Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб

1762-1814

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоганн Готлиб Фихте

Основатель «абсолютного идеализма»

ФИХТЕ, ИОГАНН ГОТЛИБ (Fichte, Johann Gottlieb) (1762–1814), немецкий философ, основатель «абсолютного идеализма». Родился в селе Рамменау (Оберлаузиц, Саксония) 19 мая 1762 в крестьянской семье. Благодаря случаю обрел покровителя в лице барона фон Мильтица. Обучался в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781–1784) университетах, в последующие десять лет переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь уроками. В 1790 начал интенсивно изучать труды И. Канта, что определило весь ход его философского творчества. Фихте получил одобрение Канта, представив написанное за месяц эссе Опыт критики всяческого откровения (Versuch einer Kritik aller Offenbarung). Благодаря этой работе, опубликованной без указания автора в 1792 и вначале приписанной самому Канту, Фихте завоевал репутацию философа и в 1793 был приглашен на должность профессора философии Йенского университета, которую занял весной 1794.

Фихте преподавал в Йене пять лет, однако в 1799 был вынужден уйти из университета, обвиненный в «атеизме» за утверждение, что Бог – не личностное существо, а нравственный миропорядок. Впрочем, возможно, местным деятелям церкви не понравилось, что свои лекции он устраивал по воскресеньям. Впоследствии жил в Берлине (до 1806), за исключением одного семестра, когда был профессором Эрлангенского университета (1805). Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кёнигсберг (1806), Фихте последовал за ним и преподавал в Кёнигсбергском университете до 1807. В 1810 он был назначен первым ректором нового Берлинского университета и занимал этот пост до 1812. Еще одной причиной для благодарности был цикл лекций в Берлине (1807–1808) вскоре после унизительного поражения при Йене – Речи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation, 1808), в которых Фихте призывал немецкий народ к борьбе против французских оккупантов. Когда в 1813 началась освободительная война, он был признан одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму. Его жена, добровольно поступившая на службу медицинской сестрой, заразилась тифом, от которого вскоре оправилась, но передала инфекцию мужу. Умер Фихте в Берлине 27 января 1814.

Среди наиболее известных трудов Фихте следует также упомянуть: О назначении ученого (Einige Vorlesungen ber die Bestimmung des Gelehrten, 1794); О назначении человека (Die Bestimmung des Menschen, 1800); Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию (Sonnerklare Bericht an das grssere Publikum ber das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie. Ein Versuch, die Leser zum Verstehen zu zwingen, 1801); Основные черты современной эпохи (Die Grundzьge des gegenwrtigen Zeitalters, 1806).

В основании теории Фихте – философская доктрина, названная им «наукоучением». Главный его труд – Основа общего наукоучения (Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre), впервые опубликованный в 1794 на правах рукописи, подвергался исправлениям девять раз в течение жизни философа. Огромное влияние на Фихте оказал «этический активизм» Руссо и Канта, признание верховной роли волевого начала. Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая («практическая») творческая деятельность личности, или, в его терминологии, «Ich» (Я, эго). Возможно, выбор термина не был слишком удачным, поскольку дал повод некоторым комментаторам отнести его систему либо к разновидности солипсизма, либо (по словам Дж.Сантаяны) к возвышению «осиянного славой и решительного эгоизма» до философского принципа. Однако понимание эго у Фихте имеет мало общего как с традиционными взглядами на тождество Я, так и с обыденным эгоизмом, приписанным ему Сантаяной. Его источником скорее является представление об автономном статусе морали в мире природы.

Всякий человек, согласно Фихте, ощущает себя живущим в двух царствах; его сознание включает то, что есть он сам (Я), и то, что не есть он сам (Nicht-Ich, не-Я). Чтобы познать не-Я, человек должен прежде познать самого себя. Конечной реальностью, таким образом, выступает самость, от которой зависит все остальное. Но эта самость далека от классической «души». Вместе с Декартом и Кантом Фихте считал, что эта первичная данность не есть факт (Thatsache, дело-вещь); это – деятельность (Thathandlung, дело-действие), деятельность сознания. Но что же является объектом сознания? Это не уже существующий, внешний, природный мир, как мы обычно наивно полагаем; скорее мы имеем дело с сознанием самих себя. Согласно Канту, «ощущения без понятий слепы»; разум ставит простые ряды внешних событий в причинно-следственную связь. Зеркальное отражение бытия в сознании (взгляд наивного реализма) необъяснимо, согласно Фихте, если делать это бытие, в свою очередь, основанием для объяснения сознания. Следовательно, бытие должно зависеть от сознания, а не наоборот. «Наукоучение» должно показать, что всякое сознание, направленное на объекты, на «другое», коренится в первоначальном отношении сознания к самому себе. Таким образом, опыт есть продукт сознания, а не сознание – продукт опыта.

Главным мотивом Фихте, однако, является не осмысление мира природы, но постижение морали. Не существует абсолютной природы, которая бы возвышалась над волей, иначе свобода и разумность, эти фундаментальные данности сознания, были бы невозможны. «Чувство свободы рационально подтверждается реальностью своего объекта». Я должно расшириться до не-Я, чтобы превратиться в реальность. Так возникает мир природы и объектов, сквозь который затем пробивается фундаментальная духовная сила. Однако этот внешний мир не является иллюзией, конструкцией из желаний; напротив, это весьма реальный мир, обычно сопротивляющийся попыткам его рационализировать и сделать «моральным». Сознание знает только себя и свою деятельность, однако его деятельность, так сказать, «выходит из-под контроля». История, которую Фихте называет «божественной педагогикой», возникает из этого раскола между Я и не-Я, чтобы преодолеть необходимость с помощью свободы, природу – с помощью морали.

Кант, мотивы которого, вероятно, также лежали в сфере морали, все же мог, искусно жонглируя понятиями, удерживать сферы реального и разумного в рамках одной системы. Он все еще оставался относительно безмятежным мыслителем эпохи Просвещения, называл свою систему «критическим идеализмом», указывая соответственно на роль внешнего мира и сознания. Однако Фихте, наблюдавший крушение идеалов Французской революции, уже не мог мириться с иррациональной реальностью. Разумное и моральное он распространил на все сущее, став основателем системы «абсолютного идеализма». Противоречивая вещь-в-себе Канта растворилась у Фихте в чисто идеальную сущность.

Фихте, когда-то собиравшийся стать протестантским пастором, недалеко ушел от идей лютеранства. Учение об отпадении от благодати оказало столь сильное влияние на его философию, что это даже может дать повод для преувеличений. Известно, что он рассматривал историю как в сущности секуляризованное искупление Божие: непрестанное творение мира, бывшее когда-то прерогативой Бога, теперь – дело человека.

История, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее упразднение мира природы во имя морали. Эмпирическое природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает место разумному моральному состоянию, в котором господствуют свободная воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание, отход от произвола, царящего в мире природы. Вся история есть не что иное, как попытка человечества установить господство над природной необходимостью.

Вся социальная философия Фихте пронизана коллективистскими мотивами. В своей ранней работе Замкнутое торговое государство (Der geschlossene Handelsstaat, 1800) он защищает протекционистские принципы, развивая государственно-социалистические аргументы; в посмертно опубликованных фрагментах 1813 года Фихте утверждает, что только государство имеет право на владение землей.

В 20 в. политические теории Фихте порой квалифицировали как предвосхищение национализма и фашизма. Однако необходимо учитывать, что его «националистические» речи звучали в период борьбы с иноземными захватчиками и от лица нации, которая еще не существовала. В одной из первых своих работ, К исправлению суждений публики о Французской революции (Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums ber die franzsische Revolution, 1793), Фихте оправдывал революцию, утверждая, что право на свободу неразрывно связано с самим существованием человека как разумного существа. В течение всей жизни он оставался страстным защитником идеалов Французской революции.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Вернуться на главную страницу Фихте

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС