Гардинг Уоррен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гардинг Уоррен

1865-1923

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Уоррен Гардинг

Гардинг, Xардинг (Harding) Уоррен (2.11.1865, Корсика, ныне Блуминг-Гров, штат Огайо,-2.8.1923, Сан-Франциско), государственный деятель США. С 1921 президент (от Республиканской партии). Деятельность правительства Гардинга, полностью подчинённая интересам монополий, ознаменовалась невиданно широкой коррупцией в окружении президента и содействовала обогащению дельцов и спекулянтов за счёт народных масс. На международной арене правительство Гардинга проводило политику экспансии на Дальнем Востоке и в Латинской Америке. Оно отказалось допустить представителей СССР на Вашингтонскую конференцию 1921-22.

Большая Советская Энциклопедия.


Уоррен Гардинг

Уоррен Гардинг с женой. 1921 год.
Фото из кн.: The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Гардинг, Уоррен (1865-1923) - президент США (1921-1923). Начал свою политическую деятельность как издатель провинциальной газеты и член республиканской партии. На президентских выборах в ноябре 1920 года лидеры республиканской партии, используя изоляционистские лозунги, противопоставили Вильсону "среднего американца" - Гардинга.

Не проявляя активности, свойственной главе государства в США, Гардинг во внешней политике всецело полагался на государственного секретаря Юза (...). Вашингтонская конференция 1921-1922 годов (...) была самым крупным дипломатическим событием при Гардинге. Приглашение представителей держав формально исходило от Гардинга, который официально открыл конференцию, но никакого участия в её работах не принимал.

Советскую Россию Гардинг отказался пригласить на конференцию, несмотря на протесты Советского правительства.

Ещё в марте 1921 года ВЦИК телеграммой на имя конгресса США и Гардинг предложил восстановить торговые отношения между обеими странами. Правительство Гардинга отклонило это предложение, требуя в качестве условия для возобновления торговых отношений "коренных изменений" существующих в РСФСР порядков.

После того как другие капиталистические государства начали устанавливать деловые отношения с Советской Россией, правительство Гардинга в августе 1922 года запросило Советское правительство о возможности послать техническую комиссию для изучения экономического положения Советской России. Запрос не привёл к практическим результатам ввиду отказа правительства Гардинга принять в США аналогичную советскую комиссию.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.


Скоропостижная смерть избавила от позора

Немалую роль в исходе избирательной кампании 1920 г. сыграло и то обстоятельство, что в Соединенных Штатах еще очень сильными оставались традиции индивидуализма. К началу 20-х годов значительно участились выступления в пользу ограничения вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Отражая эти настроения, бывший президент США У. Тафт, занимавший видное место среди деятелей консервативного крыла республиканской партии, выступил с резким осуждением «болезни чрезмерной законодательной деятельности» 37.

Государственное регулирование, к которому в чрезвычайных условиях войны прибегло правительство Вильсона, чаще всего рассматривалось как временное отклонение от естественного хода развития. Вот почему республиканский лозунг «Назад, к нормальным порядкам» нашел в 1920 г. широкий отклик среди избирателей, которые в большинстве своем с одобрением встречали декларации кандидата республиканской партии на пост президента США Уоррена Гардинга о необходимости скорейшего возвращения к «обычному, устойчивому порядку вещей», исключающему всякие «эксцессы» в деятельности федерального правительства, столь характерные, по мнению республиканцев, для периода вильсоновской администрации.

В этой обстановке на выборах 1920 г. республиканская партия одержала решительную победу. У. Гардинг собрал 16143 тысяч голосов и обеспечил себе 404 выборщика, тогда как кандидат демократов Дж. Кокс получил только 9130 тысяч голосов и лишь 127 выборщиков 38. Республиканцы завоевали прочное большинство и в обеих палатах конгресса.

[20]

После восьмилетнего перерыва республиканская партия вновь оказалась у власти.

В состав правительства, сформированного У. Гардингом, вошли в основном представители консервативных групп республиканской партии. Наиболее важную роль среди них играли министр финансов Э. Меллон, глава одной из самых могущественных монополистических групп США, и министр торговли Г. Гувер, известный делец и политик, тесно связанный с влиятельными кругами крупного капитала. Неудивительно, что политический курс новой администрации оказался столь консервативным. C приходом к власти республиканцев федеральное правительство особенно охотно брало на себя роль послушного орудия в руках верхушки финансовой олигархии. По справедливому замечанию видного американского историка У. Лейхтенберга, в тот период «специфические интересы бизнеса откровенно отождествлялись с общенациональными интересами» 39.

Правительство Гардинга с самого начала решительно высказалось против политики государственного регулирования. В первых же своих официальных выступлениях новый президент призвал к существенному сокращению государственных расходов. Еще более энергично он провозгласил этот курс в декабре 1921 г. в ежегодном послании конгрессу о положении страны. Гардинг со всей определенностью заявил об абсолютной недопустимости «сосредоточения чрезмерных полномочий и экстраординарной концентрации власти в руках федерального правительства» 40. Под лозунгом возвращения к «нормальным порядкам» и сам президент и другие деятели республиканской администрации требовала скорейшего восстановления таких «истинно американских» принципов, как принципы «твердого индивидуализма» и невмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. С предельной четкостью выразил эти идеи один из видных лидеров республиканской партии — сенатор Генри Кэбот Лодж. Выступая в июле 1921 г. в конгрессе, он заявил: «Чем меньше правительство Соединенных Штатов будет впредь вмешиваться в дела бизнеса, тем лучше» 41.

Основы теории и практики буржуазного индивидуализма были изложены министром торговли Г. Гувером в брошюре «Американский индивидуализм», вышедшей в свет в 1922 г. В ней утверждалось, что осуществление индивидуалистических принципов означает установление «равенства возможностей» для каждого гражданина играть роль, «соответствующую его образованию, характеру, способностям и устремлениям» 42. Функции государства Гувер сводил лишь к охране этого буржуазного «равенства возможностей», категорически отрицая право федерального правительства на непосредственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. «Пресекать все те силы, которые ведут к нарушению равенства возможностей, — продолжал он, — и поддерживать инициативу и творческие возможности американцев — вот та двуединая цель, к которой должно стремиться правительство» 43.

Большую роль в переориентации социально-экономической политики

[21]

федерального правительства в начале 20-х годов сыграл Верховный суд США, в состав которого администрации Гардинга за короткий период ее деятельности удалось назначить четырех новых членов, оказавшихся, как и следовало ожидать, убежденными реакционерами. Среди них был и новый глава Верховного суда экс-президент У. Тафт. Большинство членов этой высшей судебной инстанции Соединенных Штатов упорно противились всяким сколько-нибудь либеральным веяниям, превратившись в «консервативную и закостенелую фалангу» 44. В своих решениях Верховный суд неизменно руководствовался в те годы старыми правовыми доктринами «свободы контракта» и «надлежащей правовой процедуры», отвергая любые посягательства на «священные» принципы частной собственности. Опираясь на эти правовые доктрины, большинство Верховного суда давало узколегалистскую интерпретацию конституции США, отстаивало принцип максимального ограничения полномочий федерального правительства и блокировало любые попытки позитивной социальной деятельности буржуазного государства.

В соответствии с общими установками идеологии «твердого индивидуализма» правительство Гардинга в короткий срок завершило начатую еще администрацией Вильсона ликвидацию органов военно-государственного регулирования. Большинство федеральных агентств, которые в годы войны и вскоре после ее окончания осуществляли правительственный контроль над рядом важных отраслей экономики США, было упразднено. Затем началась ускоренная распродажа за бесценок судов торгового флота, построенного в период войны за счет прямых федеральных ассигнований. Уже в августе 1921 г. более 200 судов были проданы за 430 тысяч долларов, т. е. за сумму, меньшую чем стоило сооружение каждого из них 45. Эти акции республиканской администрации сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией в пользу «свободного предпринимательства».

Приход республиканцев к власти сопровождался дальнейшим усилением реакционных тенденций в правительственной политике в отношении рабочего класса. Органы федерального правительства активно поддерживали антипрофсоюзный поход предпринимателей. Администрация Гардинга не приняла каких-либо реальных мер к решению проблемы безработицы, значительно обострившейся в условиях экономического кризиса 1920—1921 годов. Созванная в сентябре 1921 г. специальная конференция по безработице категорически отвергла принцип федеральных ассигнований на цели помощи безработным, ограничившись призывами к ее организации силами предпринимателей и местных властей 46.

Разумеется, ни о каком полном демонтаже государственно-монополистического капитализма в начале 20-х годов не могло уже быть и речи, ибо, по образному выражению крупного американского историка Дж. Хикса, «нельзя было перевести назад стрелки часов истории» 47. Не случайно республиканская администрация полностью демонтировала толь-

[22]

ко органы чрезвычайного военного регулирования. Но она оставила в неприкосновенности такие важные государственно-монополистические рычаги, как Федеральная резервная система, осуществлявшая эффективный контроль над банками, или Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 г. в целях регулирования корпораций, занятых в междуштатной торговле.

Более того, потребности развития усложняющегося финансового хозяйства страны заставили правительство Гардинга пойти на создание некоторых новых механизмов государственно-монополистического регулирования. Так, в июне 1921 г. конгресс по представлению правительства принял специальный бюджетный акт, согласно которому для «совершенствования национальной бюджетной системы» предусматривалось учреждение должностей генерального контролера финансов и директора бюджетного бюро. Все это служило наглядным показателем необратимости государственно-монополистического развития.

Однако с приходом к власти республиканской администрации во всех сферах общественной жизни страны стали все же явно преобладать не государственно-монополистические, а частномонополистические принципы. Хотя объективный процесс огосударствления социально-экономических отношений продолжался, неолиберализм, возникший в период «прогрессивной эры» как государственно-монополистическая форма буржуазной идеологии, в начале 20-х годов не получил своего дальнейшего развития и был оттеснен традиционным консервативным индивидуализмом.

Отказ правительства Гардинга от непосредственного государственного регулирования экономики и социальных отношений привел к резкому сокращению государственных расходов. Уже в 1922 г., через год после прихода к власти республиканской администрации, расходы федерального правительства составили 3,3 млрд. долл., т. е. снизились по сравнению с 1920 г. почти вдвое 48. Правда, по своим размерам они и теперь примерно в 4—5 раз превышали максимальный довоенный уровень, что, несомненно, отражало более высокую степень государственного вмешательства в экономику, чем это было характерно для предвоенных лет. Но все же отход республиканцев от политики прямого государственного регулирования и связанное с этим сильное сокращение расходов федерального правительства свидетельствовали о том, что по сравнению с периодом первой мировой войны в Соединенных Штатах в начале 20-х годов произошло существенное ослабление государственно-монополистических тенденций.

Этот курс внутренней политики имел крайне неблагоприятные последствия для рабочих и фермеров, так как лишал их всякой надежды на правительственную помощь. Что же касается крупных монополистов, то, несмотря на значительное сужение социально-экономических функций капиталистического государства, они сохранили неограниченные возможности для получения разнообразных правительственных субсидий.

Одним из таких щедрых подарков правительства Гардинга монополиям стал налоговый закон, принятый в ноябре 1921 г. Новый закон отменил введенный в период войны налог на сверхприбыли корпораций и снизил максимальную ставку добавочного налогового обложения лиц с

[23]

высокими доходами с 65 до 50%. Обосновывая эту меру, министр финансов Э. Меллон утверждал, что сохранение «чрезмерного» налогообложения крупных капиталистов якобы невыгодно для страны, ибо оно «заставляет налогоплательщиков изымать свои капиталы из производственной сферы» и «поощряет непроизводительные формы капиталовложений» 49. Исходя из этих общих принципов, республиканская администрация взяла курс на еще большее снижение федеральных налогов на миллионеров.

В интересах монополий был проведен и тарифный закон Фордни — Маккамбера, который вступил в силу в сентябре 1922 г. Основываясь на принципах строжайшего протекционизма, новый тарифный акт предусматривал резкое повышение пошлин на ввоз в США важнейших промышленных товаров. Введение более высоких тарифных ставок немедленно повлекло за собой сильный рост цен на внутреннем рынке. При[1]были монополий сразу же подскочили вверх, а увеличение ресурсов крупных фирм значительно укрепило их позиции в конкурентной борьбе. Вытеснение мелкого производства трестами и концернами шло в те годы настолько быстро, что это стало своеобразным рекордом даже в условиях США. Руководителям монополистических объединений нечего было опасаться: антитрестовские законы, которые никогда не были особенно эффективными, в начале 20-х годов, по сути дела, вообще перестали при[1]меняться, а «регулирующие агентства, созданные предшествующей администрацией, были одно за другим заполнены друзьями того же самого бизнеса, который, как предполагалось, они должны были регулировать» 50.

Борьба различных монополистических групп за приумножение богатств не ограничивалась использованием одних лишь легальных средств. Через своих ставленников в государственном аппарате они добивались всевозможных привилегий, не останавливаясь перед прямым нарушением закона.

Администрация Гардинга, полностью подчиненная монополиям и пораженная коррупцией, предоставила руководителям крупных фирм неограниченные возможности наживаться за счет расхищения государственных ресурсов. В конце 1921 - начале 1922 г. крупные нефтепромышленники Э. Догени и Г. Синклер, подкупив министра внутренних дел А. Фолла, незаконно получили в аренду обширные нефтеносные районы в Калифорнии и Вайоминге, входившие в состав государственного резерва. Пример «нефтяной панамы» оказался заразительным. На путь мошеннических сделок с монополиями вступили генеральный прокурор Г. Догерти, глава федерального бюро помощи ветеранам войны Ч. Форбс и другие высокопоставленные деятели республиканской администрации. Давно уже Вашингтон не был ареной столь разнузданной оргии взяточничества и казнокрадства.

Очень удобным орудием монополистов оказался и сам президент, ограниченный политический деятель, не отличавшийся ни особыми интеллектуальными достоинствами, ни самостоятельностью суждений, ни силой характера. Крупному капиталу не надо было теперь больше бояться каких-либо независимых акций федерального правительства, как это было

[24]

иногда в период деятельности Т. Рузвельта или В. Вильсона. Главой Белого дома стал человек, который, напротив, сам ждал совета и помощи со стороны могущественных боссов республиканской партии. Неудивительно, что Гардинг с самого начала превратился в пешку в руках влиятельных монополистических кругов, которые использовали его, как им заблагорассудится. Отсутствие твердого руководства со стороны президента создало еще более благоприятные условия для расцвета коррупции. Действия некоторых членов республиканской администрации, известных своей близостью к Гардингу, приобрели настолько скандальный характер, что стали компрометировать самого президента. И только скоропостижная смерть Гардинга, последовавшая 2 августа 1923 г., избавила его от позора дальнейших разоблачений.

[25]

Цитируется по изд.: История США. Том третий. 1918-1945. М. 1985, с. 20-25.

Примечания

37. Taft W. Liberty Under Law. An Interpretation of the Principles of Our Constitutional Government. New Haven (Conn.), 1921, p. 40.

38. Historical Statistics of the United States, p. 1073.

39. Leuchtenhurg W . Th e P er i ls of P r os per ity , 191 4—193 2, Ch ic ag o, 195 8, p. 2 45.

40. The State of the Union Messages of the Presidents, vol. 3, p. 2617.

41. Congressional Record, vol. 61, p. 4156.

42. Hoover H . A mer ic an I nd ivi du alis m . N . Y . , 1922 , p. 48 .

43. Ibid., p. 54.

44. Murray R. Harding Era. Warren G. Harding and His Administration. Minneapolis,

45. Trani E., Wilson D. The Presidency of Warren G. Harding. Lawrence (Kan.), 1977, p.75

46. Сивачев Н. В. США: государство и рабочий класс, с. 142—143

47. Hicks J. D. The American Nation. A History of the United States from 1865 to the Present. Cambridge (Mass.), 1955, p. 466.

48. Historical Statistics of the United States, p. 1104.

49. Mellon A. Fundamental Principles of Taxation, — The Annals of America, Chicago, 1968, vol. 14, p. 446—447.

50. Hicks J. D. The American Nation, p. 494.


ГАРДИНГ, УОРРЕН ГАМАЛИЕЛ (Harding, Warren Gamaliel) (1865–1923), 29-й президент США, родился в Корсике (шт. Огайо) 2 ноября 1865. После обучения в местных школах три года посещал Центральный колледж штата Огайо в Айбирии. В 1882 вместе с семьей переехал в Марион (шт. Огайо), где после неудачной попытки заняться юридической практикой перешел на работу в газету. Вскоре стал совладельцем и редактором борющегося за выживание еженедельника. На протяжении нескольких лет газета была на грани закрытия, а ее редактор выполнял по совместительству обязанности коммерческого директора и наборщика. Со временем Гардинг стал единственным владельцем газеты и постепенно занял солидное положение в городской общине.
Вступив в союз с фракцией Дж.Форейкера, он был избран в сенат штата Огайо, где познакомился с Г.Догерти, политическим дельцом и лоббистом, ставшим со временем его ближайшим приятелем. В 1903 был избран вице-губернатором штата, на выборах 1910 баллотировался в губернаторы, но потерпел поражение, а в 1912 ему было поручено выдвинуть на республиканском национальном конвенте кандидатуру У.Тафта на пост президента. Двумя годами позже Гардинг был избран в Сенат. Выступал против высоких военных налогов и федерального регулирования предпринимательской деятельности, поддерживал выделение государственных субсидий на судостроение, одобрял введение высоких тарифов и сухого закона. В критически важном вопросе о мире участвовал в подписании сенатской резолюции Лоджа – Брэндиджа, в которой предлагалось отделить вопрос о мире от проблемы Лиги наций, и поддерживал Г.Лоджа, отвергавшего идею всемирного правительства.
В 1920 Гардинг был выдвинут кандидатом партии на пост президента и победил на выборах Дж.Кокса большинством в 7 млн. голосов. В первом послании президента Конгрессу содержалась рекомендация вернуть страну к временам «нормальной жизни» с помощью высоких тарифов, субсидий на судостроение, иммиграционных ограничений, федеральной бюджетной системы и снижения налогов. Какое-то время успех сопутствовал новой администрации. Страна переживала период экономического процветания, и ограничения военных лет были отменены. Проблема Лиги наций была почти забыта. Призывы Гардинга вернуться к нормальной жизни и проводимая им политика свободы предпринимательства пользовались всеобщей поддержкой. К тому же благодаря усилиям государственного секретаря Ч.Хьюза администрация договорилась на Вашингтонской конференции о сокращении морских вооружений.
Однако, несмотря на общее процветание, аграрный сектор экономики испытывал серьезные затруднения. Влиянию республиканцев в Конгрессе стал угрожать новый фермерский блок. По мере накопления фактов злоупотреблений в результате проведенного Конгрессом расследования деятельности администрации и «банды из Огайо» в Вашингтоне нагнеталась атмосфера сомнений, страха и подозрений. Выяснилось, что министр внутренних дел А.Фолл получил взятку за передачу частным предпринимателям нефтяных резервов военно-морского флота. Аппарат министра юстиции Г.Догерти также был средоточием коррупции; не остались вне подозрений и управление по делам ветеранов, и бюро хранения иностранного имущества. Летом 1923 информация о коррупции все еще была достоянием ограниченного круга лиц, но буря могла разразиться в любой момент. Усталый, встревоженный и разочарованный президент отправился в поездку на Аляску. На обратном пути Гардинг заболел и внезапно скончался в Сан-Франциско 2 августа 1923

Энциклопедия "Кругосвет".


Далее читайте:

Рейнский вопрос (краткое описание)

Исторические лица США (биографический справочник).

Президенты США (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС