Фотий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фотий

810-897

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фотий

Патриарх Фотий и византийский император Михаил III
касаются Ризой Богоматери поверхности моря.
Радзивиловская летопись.

Фотий родился около 820 года в аристократической семье. Он был племянником патриарха Тарасия. Получив самое лучшее воспитание, Фотий сделал великолепную карьеру и достиг весьма высоких постов. Одновременно он занимался преподавательской деятельностью. В 858 году, будучи до этого светским человеком, стал патриархом Константинополя. Вынужденный выйти в отставку в 867 году вследствие глубоких разногласий с папой, Фотий вновь вернулся на Патриарший престол в 877 году. В 886 году ему опять пришлось удалиться в отставку. Он оставил нам свою «Библиотеку», «Лексику», обширную переписку, запись диалога с Амфилохием, митрополитом Кизика. Фотий обращался как к религиозным темам, так и к светским; создал множество теологических трудов. Это был человек, наделенный универсальными, энциклопедическими познаниями, талантливый писатель и тонкий полемист. Он остался одной из ярчайших фигур византийской литературы, ее основного принципа — в его наследии эрудиция превалирует над творчеством. Фотий умер около 893 года.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 313-314.


Фотий (около 810 — после 893) Фотий родился в семье высокопоставленного чиновника. Он был племянником патриарха Тарасия. В разное время Фотий занимал различные высокие должности, затем возглавил администрацию и образование. Фотий считался главным интеллектуальным, духовным и даже политическим деятелем империи. В 858 году, чтобы положить конец расколу Церкви, Фотий был возведен в сан патриарха. Но это не ослабило напряженность в стране. Оппозиционная партия Игнатия обратилась к Риму, опротестовывая выборы Фотия. Последовало столкновение с папой Николаем I, который начинает раскол. Фотий располагал поддержкой своей церкви, но, когда Василий I захватил императорский трон, он счел необходимым снять патриарха, который обратил в свою веру болгарского царя Бориса в 864 году, и призвал Игнатия. Вскоре он понял свою ошибку и вернул Фотия во Дворец. В 877 году, после смерти Игнатия, Фотий снова стал патриархом, и раскол в Церкви прекратился. В 886 году, с приходом к власти Льва VI, Фотий был еще раз отстранен от сана. Он умер в забвении, но его труды были востребованы потомками.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 408-409.


Фотий (Φώτιος) (ок. 820, Константинополь — 6 февраля 891) — патриарх Константинопольский (858—867 и 877—886), писатель, ведущая фигура византийского ренессанса 9 века. Родился в знатной столичной семье. Получив блестящее образование, стал известным преподавателем. Вокруг него обра-зовался кружок для регулярных чтений классической и христианской литературы, включая научные и медицинские трак-таты. На основе записей, сделанных на этих чтениях, Фотий составил «Мириобиблион», или «Библиотеку» (завершена после 867), — первый средневековый библиографическо-критический обзор, содержащий более чем 280 аннотаций произведений древнегреческих и византийских авторов. Ок. 855 стал императорским секретарем, а в 858 — патриархом, сменив смещенного с этого поста Игнатия, что вызвало негативную реакцию не только сторонников Игнатия, но и папы Николая I, который объявил избрание Фотия незаконным и отлучил его. В ответ Фотий написал окружное послание, в котором осуждал литургические и теологические новшества латинян, особенно учение о Filioque (об исхождении Св. Духа от Сына). На Константинопольском соборе 867 он осудил и отлучил Николая I, что явилось началом т. н. фотианской схизмы — первого разделения Восточной и Западной церквей. Новый император Василий I осенью 867 сместил Фотия, восстановив Игнатия на патриаршей кафедре. Фотий был возвращен ко двору в качестве воспитателя наследника престола, но после смерти Игнатия в 877 вновь стал патриархом. Был низложен в 886 императором Львом VI и умер в ссылке. Кроме «Мириобиблиона» Фотию принадлежат богословские сочинения: экзегетический сборник «Вопросы к Амфилохию», полемический трактат против латинского учения о Filioque «О тайноводстве Св. Духа» и трактат против ереси павликиан «О манихейских отпрысках», а также гомилии и более 260 писем, содержащих важные сведения о культурной и политической жизни Византии 9 в.

А. В. Иванченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 270-271.


Фотий — святитель, византийский церковно-политический деятель, писатель и эрудит, константинопольский патриарх в 858-867 и в 877- 886 гг. Родился между 810 и 827 гг. в Константинополе, умер между 891 и 897 гг. Его отец, святой исповедник Сергий, был племянником константинопольского патриарха Тарасия (784-806), восстановившего иконопочитание на Седьмом Вселенском соборе. Мать Фотия — Ирина, происходила из древнего армянского княжеского рода возможно, была родной сестрой патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика (837-843) и патрикия Арсавира, отцом которых был константинопольский вельможа армянин Баграт Морохарзаний. В первые годы царствования Михаила III (840-867) Фотий занимался преподавательской деятельностью в Константинополе, одним из его учеников был Константин Философ (будущий просветитель славян св. Кирилл). Около 845 г. Фотий получил чин протоспафария и занял должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. 25 декабря 858 г. Фотий был возведен на патриарший престол, сменив патриарха Игнатия (847-858; 867-877), изгнанного императрицей Феодорой по настоянию патрикия Варды, ее брата, управлявшего в то время делами империи. Став архипастырем, Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело его к конфликту с римским престолом и взаимным анафемам папы и константинопольского патриарха. В августе 863 г. на Римском соборе был отлучен Фотий, а в сентябре 867 г. Константинопольский собор отлучил папу Николая I. После 860 г. Фотий послал на Русь своего епископа, итогом миссии которого стало так называемое «Первое крещение Руси» к 867 г. После убийства императора Михаила III 23 сентября 867 г. Василием I Македонянином (866-886) Фотий выступил с обличением узурпатора и критикой императорского деспотизма, утверждая, что патриаршая и императорская власти равнозначны. За это он был низложен 25 сентября, а 23 ноября 867 г. отлучен от церкви и сослан. На Константинопольском соборе 869-870 гг. (признаваемом на Западе «VIII Вселенским») Фотий подвергся анафеме, а все поставленные им епископы были низложены. Однако в 875 г. Фотий был возвращен императором из ссылки. Как одному из образованнейших людей своей эпохи, император Василий I поручил Фотию воспитание своих сыновей Константина, Льва, Александра и Стефана. Патриарх Игнатий, умерший в октябре 877 г., перед своей кончиной назначил Фотия своим преемником. В 879 г. Фотий был признан в Риме и утвержден в сане Константинопольским собором 879-880 гг. С воцарением императора Льва VI (870-912) Фотий был вынужден отречься от престола, который в 886 г. перешел к Стефану, 18-летнему брату императора Льва. Умер Фотий в ссылке. Могила патриарха прославилась чудесами, а сам Фотий был впоследствии канонизирован. Основные сочинения Фотия: «Мириобиблион» («Тысячекнижие») — первая средневековая библиографическая энциклопедия с элементами литературной критики, богословские трактаты против ереси павликиан, проповеди (гомилии), в двух из которых он упоминает о русском походе 860 г. на Константинополь («На нашествие россов»), «Окружное послание», посвященное созыву Константинопольского собора 867 г., письма, содержащие важные сведения по внутренней и внешнеполитической истории Византии.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.454-455.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Феодор Сантаварин — один из приближенных патриарха Фотия.

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

MPG, t. 101-104. Р., 1866; Bibliotheque, v. 1-8. P., 1959-77.

Литература:

Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891;

DvornikF. The Photian Schism: History and Legend. Cambr., 1970;

Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. P., 1971;

Treadgold W. T. The nature of the Bibliotheca of Photius. N. Y., 1980.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС