Феофил
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Феофил

812-842

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Феофил

Феофил — византийский император в 821-842 гг.; сын императора Михаила II Травла (820-829). Родился в г. Аморий, столице фемы Анатолик, в 812 г. или в первой половине 813 г. Крестным отцом его был стратиг фемы Анатолик Лев Армянин, будущий император Лев V (813-820). Воспитывал и учил Феофила Иоанн Грамматик, крупный ученый своего времени, видный идеолог иконоборческого движения и будущий константинопольский патриарх в 837-843 гг. Под его руководством будущий император изучал греческий и латинский языки, астрономию,  естественную историю, занимался рисованием и перепиской манускриптов. Феофил был последним императором-иконоборцем. В 830 г. в возрасте 18 лет женился на 15-летней Феодоре, девушке из знатной армянской семьи, проживавшей в Пафлагонии. Император Феофил пользовался репутацией неусыпного стража правосудия, требовал соблюдения гражданских законов, охотно выслушивал и разбирал жалобы обиженных подданных. Лично обходил рынки, интересуясь потребительскими ценами в столице, не позволял купцам их неоправданно завышать. Любил церковное пение, сочинял гимны и духовные стихи, по праздникам сам управлял хором в храме Святой Софии. Однако в вопросах веры он придерживался тех же взглядов, что и его отец, и потому жестоко преследовал почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, многие монастыри закрыты. В войнах с арабами Феофил по большей части терпел поражения. Умер 20 января 842 г. в возрасте 29 лет. Августа Феодора, вдова Феофила, клятвенно заверила высших иерархов Византийской Церкви, что на смертном одре он раскаялся в иконоборческой ереси, и по инициативе нового константинопольского патриарха Мефодия I (843-847) покойный император был посмертно реабилитирован. Имя Феофила после молитвенных обращений константинопольского клира и горожан чудесным образом исчезло из списка еретиков, подлежащих анафеме.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.431-432.


Феофил - Византийский император Аморийской династии, правивший в 829—842 гг. сын Михаила II. Родился около 812 г. + 20 янв. 842 г.

+ + +

Получив императорскую власть, Феофил пожелал прослыть приверженцем правосудия и неусыпным стражем гражданских законов. С этой целью он прежде всего решил предать смерти и гибели сообщников своего отца, которые обеспечили ему царство, убив Льва Армянина. (Он собрал во дворце всех чиновников и объявил, что хочет наградить тех, кто помогал его отцу победно бороться за царство. Обманутые такими речами, они все назвали себя. Феофил же велел схватить их и казнить. В последующие годы он так преуспел в делах правосудия, что всем дурным людям был страшен, а всем хорошим — удивителен. Каждый день он проезжал по центральной улице, направляясь в Влахернский храм, и при этом был доступен для всех, в особенности же для обиженных, которые могли выплакать ему все свои обиды. Чтобы лучше знать нужды византийцев, император имел обыкновение обходить рынок и осматривать товары. У каждого торговца он спрашивал, за сколько продает тот свой товар, и делал это не мимоходом, а весьма внимательно и усердно и спрашивал не про что-то одно, а про все: еду, питье, топливо, одежду. Он не позволял купцам вздувать цены и наживаться. Рассказывают, что однажды Феофил заметил в гавани огромный корабль и стал узнавать, чей он и какие припасы везет. В ответ он услышал, что корабль — августы. Удивленный и огорченный этим, он велел сжечь его вместе с якорями, парусами и всем грузом. «Кто когда видел, — сказал он, — чтобы ромейский царь или его супруга были купцами?» Свою жену Феодору он осыпал всевозможными оскорблениями и даже пригрозил лишить ее жизни, если только уличит в чем-то подобном.

Не меньше, чем о законности, пекся Феофил о делах религии. По словам своего жизнеописателя, он любил церковное пение так, как только отец может любить детей своих, а по светлым праздникам не отказывался и сам управлять хором в храме святой Софии. Он сочинял гимны, клал на музыку стихиры, поправлял старинные оды и писал духовные стихи, которые и после его смерти исполнялись в церквах во время праздников. Однако в вопросах веры он придерживался тех же взглядов, что и его отец, и потому гнал как только мог почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, а многие монастыри и обители превращены в мирские пристанища. Всем богомазам он велел отречься от своего ремесла, и те, кто хотел сохранить свободу, должны были плевать на иконы и топтать их ногами.

В войнах Феофилу не было успеха. Едва приняв власть, он должен был начать борьбу с арабами, которая тянулась с перерывами до самой его смерти. В октябре 829 г. в сражении у острова Фасос полностью погиб ромейский флот. В последующие годы арабы не переставали грабить Кикладские острова. Еще хуже складывалось положение в Сицилии. В 831 г. мусульмане захватили Мессину и Палермо. Под властью ромеев осталась лишь небольшая часть острова с блокированными Сиракузами. В Азии дела шли с попеременным успехом. В 831 г. Феофил рассеял большое арабское войско, пленив 25 000 врагов. Весной 837 г. ромеи взяли и разграбили Запетру, родной город халифа Мутасима. Но уже летом 838 г. арабы вторглись в пределы империи и на Дазимонской равнине произошло жестокое сражение. Сначала успех был на стороне ромеев, и они обратили арабов в бегство. Но потом мусульмане вновь построились в боевые ряды и повернули ход битвы. Ромеи, не выдержав их натиска, бежали. Сам Феофил едва не попал в плен — враги уже окружили его со всех сторон, но царские отряды совместно с персами (они сражались на стороне Феофила) обступили его и под покровом ночи сумели провести к своим. После этой победы арабы взяли Аморий — родной город императора, и устроили там страшную резню. В 840 г. они достигли Южной Италии, захватили Тарент и осадили Бари. Ромеи с большим трудом сдерживали их наступление. Сам Феофил вскоре после гибели родного города занемог тяжелой желудочной болезнью и скончался в 842 г., будучи еще совсем молодым (Продолжатель Феофана: 3; 1—4, 8—10, 13, 16, 29, 31, 34, 34, 40).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.


Феофил (ок. 812 - 842, имп. с 829)

Феофил, сын Михаила II от его первой жены Фёклы, оказался самой яркой личностью среди трех василевсов Аморийской династии. В детстве его наставником был славный ученостью Иоанн Грамматик. Благодаря такому воспитателю и своим талантам Феофил стал одним из образованнейших людей своего времени. Поэт и автор церковных гимнов, меценат и полководец, знаток юриспруденции и богословия, он обладал несомненными дарованиями. Однако в годы его правления империя подверглась тяжелым ударам со стороны врагов, следствиями которых были разорение страны и территориальные потери, а иконоборчество, которое Феофил утверждал, прилагая массу усилий, с его смертью окончательно ушло в прошлое.

Едва новый император занял престол, халиф ал-Мамун напал на империю со стороны Киликии. Василевс, лично командовавший войсками, проиграл сражение. При этом он чуть не попал в плен. Дело в том, что значительную часть армии Феофила составляли персы, бежавшие в Византию от арабского владычества. Император, доверяя их предводителю Феофову, находился среди персидских турм, и, когда начались переговоры, арабы стали убеждать турмархов выдать им Феофила. Автократор ромеев не знал персидского, но его военачальник Мануил, владевший этим языком, понял грозившую опасность и попытался уговорить Феофила скакать к позициям своей гвардии. Василевс, не разобрав, что происходит, рассердился на своего подчиненного и приказал ему удалиться. Тогда Мануил схватил за узду императорского коня и, угрожая Феофилу мечом, заставил его покинуть опасное место, за что тот потом осыпал сообразительного офицера милостями.

В 831 г. император возглавил ответный поход, арабское войско было рассеяно, Константинополь праздновал триумф, радуясь двадцати пяти тысячам пленных. Однако халиф немедленно снарядил свежую армию, и следующим летом Феофил был разгромлен. Стремясь высвободить силы для войны на Сицилии, василевс послал ал-Мамуну письмо с предложением заключить мир, но последний поставил условие неприемлемое - принять ислам. В 833 г. походы халифа возобновились. Императорский уполномоченный, направленный в ставку врага, возвратился с удручающим ответом ал-Мамуна: «Между мной и им [Феофилом. - С.Д.] только меч!» Ромеи вновь испытали горечь поражения. Лишь смерть ал-Мамуна (833) временно положила конец бедствиям востока империи.

На западе тем временем дела шли еще хуже. В 829 г. в бою у берегов Италии погиб ромейский флот, два года спустя мусульмане захватили Мессину; в августе 831 г. после одиннадцатимесячной осады им сдался Палермо. Христиане с трудом удерживали лишь небольшую часть Сицилии, с полублокированными Сиракузами, Таорминой и горной крепостью Кастроджованни, резиденцией стратигов. Только в середине тридцатых годов положение несколько выправил посланный туда зять императора, авторитетный даже среди врагов кесарь Алексей Муселе.

Византии требовалась помощь извне, и Феофил решил найти ее на севере. В 834 г. его архитектор Петрона отправился в Хазарию руководить строительством крепости Саркел (Белая Вежа). Но попытки ромеев расширить свое влияние встретили отпор со стороны кагана, который не разрешил даже открыть в Саркеле христианскую церковь. Тогда Феофил пошел по другому пути: он ликвидировал архонтат в Херсонесе, сделав город центром новой фемы Климатов, и поставил там стратига. Влияние Византии в Северном Причерноморье существенно окрепло.

Феофил был крайне вспыльчив и в ярости мог совершать необдуманные действия. Иногда причуды василевса удивляли: как-то раз он издал приказ о запрете для всех жителей Константинополя носить длинные волосы.

Император любил переодеваться в бедную одежду и в таком виде, никем не узнанный, расхаживал по столице, прислушиваясь к разговорам горожан. Часто заходил на рынок и «у каждого торговца он спрашивал, за сколько продает тот на рынке, причем делал это не мимоходом, а весьма внимательно и усердно и спрашивал не про один какой-то товар, а про все: еду, питье, топливо и одежду, да и вообще про все, выставленное на продажу» (Прод. Феоф., [69, с. 42]).

Феофил страстно желал, чтобы народ знал его справедливость, и потому ничто не спасало провинившихся от суда василевса. Он, например, распорядился казнить убийц Льва, несмотря на то что его отец взошел на трон благодаря этим людям. Однажды он узнал, что брат его жены Петрона, строя дом, самовольно прихватил себе участок бедной вдовы. Когда расследование подтвердило этот факт, Феофил приказал постройку снести, а родственника бичевать по плечам. В другой раз, прогуливаясь за городом, он увидел пристававший к берегу большой купеческий корабль, изрядно нагруженный съестными припасами. С изумлением услышав от мореходов, что владелица судна - императрица Феодора, василевс приказал кормчему направить корабль ко Влахернской пристани. Там, взойдя на палубу, Феофил спросил у окружавших его синклитиков, не знают ли они, кто имеет нужду в хлебе, вине или иной какой-либо домашней провизии. И когда, льстя по обыкновению, те ответили, что под властью такого императора они ни в чем не нуждаются, он воскликнул: «Неужто не знаете, что августа, моя супруга, превратила меня - царя Божьей милостью в судовладельца». «А кто когда видел, - прибавил он с душевной горечью, - чтобы ромейский царь или его супруга были купцами?» (Прод. Феоф., [69, с. 42]). Сочтя для василисы, ни в чем не нуждавшейся, торговлю делом неприличным, Феофил велел прилюдно сжечь судно вместе с товарами, а жену выбранил.

Император с большой любовью покровительствовал искусству и наукам. В годы его правления существенно изменился облик столицы. Из старого дворца Дафна и построек времен Юстиниана II был возведен монументальный комплекс зданий, соединивший все построенное в этом районе города, - новый Большой императорский дворец, при сооружении которого были применены все новейшие достижения строительной техники того времени. В залах дворца за счет акустических эффектов гулко разносился даже шепот. Ученый Лев Математик (с 840 г. - митрополит Фессалоники) соорудил там дивные автоматы - статуи рычащих львов и машущих крыльями павлинов, а также золотой платан с поющими механическими птицами, украсившие тронный зал. Сам трон императора мог подниматься к потолку. Роскошь и великолепие Большого дворца порождали легенды. Тот же Лев Математик придумал систему светового телеграфа, по линии маяков которого в считанные часы важные известия доходили в Константинополь от далекой киликийской границы.

Примерно в то же время появился минускул - мелкий книжный шрифт, сменивший требовавший больших затрат дорогостоящего письменного материала классический унициал, благодаря чему книги подешевели и стали более доступными.

Феофил стал последним иконоборческим императором. Он изо всех сил пытался возродить уходящее учение, жестокими способами преследуя пропагандистов иконопочитания, прежде всего монахов. В 833 г. император издал указ о выведении части монастырей из города. Впрочем, этим, сам того не желая, он способствовал росту их могущества - обители в провинции превращались в крупных держателей земли и богатели.

Весной 837 г., собрав стотысячную армию, император напал на арабский халифат. Ромеи овладели обширной территорией с городами Запетрой, родиной халифа ал-Мутасима, и Самосатой. Византийцы, мстя врагу, свирепо мучили пленных, выкалывая им глаза и отрезая уши, насиловали женщин. Халиф, узнав о нападении и его последствиях, в бешенстве объявил немедленный поход. 22 июля 837 г. на Дазимонской равнине (в Каппадокии) часть войск Феофила с императором во главе была вдребезги разбита турецкими наемниками халифа. Сам василевс едва выбрался из схватки. Все мирные предложения ал-Мутасим отверг и, платя грекам той же монетой, направил свои отряды к Аморию - родине предков Феофила. Халиф приказал воинам начертить слово «Аморий» на щитах, в знак решительности замысла овладеть им. Город, оплот фемной иконоборческой знати, был взят арабами 13 августа 838 г. после ожесточенного сопротивления гарнизона и при наличии огромных потерь с обеих сторон. Мусульмане разгромили Анатолик, и, хотя стойкое сопротивление ромеев вынудило захватчиков к зиме убраться восвояси, центр поддержки Фригийской династии и иконоборчества прекратил существование.

Арабская экспансия на Западе достигла Италии. В 840 г. пал Тарент, мусульмане осадили Бари. Феофил обратился за поддержкой к западным государям - императору Лотарю, дожу ставшей самостоятельной Венеции и даже ко двору кордовского халифа, политического противника африканцев. Несмотря на благожелательный прием посольств, деятельной помощи Византия не добилась ни от кого.

В разгар столь печальных событий император тяжело заболел. Умирая, он отдал распоряжение убить своего давнего соратника и полководца, крещеного перса Феофова, из опасений перед могуществом последнего.

Православное предание уверяет, будто перед смертью (20 января 842 г.) Феофил покаялся и признал иконопочитание.

В народной памяти этот император остался символом справедливости. Автор диалога «Тимарион» (X в.) поместил его в подземном царстве как судью поступков умерших христиан.

При Феофиле, ок. 838 г., Константинополь посетили послы «руссов». Из столицы Византийской империи эта делегация направилась в далекий Ингельгейм, где находился двор западного императора Людовика Благочестивого.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997, с. 152-155.


Литература:

[69]. Продолжатель Феофан. Жизнеописания византийских царей / Подг. Я.Н. Любарского. СПб., 1992.

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС