Эриксон Эрик Гомбургер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эриксон Эрик Гомбургер

1902-1994

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Эрик Гомбургер Эриксон

Немецко-американский психолог

Эриксон (Erikson) Эрик Хомбургер (1902-1994) - немецко-американский психолог и психотерапевт; создатель жанра психоистории. В юности был художником, специализирующимся на детских портретах. После знакомства с А. Фрейд в 1927 году стал работать преподавателем в ее детской школе, одновременно посещая семинары Венского психоаналитического общества. В 1933 после окончания Венского института психоанализа эмигрирует в США, где занимается психоаналитической практикой и преподает в университетах. Центром его профессиональных интересов стала проблема поиска человеком своей психосоциальной идентичности, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизаций. Построил оригинальную схему эпигенетического развития человека на протяжении всей его жизни, в которой выделял восемь стадий развития идентичности. То или иное решение человеком возрастных и ситуативных задач развития, по Эриксону, сказывается на успешности или неуспешности его последующей жизни. Исследовал связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений, проблемы динамики поколений. Провел психоисторические исследования жизни и личности Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Максима Горького и др. Дата выхода его книги «Молодой Лютер» (1958) считается датой рождения созданной им психоистории. Важное значение имеет проведенное Эриксоном описание так называемого «псевдовидообразования», когда одна группа людей относится к другой как к враждебному виду, недостойному существования, что несет в себе угрозу существованию человечества. Он также предупреждал о возможности псевдоидентичности и негативной идентичности, считал целью терапевтической работы возвращение пациенту утраченного чувства идентичности.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 367.

Сочинения: Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Детство и общество. М., 1996; Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М,, 1996; Gandhi's Truth. N. Y., 1969.


Теоретик неофрейдизма

Эриксон (Erikson) Эрик Гомбургер (15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Гарвич, Массачусетс) — немецко-американский психолог и психотерапевт, теоретик неофрейдизма; создатель жанра психоистории. В юности был странствующим художником, в 1927—33 преподавал рисование в школе А. Фрейд, одновременно посещал семинары Венского института психоанализа. С 1933 — член Венского психоаналитического общества и Международной психоаналитической ассоциации. После прихода к власти нацистов эмигрировал в США; в 30—40-е гг. занимался психоаналитической практикой в Бостоне, работал в качестве консультанта-психотерапевта в Гарвардской психологической клинике и Йельском институте человеческих отношений. В этот же период участвовал в полевых исследованиях группы культурантропологов в резервациях Южной Дакоты; впоследствии эти наблюдения составили основу его первой книги «Детство и общество» (Childhood and society, 1950, рус. пер. 1996). В 1939—1950 годы преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Питтсбургском университетах. .На рубеже 50—60-х гг. разработал основные положения своей философско-психологической концепции, в 1958 опубликовал первый опыт психоисторического исследования — книгу «Молодой Лютер» (Young man Luther, рус. пер. 1996). В 1960 возобновил академическую деятельность в Гарварде, где читал курс лекций по теории жизненного цикла. Лауреат премии Пулитцера и Национальной премии США (за книгу «Правда Ганди» — Gandhi's truth, 1969). В духе общей для неофрейдизма тенденции к социокультурному переосмыслению классического психоанализа, под влиянием идей эгопсихологии (А. Фрейд и др.) и сравнительной культурантропологии (М. Мид) Эриксон приходит к выводу о необходимости включить в теорию Фрейда понятия «социальное окружение» и «исторический момент». В центре его философско-психологической концепции — понятие психосоциальной идентичности, обнимающее как субъективное чувство, так и объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженного с верой этого Я в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Идентичность включает такие аспекты, как непрерывность самосознания на фоне меняющихся объектов опыта («эгоидентичность»), норма индивидуального психического развития в онтогенезе («личностная идентичность»), вовлеченность ин-дивидуального бытия в конкретный сегмент истории («психоисторическая идентичность»), наконец, психологическая устойчивость человека перед лицом небытия («экзистенциальная идентичность»).

Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий развития, причем определяющим фактором этого развития личности выступает ее общение со значимыми другими. Кульминацией становления идентичности является юность. В ходе нормативного юношеского кризиса идентичности возникает качественно иная личностная целостность, открытая последующим трансформациям в ответ на требования «исторического момента». Только в юности бессознательный процесс формирования идентичности может стать фактором социально- исторического самосознания человека и эпохи. Как в психологическом, так и в историческом отношении юность опосредует связь между прошлым и будущим. С этой точки зрения история может быть интерпретирована как континуум индивидуальных жизненных циклов, а историческая эволюция осмыслена в терминах метаболизма поколений. Это образует пограничную область психоистории. Психоистория выступает вспомогательным инструментом традиционного исторического исследования. Отказавшись от сведения фактов мировой истории культуры к иррациональным импульсам психики гениев, Эриксон рассматривает внутренние конфликты творческих личностей — М. Лютера, Т. Джефферсона, М. Ганди, Б. Шоу, М. Горького — как выражение социально-психологических и нравственных проблем их времени и культуры. Историческую значимость личности и успех ее социально-культурных и мировоззренческих инноваций Эрик-сон связывает с адекватной интериоризацией ею духовных противоречий эпохи. Предмет психоистории составляют умонастроения, верования, эмоциональные и нравственные стереотипы, включая их иррациональные составляющие, и преломление этого содержания в исканиях творческой личности.

Принципы психоисторического анализа получили широкое распространение в американском обществоведении 1970— 80-х гг.

Е. В. Якимова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 453-454.


Один из основателей эго-психологии

Эриксон (Erickson) Эрик (1902- 1994) — американский психолог, один из основателей эго-психологии. Биография. Получил образование в Венском институте психоанализа (1928-1933). Вскоре после его окончания переехал в США. Работал на медицинском факультете Гарвардского университета, в Университете Беркли в Калифорнии. С 1960 по 1968 г. — профессор Гарвардского университета. Исследования. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности. По его мнению, идентичность индивида обеспечивает интеграцию, с одной стороны, его прошлого, настоящего и будущего, с другой — его склонностей и социальных ролей, выступая в качестве основы для сравнений себя с другими. Кроме того, идентичность выступает в качестве основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком ряда типичных стадий развития (Childhood and society. Penguin Books, 1967; в рус. пер.: Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996). Так, процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь стадий. Специфика возраста зависит как от ситуации, так и от возраста. На каждой стадии решается определенная задача развития, каждая из которых имеет целью приобретение определенного социально значимого качества (доверие, автономия, инициатива и пр.). В зависимости от качества и полноты решения (или не-решения) определенной задачи возраста возникают соответствующие личностные новообразования. 1. Младенческая стадия (до 1 года): базисное доверие или недоверие (значимая группа представлена матерью). 2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет): автономия или чувство зависимости (взрослые члены семьи). 3. Игровая стадия (от 3 до 6 лет): инициативность или чувство вины (сверстники). 4. Школьная стадия (от 6 до 12 лет): производительная предметная деятельность или чувство неполноценности (значимые чужие). 5. Подростковая стадия (от 12 до 18 лет): идентичность или диффузия идентичности (сверстники). 6. Юность (от 18 до 25 лет): интимность и солидарность или изоляция (близкие друзья, любимые). 7. Взрослость (от 25 до 54 лет): творчество или застой (коллеги или семья). 8. Старость (после 54 лет): эго-интеграция или разочарование в жизни (несколько человек или весь мир).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 700-701.

Сочинения: Young Man Luther. 1958; Insight and Responsibility. 1964; Identity: Youth and Crisis. N. Y., 1968; в рус. пер.: Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996; Gandhi's Truth. 1969; Dimensions of New Identity. N. Y.: Norton, 1974; Life History and the Historical Moment. N. Y„ 1975; The Life Cycle Completed: A Review. 1982; A Way of Looking at Things. 1987. Литература. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; ШульцД., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; Крэйг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000; Э. X. Эриксон // Психология: Биографи-ческий библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.


..а также в области социологии

Эриксон Эрик Гомбургер (1902–1994). Американский социолог и психолог датского происхождения, основоположник теории идентификации. Вырос в еврейской семье в Германии. С раннего детства он на себе испытал поиски идентичности, т. е. поиска определенности национальной, семейной, религиозной. У Эриксона рано проявился талант обращения с детьми, на что обратила внимание А. Фрейд, дочь знаменитого психоаналитика. Эриксон учился в психоаналитическом институте; А. Фрейд стала его учителем. Позднее Эриксон переселился в США, где перед ним снова встает проблема идентичности, как перед всеми иммигрантами. Свои раздумья он осмысливал теоретически, его идеи находили практическое применение в работе с индейцами, а также с ветеранами, вернувшимися со Второй мировой войны. Его теория возрастных кризисов идентичности, и особенно кризиса подростково-юношеского периода, стала популярной в 1968 году, отмеченном студенческими бунтами в Европе и США, появлением ряда молодежных субкультур. Тогда книги Эриксона издавались миллионными тиражами. Эриксон социализировал классический психоанализ, продолжив линию, начатую А. Фрейд, показал, что каждое общество представляет собой репертуар идентичностей, начиная от идентичности ребенка, отца, матери, до профессиональных и политических. Идентичности людей формируются во взаимодействии самоидентификации человека и идентификации его другими людьми. Самоидентификация должна получить поддержку идентификации другими. Но великие личности рождают в себе новую идентичность и передают ее массам в качестве коллективной, национальной. Так было с М. Лютером, Наполеоном, М. Ганди, Ф.Д. Рузвельтом, В.И. Лениным, Мартином Лютером Кингом. Наиболее известные труды Эриксона: “Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование” (изд. на рус. яз. – 1996), “Правота Ганди” (1969), “Жизненная история и исторический момент” (1975), “Идентичность и жизненный цикл” (1980).

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Представитель нео-психоаналитической школы «психологии Я»

Эриксон (Erikson) Эрик (р. 15.6.1902, Франкфурт-на-Майне), американский психолог и психоаналитик, представитель нео-психоаналитической школы «психологии Я». Предпринял попытку переосмысления ряда исходных установок классического психоанализа, подчёркивая в противовес 3. Фрейду адаптивный аспект человеческой душевной деятельности. Эриксон выдвинул психосоциальную теорию стадиального формирования «групповой идентичности» и, параллельно, «эгоидентичности» (8 стадий развития личности, каждая из которых имеет целью достижение того или иного социально-ценного качества: доверия, автономии, инициативы и др.).

Основным принципом развития Эриксон считает успешное решение возрастных личностных «кризисов идентичности», вызванных несоответствием между социальными требованиями и психосоциальной зрелостью личности.

Под влиянием культурантропологов (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) Эриксон противопоставляет фрейдовским стадиям психосексуального развития теорию эпигенеза, в которой на богатом эмпирическом материале показана высокая степень зависимости душевной деятельности от совокупности социокультурных факторов. По Эриксону, в основе адаптивности человеческого поведения находится осознанная активность «Я» (Ego), в связи с чем центральное место отводится не бессознательному «Оно» (Id), a сфере «Я» — процессам мышления, восприятия, памяти и так называемая Сфера «Я» трактуется как относительно автономное начало несексуальных и неагрессивных мотиваций. Инстинктивные побуждения, по Эриксону, не первичны, а находятся во взаимозависимости с сознательными процессами.

В основе адаптивной деятельности «Я» находится, по Эриксону, некоторый синтетический принцип, в соответствии с которым происходит непрерывный синтез пережитого. Синтетическая активность «Я», по его мнению, ответственна за формирование целостных психических образований, среди которых особо важную роль играет чувство так называемой психосоциальной идентичности. В субъективном плане она переживается как «чувство тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования». Представление о психосоциальной идентификации акцентирует значительное влияние недетских переживаний личности, творческий характер её созревания в процессе ролевой интеграции в группе, в чём находит выражение отход Эриксона от фрейдовского биологического детерминизма. Поиск психосоциальной идентичности имеет, по Эриксону, автотерапевтический характер. В работах «Молодой Лютер» («Young man Luther», 1958) и «Истина Ганди» («Gandhi's truth», 1969) Эриксон в духе своей концепции интерпретировал психическую жизнь великих личностей, отметив, что их личностные кризисы на «переломах истории» изоморфны социальному кризису и имеют одинаковую с ним структуру. Убеждение Эриксона в исторической инвариантности его теории, её применимости к представителям разных эпох вызвало критику со стороны профессиональных историков (Мэнюэль и др.). Творчество Эриксона оказывает воздействие на западных психологов, социологов и историков и является одной из наиболее влиятельных альтернатив ортодоксальному фрейдизму.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Childhood and society, N. Υ., 1950; Identity: Youth and crisis, N. Y., 1968; Life history and the historical moment, N. Y., 1975.

Литература: Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978, с. 320—25; Evans R. I., Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969; M a i e r H. W., Three theories of child development, N. Y., 1965; Coles R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston— Toronto, 1970.


Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Identity and the Life Cycle. N.Y., 1959. Life History and the Historical Moment. N. Y., 1975; в рус. пер.: Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Литература:

Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона,— В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 212—242;

Якимова Е. В. Критика неофрейдистской концепции человека Э. Г. Эриксона.— «Вестник МГУ», серия философии. М., 1980, № 5, с. 67-75.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС