Франк Семен Людвигович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Франк Семен Людвигович

1877-1950

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Семен Людвигович Франк

Франк Семен Людвигович (16(28).01.1877, Москва 10.12,1950, близ Лондона) - философ. Обучался на юридическом факультете Московского университета; завершил образован в университетах Гейдельберга и Мюнхена, где изучал философию и социологию. Участвовал в сборнике «Проблемы идеализм» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), редактировал еженедельники «Полярная звезда» и «Свобода культуры» (1905 -1906). С 1912 года - приват-доцент Петербургского университета; был профессором Саратовского (1917-1921) и Московского (1921-1922) университетов. В 1922 году выслан из Советской Росси жил в Германии (1923-1937), во Франции (1937-1945) и Великобритании (с 1945).

Созданная Франком система всеединства выделяется как своей универсальностью, так детальностью разработки самой идеи всеединства, плодотворностью ее использования в различных отраслях философского знания. Определяющим для мировоззрения Франка является стремление рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надежный логико-гносеологический фундамент. Сочинения Франка, посвященные проблемам гносеологии («Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания», 1915; «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии») - одно из значительных достижений русской философской мысли XX века. Гносеологическая позиция Франка сводится к утверждению опытной данности и одновременно трансцендентности субъекту предмета познания, к установлению в наличной системе знания «доступного» и «недоступного» («непостижимого»), существующих в неразрывной целостности, к определению границ «предметного» знания, выражаемого в суждениях и понятиях, и выявлению особого (по сравнению с предметным) типа знания - знания-переживания, знания-общения, знания-понимания, представляющего предмет в его целостности и значимости для человека и открывающего последнему доступ к глубинным сферам бытия (наиболее полно особенности этого типа знания описаны Франком применительно к религиозному познанию). Соответственно в онтологии Франка различает два основные рода бытия: действительность (эмпирическую реальность), т. е. все то, что существует вне и независимо от сознания и постигается средствами «отвлеченного мышления», и реальность - внутренний мир человека, его сознание и самосознание. Вместе с тем реальность, по Франку, не есть некая замкнутая в себе, обособленная сфера внутренней жизни человека. Ей присущ момент трансцендирования, выхождения за пределы себя, проявляющийся в психической жизни как самосознание, в опыте общения - как «мы» и «ты», в нравственности – как совесть, в познании – как интуиция, в искусстве - как прекрасное и т. д. Сознавая себя, свое «я», человек открывает в своем внутреннем опыте некую абсолютную и первичную реальность - духовное бытие и в конечном счете Бога как «последнюю глубину реальности». Обнаруживая глубинное родство с этой безусловной реальностью и абсолютной ценностью, человек преодолевает свою субъективность, конечность. Так, Франк приходит к центральной для его антропологии и социальной философии идее Богочеловечества - утверждению неразрывной связи между Богом и человеком («Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия». 1956), Человек укоренен в мире, а тайны мира заключены прежде всего в человеке; мир очеловечен, и его невозможно постигнуть вне человека. Бог в нас самих. Бог с нами, являясь нам в общении с ним (С нами Бог, 1946). Эта сопряженность, соразмерность человеческого и божественного лежит и в основе социальной жизни, которая определяется прежде всего тем, что все люди есть «дети Божии». Ее важнейшие духовные основания - солидарность, любовь, служение. Общественная жизнь имеет своим конечным назначением осуществление природы человека во всей ее конкретности и полноте, т. е. обожение человека, возможно более полное воплощение в совместной жизни всей полноты ее божественной первоосновы («Духовные основы общества», 1930). Характерная особенность идеи Богочеловечества, как понимает ее Франк, - сочетание оптимистического восприятия мира как гармонического всеединства, имеющего основой божественный абсолют, с трезвым осознанием несовершенства эмпирического бытия и потому трагизма положения личности, ограниченной в возможностях его радикальггого благоустройства. В игнорировании этой двойственности человеческого бытия Франк видел главную слабость господствовавших в начале XX века в России идейно-политических течений: с одной стороны, либерализма (включая его радикальную форму - «социалистический экстремизм»), с другой – консерватизма, что стало одной из основных причин духовного и политического кризиса, потрясшего Россию в 1917 году.

Недостатки либерализма Франк усматривал в недооценке исторически сложившихся нравственных и духовных устоев народной жизни, в заигрывании с разрушительной социалистической идеологией. Несостоятельность же консерватизма была обусловлена, по его мнению, тем, что, исторически ориентируясь на традиционный уклад жизни, он постепенно потерял связь с реальной народной жизнью, не уловил ее новых запросов и потребностей, превратился в охранительство; он обесплодил себя своим фактическим неверием в живую силу духовного творчества и недоверием к ней. Свою социально-политическую доктрину Франк называл «либеральным консерватизмом», усматривая ее суть в преодолении исторических слабостей русского либерализма и консерватизма и синтезе их сильных сторон. Задача, считал он, состоит в том, чтобы показать, что свобода и социальное творчество индивида и народа не противостоят традициям и ценностям религиозной веры, но, напротив, взаимосвязаны и взаимообусловлены («Крушение кумиров», 1924; «Ересь утопизма», 1926; «По ту сторону «правого» и «левого», 1930). В этике Франк развивал идеи этики долга («Свет во тьме. Опыт христианской этики...», 1949). Значительное внимание Франк уделял истории отечественной философии, рус. культуры («Русское миросозерцание», 1925 - на нем. яз.; «Из истории русской философской мысли конца XIX - начала XX века. Антология», 1965; «П. Б. Струве», 1949, «Этюды о Пушкине», 1957 и др.).

В. И. Кураев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 740-741.

Сочинения: Этика любви к дальнему // Проблемы идеализма. Спб., 1902; Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Пг., 1915; Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. Пг., 1917 (2-е изд. Париж, 1964); Очерк методологии общественных наук. М, 1922; Крушение кумиров. Берлин, 1924; Смысл жизни. Париж, 1926; Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Париж, 1939; Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Париж, 1949; М., 1998; Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956; Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957; По ту сторону «правого» и «левого». Париж, 1972; Соч. М,, 1990; Духовные основы общества. М., 1992; Предмет знания. Душа человека. Спб., 1995; Реальность и человек. М., 1998; Русское мировоззрение. Спб., 1996: Непрочитанное. Статьи, письма, воспоминания. Спб., 2002; С нами Бог. М„ 2003.

Литература: С. Л. Франк. 1877-1850. Сборник памяти С, Л. Франка. Мюнхен, 1954; Зеньковский В. В. Антропология С. Л. Франка// Реальность и человек. М., 1997; Некрасова Е. Н. Семен Франк. Спб., 1998; Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства или абсолютный реализм С. Л. Франка // Вопросы философии. 1999. № 5; Она же. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877-1950 / Пер. с англ. М., 2001; Кураев В. И. Система теокосмического всеединства С. Л. Франка // История русской философии. М., 2008. С. 471-483; Семен Людвигович Франк (Сер. «Философия России первой пол. XX века»). М., 2012.


Вернуться на главную страницу Франка.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС