостовые своей любимой Праги. С первых же дней на него обрушилась со злобной клеветой буржуазия. Буржуазные и правые социал-демократические газеты обвиняли писателя в предательстве, измене чешскому народу. О писателе распространялись самые невероятные слухи. Гашеку мстили за участие в борьбе за власть Советов в России, за его интернационалистские позиции, за агитационную работу среди солдат мятежного чехословацкого корпуса. В то время когда писатель вернулся на родину, Коммунистическая партия Чехословакии еще только создавалась. После поражения всеобщей декабрьской забастовки 1920 года ставшей высшей точкой подъема революционного движения чехословацкого пролетариата в 1918—1920 годов, буржуазия бросила в тюрьмы сотни руководителей рабочего класса. Были арестованы десятки активистов Чехословацкой социал-демократической рабочей партии (Левой), в том числе делегаты II Конгресса Коминтерна, видные чехословацкие коммунисты, возвратившиеся из России, которые хорошо знали о деятельности Гашека в Красной Армии. Люди, работавшие в это время в секретариате Левой (некоторые из них впоследствии изменили делу пролетариата), отнеслись к коммунисту Гашеку очень холодно. Они сеяли недоверие к нему, не привлекали к партийной работе. Но даже в это тяжелое время, как свидетельствуют его друзья, он говорил, что от партии не отступится и будет помогать ей как писатель. [16] Экономический кризис, охвативший после первой мировой войны все капиталистические государства, в конце 1921 г. начался и в Чехословакии. Росло число безработных, предприниматели снижали заработную плату. Буржуазия принимала меры по укреплению своей политической власти, вела широкое наступление на те немногие демократические завоевания, которых рабочий класс добился после установления буржуазной республики. В фельетонах, статьях, пародиях, написанных в этот период, в особенности тех, которые были опубликованы в газете «Руде право», чешский сатирик обличал общественный строй и политическую систему буржуазной республики, высмеивал демагогические утверждения буржуазных и правосоциалистических деятелей, разглагольствовавших о «свободе» и «процветании» в капиталистической Чехословакии («Какие я писал бы передовицы, если бы был редактором правительственного органа», «Что я посоветовал бы коммунистам, будь я главным редактором правительственного органа «Чехословацкая республика» и др.). Публицист разоблачал и политику международной реакции, лживость и лицемерие буржуазных лидеров, лишь говоривших о разоружении, но отказывавшихся сделать реальные шаги в этом направлении. Актуально звучит и сегодня гашековский фельетон «Роковое заседание конференции по разоружению», а написан он был в 1921 году! В памфлете «Из дорожного дневника маршала Пилсудского» сатирик вскрыл сущность продажной политики правящих кругов панской Польши, их полную зависимость от империалистических держав. Гашек оставался верен тем идеалам, за которые он боролся в революционной России. Его публицистические выступления после возвращения в Чехословакию полны горячей симпатии к Стране Советов. Произведения Гашека этих лет характеризуются большой политической заостренностью, глубоким анализом общественных явлений, классовой оценкой событий. В условиях, когда чешская буржуазная печать развернула шумную кампанию лжи и клеветы против Советской России, писатель разоблачал антисоветские измышления реакционной прессы. Этому посвящены многие его фельетоны и юморески, в том числе «Идиллия винного погребка», «Буржуй Рамзелик» и другие. В последние годы жизни Гашек работал над романом «Похождения бравого солдата Швейка». В 1921 г. на прилавках книжных магазинов Праги появилось скромное издание в нескольких выпусках, завоевавшее вскоре мировую известность. Это была первая часть романа. Гашек успел написать полностью лишь три части своего литературного труда: «В тылу», «На фронте», «Торжественная порка». Роман остался незаконченным. Однако уже через несколько лет он завоевал мировую известность. Сатирическое обличение капиталистического [17] строя, гневный протест против войны, глубокий гуманизм, — все это снискало роману широкую популярность. «Швейк — это тип чешского «маленького человека», — писал Ю. Фучик...— Швейковщина — это вначале самозащита против неистовства империализма. Но вскоре эта защита перерастает в нападение. Своей пародией на послушание, своей простонародной шуткой Швейк подрывает с таким трудом создаваемую реакционерами силу их власти, он, как червь, точит реакционный строй и вполне активно — хотя не всегда вполне сознательно — помогает ломать здание гнета и произвола...» Одной из первых стран, в которых вышел перевод книги выдающегося чешского писателя, был Советский Союз. «Похождения бравого солдата Швейка» были изданы во многих странах Европы и Америки. Несмотря на это в капиталистической Чехословакии сатирик не получал официального признания. Его творчество замалчивалось или намеренно принижалось чехословацкой буржуазной критикой. Осенью 1921 г. Гашек переехал из Праги в маленький городок на юго-востоке Чехии—Липнице-над-Сазавой. К этому времени здоровье его сильно ухудшилось. Здесь он и умер 3 января 1923 года. Еще в те далекие годы, когда писатель вместе с рабочими и крестьянами России отдавал все силы защите власти Советов, он сражался и за будущее своей родной Чехословакии. В 1920 году в статье «Что станет с Чехословацкой буржуазной республикой?» Гашек выразил твердую веру в торжество социализма на чехословацкой земле. Убежденный интернационалист неутомимо выступал за укрепление пролетарской солидарности, дружбы трудящихся Чехословакии с рабочими и крестьянами первой Страны Советов. Решением ЮНЕСКО знаменательная дата— 100-летие со дня рождения Ярослава Гашека — отмечалась во всем мире. В Праге в апреле 1983 г. состоялась международная конференция «Творчество Я. Гашека в борьбе за мир между народами и прогресс». В Москве прошла встреча писателей и литературоведов СССР и ЧССР, посвященная юбилею классика мировой литературы. Во многих городах СССР, прежде всего в тех, с которыми связан славный путь чехословацкого интернационалиста, — в Киеве, Бугульме, Уфе, Челябинске, Иркутске и других, проходили литературные вечера. На Юбилейном вечере в Колонном зале Дома Союзов в Москве С. В. Михалков сказал: «Ярослав Гашек дорог нам как страстный, неутомимый, беспощадный критик буржуазного общества и как стойкий борец за общество новое, коммунистическое, в котором исчезнут все формы социального и духовного неравенства. Писатель был верным другом наших народов. Борясь за национальное и социальное освобождение своего народа, он сражался в рядах Красной Армии против врагов Советского строя, за нашу свободу. Он близок нам как гуманист, демократ, [18] революционер, как коммунист и как писатель, правдиво изобразивший жизнь чешского общества эпохи империализма и первые ростки социализма в Советской стране. Литературное наследие Ярослава Гашека — нестареющее оружие в борьбе с антикоммунизмом, милитаризмом, национализмом и клерикализмом, в борьбе за утверждение самых светлых идеалов человечества». Оценивая личность и творчество Гашека, нельзя не вспомнить высказывания чехословацкого писателя Ивана Скалы, заметившего: «У нас с Ярославом Гашеком одинаковые друзья и одинаковые враги. Друзья — в лице простых, нормальных людей, которые любят жизнь и сами хотят содействовать ее лучшим и более счастливым формам, а враги те, кто способен лишать человечности каждое человеческое начинание, создать карикатуру на все положительное. Это люди глупые, злобные и злонамеренные, это равнодушие и мещанство, корыстолюбие, претендующее на мировое господство, это те, кто ради своих интересов играет судьбами планеты и человечества». Говоря об антивоенной, гуманистической направленности творчества великого чешского юмориста, председатель Союза чехословацких писателей Ян Козак, выступавший на Юбилейном вечере в Москве, подчеркнул: «Гашек является нашим живым, действующим союзником в борьбе за мир и жизнь, против угрозы ядерной войны. Он силой своего художественного таланта убедительно доказывает, что совместными действиями, совместными антивоенными усилиями люди способны защитить мир, поставить преграду уничтожению материальных и духовных ценностей. И не только спасти жизнь на нашей прекрасной, голубой планете, но и открыть путь к подлинному мирному сотрудничеству на благо всего человечества». Писатель-сатирик, стоявший у истоков литературы социалистического реализма, Ярослав Гашек и сегодня вместе с нами в борьбе за осуществление целей самого гуманного в истории человеческого общества, за его принципы и нравственные устои, он беспощадный разоблачитель всего того, что мешает нашему движению вперед, он страстный приверженец всех тех, кто сейчас на земле противостоит безумию империализма, всех тех, кто отстаивает идеалы подлинной человечности, справедливости и мира. Ю. Щербаков [19] Цитируется по изд.: Гашек Я. Примеры из жизни. Художественная публицистика. М., 1983, с. 5-19. Вернуться на главную страницу Гашека
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |