Джеллико Джон Рашуорт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Джеллико Джон Рашуорт

1859-1935

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

ДЖЕЛЛИКО (Jellicoe) Джон Решуорт (5.12.1859, Саутгемптон - 20.11.1935, Лондон), граф, (1925), виконт Брокас в Саутгемптоне (1925), виконт Скапский (1919), английский адмирал флота (3.4.1919). Сын капитана торгового флота. Образование получил в Морском колледже (1884). Участник войны в Египте в 1882, специализировался по артиллерии. Во время подавления Боксерского (Ихэтуаньского) восстания 1899-1901 -начальник штаба эскадры адмирала Сеймура; участник Пекинской экспедиции. В 1905-07 управляющий военно-морской артиллерией, в 1907-08 -контр-адмирал Атлантического флота, в 1908-10 лорд-комиссар Адмиралтейства и контролер ВМФ. В 1910-11 командующий Атлантическим флотом, в 1911-12 командующий 2-й дивизией внутреннего флота, в1912-14- 2-й морской лорд. С началом войны назначен главнокомандующим Большим флотом (бывший 1-й флот) - самого сильного соединения ВМФ. В его состав входили 4 эскадры линейных кораблей, эскадра линейных крейсеров, 4 эскадры броненосных и легких крейсеров (всего 29 линейных кораблей, в т.ч. 20 дредноутов; 4 линейных и 24 броненосных и легких крейсера). 4.8.1914 вышел в Северное море на поиск противника, но затем временно покинул Скапа-Фло и ушел в район западнее Оркнейского архипелага. В бою 28.8.1914 у острова Гельголанд англ. ВМС коммодора Теруита и Д. Битти нанесли поражение герм. флоту. В сент. в результате действий герм. подводных лодок потерял 4 крейсера (в т.ч. «Хог», «Абукир», «Кресси»), крейсер-авиаматку и подводную лодку. В кон. окт. вторично покинул Скапа-Фло и ушел на запад. 24.1.1915 англ. флот вступил в бой у Доггер-банки, в ходе которого был потоплен герм. броненосный крейсер «Блюхер». После этого боя герм. флот резко ограничил свои выходы из Гельголандской бухты и в конце янв. начал неограниченную подводную войну. В 1915 продолжил дальнюю блокаду Германии и хотя добился больших успехов в этом направлении, полностью пресечь морские перевозки Германии Д. не удалось. В 1916 англ. флот пополнился 5 линейными кораблями (в т.ч. 4 типа «Роял Соверен»), 4 линейными и 5 легкими крейсерами. В целях повышения эффективности Большого флота было решено перебазировать его в район Розайта-Хамбер (к маю завершено не было). Руководил действиями англ. флота в Ютландском сражении 31.5-1.6.1916. Перед сражением в состав Большого флота входило 28 дредноутов, 9 линейных, 8 броненосных и 26 легких крейсеров, а также 79 эсминцев (всего около 60 тыс. чел.). Получив известие, что герм. флот под командованием Р. Шеера вышел в море, Д. 30.5.1916 вывел главные силы из Скапа-Фло и направился к полуострову Ютландия. 31 мая произошел неудачный для англ. флота «бой авангардов» (командующий англ. силами Битти). Получив сообщение Битти об обнаружении кораблей противника, Д. направил 3-ю эскадру линейных крейсеров контр-адмирала X. Хууда на поддержку авангарда. Шедший впереди легкий крейсер «Честер» попал под огонь противника и с трудом смог выйти из боя. Одновременно Д. начал перестройку флота в боевой порядок. В 18 ч 20 мин герм. корабли потопили броненосный крейсер «Дафнис», а вскоре погиб, флагман 3-й эскадры линейный крейсер «Инвенсибл» (вместе с адмиралом Хуудом) и выведен из строя 5-й эскадры линейный корабль «Уорспайт» (герм. флот потерял только легкий крейсер «Висбаден»). Однако затем огнем англ. флота был потоплен флагман «Лютцов» и повреждены линейные корабли «Кёниг» и «Маркграф». После этого Шеер принял решение оторваться от противника, а Д. начал преследование. Большой флот, заняв охватывающее положение, нанес серьезные повреждения линейным крейсерам «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Фон дер Танн», линейным кораблям «Кениг» и «Гроссер курфюрст». Герм. флоту удалось выйти из боя, не потеряв дополнительно кораблей. Д. не хотел вступать в ночной бой с противником, т.к. герм. флот был лучше подготовлен к этому виду боя и имел преимущество в торпедном вооружении, и считал возможным возобновление сражения утром. Однако установить в течение ночи положение герм. флота ему не удалось. Ночью произошло несколько боевых столкновений, во время которых был потоплен англ. броненосный крейсер «Блэк Принс», герм. флот потерял линейный корабль «Померания», легкие крейсера «Фрауенлоб» и «Росток», легкий крейсер «Эльбинг», уклоняясь от торпед, попал под таран своего линейного корабля и затонул. Кроме того, Большой флот потерял 5, а германский - 2 эсминца. К рассвету герм. флот оторвался от Большого флота. Д. из-за разбросанности своих сил, а также из-за тумана и опасения подводных лодок принял решение о прекращении боевых действий. В 11 ч Большой флот повернул на базы. В ходе Ютландского сражения Большой флот потерял 3 линейных, 3 броненосных крейсера, лидер и 7 эскадренных миноносцев, а также 6784 чел. (в т.ч. 510 пленными); герм. флот потерял старый линейный корабль «Померания», линейный и 4 легких крейсера и 5 эскадренных миноносцев, а также 3058 чел. Д. не смог использовать численное превосходство Большого флота и понес крупные потери. Обе стороны приписывают себе победу в сражении: немцы потому, что англ. флот понес большие потери, англичане - по той причине, что после этого герм. флот фактически не выходил в открытое море. До середины авг. 1916, пока шел ремонт кораблей, флот не вел активных боевых действий. В авг. герм. флот потопил легкие крейсера «Нотингем» и «Фалмот». В нояб. 1916 Д. назначен 1-м морским лордом. 27.4.1917 представил доклад, в котором указывал на то, что из-за действий герм. подводных лодок против торгового флота создалась катастрофическая ситуация и если не будут приняты меры, то «английский народ погибнет от голода». Предложил ряд мер с целью выправления положения, в т.ч. отозвание войск с Салоник-ского фронта, организация перевозки войск из колоний и США на грузовых судах, следующих в Великобританию с продовольствием, прекращение ввоза рабочей силы из колоний, запрещение импорта товаров, не имеющих жизненного назначения. Последствием доклада Д. стала мобилизация англ. ВМС на борьбу с герм. подводными лодками. Однако сторонник линейных флотов и генерального сражения, Д. был противником организации конвоев, и лишь личное вмешательство премьер-министра Д. Ллойд-Джорджа, который 30.4.1917 посетил Адмиралтейство и своей властью отправил первый конвой, помогло обезопасить морские перевозки. В дек. 1917 смещен. В 1920-24 генерал-губернатор Новой Зеландии. С 1924 в отставке. В 1928-32 президент Британского легиона. Автор мемуаров «Большой флот в 1914-16: создание, развитие и деятельность» (1920), «Кризис морской войны» (1920), «Подводная опасность» (1934).

Использованы материалы кн.: Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники Германии. Москва, 2003


Джеллико Джон Рашуорт (1859-1935) - адмирал, лорд Скапа, командовал Гранд Флитом большую часть Первой мировой войны, включая Ютландское сражение. До сих пор историки спорят, мог ли флотоводец разгромить германский флот в бою.

Джеллико родился 5 декабря 1859 года в Саутгемптоне. На флот он поступил в 1872 году. В 1884 году окончил морской колледж, участвовал в колониальных войнах против Египта (1882) и Китая (1900). В 1907 году его произвели в контр-адмиралы, в 1910 году - в вице-адмиралы. С 1913 года Джеллико был вторым морским лордом.

Когда летом 1913 года было решено провести учения по отражению нашествия на Британские острова, командовать этой операцией поручили Джеллико, а его противником стал Каллаген. Соотношение сил примерно соответствовало соотношению германского и английского флотов. Учения максимально приблизили к боевым условиям, погрузили на транспорты войска, изображающие экспедиционный корпус. Джеллико следовало высадить эти войска между Блайтом и Сандерлендом. Когда маневры начались, транспорты и корабли Джеллико прошли незамеченными и успешно высадили десант, а линейный флот Каллагена понес большие “потери” от развернутых Джеллико подводных лодок. Учения продемонстрировали такую неподготовленность к отражению вторжения, что Черчилль прекратил их, опасаясь, что сведения достигнут Германии. На следующих маневрах в августе линейные крейсера Битти втянули корабли Джеллико в бой до прихода флота Каллагена. Однако первая попытка вызвала в Англии такую тревогу, что при Комитете Имперской Обороны возобновила работу “комиссия по вторжению”, которая выдала рекомендации по организации территориальных войск для борьбы с десантами противника. На 1914 год были запланированы многочисленные учения в водах метрополии. Учения прервала война.

Во время Первой мировой войны в 1914-1916 годах флотоводец был главнокомандующим Гранд Флитом. 4 августа, в день объявления войны Германии, Джеллико получил приказ с линейными кораблями Гранд Флита выйти к меридиану 2 градуса восточной долготы для перехвата неприятельских рейдеров. А линейные крейсера с легкими силами направлялись к берегам Норвегии. О войне узнали уже в море. 7 августа, не найдя целей, флот вернулся в Скапа-Флоу для пополнения запасов топлива. Первые дни противники ограничивались действиями легких сил. Так как общественное мнение в Англии возмущала бездеятельность флота, было решено атаковать германские патрульные корабли и навести часть легких сил под орудия линейных крейсеров. Атаку начали утром 28 августа. Кроме ранее намеченных броненосных крейсеров, эсминцев и подводных лодок, Джеллико выделил 6 быстроходных легких крейсеров. Именно им в значительной мере пришлось вести бой с противником, пока на сцену не вышли линейные крейсера. Германский флот лишился 3 крейсеров и эсминца, многие корабли получили повреждения. Эта первая победа воодушевила британских моряков, а Битти, командовавшему линейными крейсерами, и Тируиту, командовавшему флотилией эсминцев в Гарвиче, принесли славу.

Разочарованное в задуманной до войны стратегии ослабления противника действиями легких сил и подводных лодок, германское командование предприняло 3 ноября обстрел Ярмута линейными крейсерами Хиппера. Англичане не смогли перехватить сразу же отошедшую германскую эскадру. Джеллико ограничился в качестве контрмеры перебазированием в Розайт 8 эскадренных броненосцев и 4 броненосных крейсеров для отражения нападений на восточное побережье.

О следующем набеге германского флота уже стало известно от начавшей работу по расшифровке германских радиопереговоров “комнаты 40”. Первым ее успехом стала информация о выходе в море линейных крейсеров Хиппера 15 декабря. Однако англичане не знали, что в поддержку Хипперу выходит и Флот открытого моря. Поэтому, кроме линейных крейсеров Битти, Джеллико направил только часть Гранд Флита. 4 линейных крейсера Битти вышли из Кромарти, эскадра крейсеров - из Розайта. Командующим операцией Джеллико назначил вице-адмирала Д. Уоррендера, который со 2-й эскадрой линейных кораблей (6 новейших дредноутов) выходил из Скапа-Флоу. Этим силам следовало перехватить 16 декабря у Доггер-банки Хиппера, когда тот будет возвращаться. Фактически охранение британского флота утром 16 декабря встретилось и вело бой с охранением Флота открытого моря. Однако адмирал Ингеноль не знал, что против него выступают значительно меньшие силы, поэтому не решился продолжить движение и повернул в свои порты. Битти, преследовавший германские корабли, также не знал, что впереди главные силы противника. Тем временем Хиппер спокойно прошел к берегам Англии, обстрелял Хартпул, Скарборо, Уитби и благополучно вернулся, разойдясь в шторм с британскими кораблями.

Обстрел городов вызвал возмущение в Англии, впервые пострадавшей с середины XVII века. Но Джеллико не стал искать виновных. Он ограничился переводом линейных крейсеров в Розайт, ближе к цели возможного нового рейда.

23 января 1915 года в результате деятельности “комнаты 40” стало известно о выходе эскадры Хиппера, и на перехват послали линейные крейсеры Битти. В бою у Доггер-банки 24 января англичане потопили броненосный крейсер “Блюхер”, однако основным силам Хиппера удалось уйти. Этот бой вызвал перестановки и в британском, и в германском командовании.

Следующее столкновение произошло после того, как командующим Флотом открытого моря стал Рейнгард Шеер. Весной 1916 года германский флот совершал вылазки, истребил несколько английских кораблей. 31 мая выступил весь Флот открытого моря. В тот же день вышли и главные силы Гранд Флита, что привело к Ютландскому сражению.

В авангарде германского флота шли 5 линейных крейсеров Хиппера. В 60 милях далее двигались 16 дредноутов и 6 эскадренных броненосцев адмирала Шеера в охранении легких сил, всего 99 вымпелов. Кроме того, Шеер развернул 18 подводных лодок для оповещения о движения вражеских сил.

В английском флоте авангард составили 6 линейных крейсеров Битти и 4 приданных ему быстроходных сверхдредноута типа “Куин Элизабет” с охранением под командованием контр-адмирала Хью Эван-Томаса. Они двигались с запада на восток к проливу Скагеррак. В десятках миль севернее 2 колоннами шли главные силы Гранд Флита под флагом Джеллико. Они включали 16 дредноутов, 3 линейных и 4 броненосных крейсера с сильным охранением; линейные крейсера контр-адмирала Горацио Худа составляли авангард главных сил. Поблизости шла вторая колонна вице-адмирала М. Джерама (8 дредноутов, 4 броненосных крейсера с охранением). Английские силы насчитывали 155 вымпелов.

Предполагалось, что Битти завяжет бой с противником и наведет его на главные силы, что позволит разгромить Хиппера. Но подобный план был и у германского командования.

Противники соблюдали полное радиомолчание и не знали о движениях друг друга. Так как германский флот направлялся к северу перпендикулярно курсу английского, противники могли разминуться, и только случайная встреча кораблей охранения стала завязкой морского сражения.

Сначала сражение пошло по германскому плану. Авангард Битти вступил в бой с эскадрой линейных крейсеров Хиппера, который своим отступлением вывел английские линейные крейсера под огонь всего германского флота. Корабли Эван-Томаса, не принявшие сигнал Битти о решительном преследовании противника, прибыли к месту боя с задержкой, и англичанам не удалось полностью разбить германский авангард до встречи с главными силами. В то же время они лишились 2 линейных крейсеров.

В рапорте, озаглавленном “Ошибки, допущенные в Ютландском сражении”, Джеллико порицал Битти за то, что тот перешел в наступление, не дожидаясь Эван-Томаса. Однако Битти вполне резонно полагал, что в случае задержки рисковал упустить противника.

Оказавшись под обстрелом Флота открытого моря, Битти повернул на обратный курс и направился к главным силам Гранд Флита. Вскоре вступили в бой линейные крейсера Худа; однако один из них также взлетел на воздух. Германский флот решительно преследовал, пока впереди не показались корабли Гранд Флита.

Главные силы англичан двигались теперь 6 колоннами по 4 дредноута. Флаг Джеллико развевался на сверхдредноуте “Айрон Дьюк”. Сначала англичане слышали отдаленную канонаду, затем увидели бой авангардов. Джеллико начал перестраивать 24 дредноута в боевую линию. Только после 18 часов началась перестрелка главных сил. Шеер, видя превосходство противника, повернул “все вдруг” на 180 градусов и направился к своим портам, стараясь в сумерках оторваться от Гранд Флита, который перешел в наступление. Германские корабли до темноты совершили несколько поворотов для уклонения. Джеллико не решился на ночной бой. В условиях того времени он опасался потерять управление флотом и приказал снизить скорость до 14 узлов. Адмирал намеревался продолжить сражение утром. В темноте происходили столкновения устаревших кораблей и легких сил. Но к 3 часам 3 июня Шееру удалось привести свои корабли с усталыми экипажами к Хорнс Рифу. Ему пришлось затопить линейный крейсер “Лютцов”. Остальные дредноуты, несмотря на повреждения, вернулись на базы. К утру на английском флоте стало ясно, что противника упустили.

В Германии бой оценили как “победу при Скагерраке”. В Англии сначала путаная информация для прессы вызвала в обществе впечатление поражения. Действительно, потери британского флота (14 кораблей общим водоизмещением 111 тысяч тонн и 6784 офицера и матроса) оказались значительно крупнее германских (11 кораблей водоизмещением 62 тысячи тонн и 3058 человек). Однако фактически Гранд Флит оказался после сражения боеспособным, тогда как Флот открытого моря требовал несколько месяцев ремонта. Со временем, после публикации “Рапорта адмирала Джеллико о Ютландском сражении”, в Англии признали, что сражение явилось победой британского флота. Обе стороны наградили отличившихся.

В рапорте о Ютландском сражении Джеллико сообщал, что только темнота помешала довершить разгром германского флота. Он утверждал, что стратегия верна, тактика достойна восхищения, а традиции живут и побеждают. Пресса сравнивала Джеллико и Битти с Нельсоном. Однако уже 4 июня сам Джеллико, обращаясь к морякам Гранд Флита, заявил, что “сложившаяся к этому времени ситуация дает мне полное право констатировать, что славные традиции, унаследованные нами от многих поколений отважных моряков, самым серьезным образом поколеблены”. В письме военному министру он предлагал назначить расследование, если его действия сочтут неверными. 24 июня адмирал направился для доклада в адмиралтейство. Встретивший его в пути Битти увидел, как он морально и физически подавлен тем, что упустил возможность одержать великую победу.

После сражения, когда выяснились подробности, флот разделился на сторонников Джеллико и Битти, причем последние обвиняли командующего в нерешительности и даже в трусости, считая, что Битти мог добиться успеха. Противники же считали, что Битти зря ввязался в бой и не смог разумно использовать свои силы. Джеллико пытался сгладить трения, организовав торжественную встречу линейных крейсеров в Скапа-Флоу. Однако дискуссия в печати развернулась на долгие годы, и сами герои, Джеллико и Битти, участвовали в ней.

Надо сказать, что вина за ход сражения лежала и на адмиралтействе, которое снабдило Джеллико непрофессионально интерпретированными переводами германских радиограмм, и они ввели его в заблуждение о расположении германских эскадр.

18 августа 1916 года Шеер вывел в море 18 дредноутов и 2 линейных крейсера в охранении легких сил, предоставляя Джеллико последнюю возможность. Получив сведения о выходе противника, Джеллико выступил даже ранее германского флота. Однако гибель от торпед подводной лодки крейсера “Ноттингем” заставила его повернуть назад, и только через 4 часа адмирал возобновил движение к югу. Если бы не эта задержка, он наверняка с 29 дредноутами и 6 линейными крейсерами мог одолеть более слабого врага. К 14 часам авангард Битти оказался в 40 милях от Флота открытого моря. Однако теперь Шеер, получив известие с дирижабля о приближении английских линкоров (за которые приняли эсминцы), повернул и вечером приближался к своим базам. Джеллико пришлось возвращаться. На отходе германские подводные лодки потопили крейсер “Фалмут”. Это событие привело Джеллико в уныние, и на совещании флагманов Гранд Флита 13 сентября он заявил, что при дальнейших попытках зайти южнее широты Хорнс Рифа флот ожидают большие потери. С ним все согласились. Германский флот также прекратил активность после нескольких потерь до 1918 года.

В ноябре 1916 года Джеллико после нескольких дней раздумий принял предложение морского министра занять пост первого морского лорда. До конца 1917 года он занимал этот пост. Под его руководством была начата активная борьба с германскими подводными лодками. Еще 29 октября 1916 года, до развертывания неограниченной подводной войны, Джеллико писал адмиралтейству: “Серьезная опасность в том, что наши потери торгового тоннажа вместе с потерями торгового тоннажа нейтральных стран могут к началу лета 1917 года настолько сказаться на ввозе продуктов в страны союзников, что это может заставить нас пойти на такие мирные условия, которые не оправдывались бы военной обстановкой на континенте и далеко не соответствовали бы нашим желаниям”.

Однако сторонник линейных флотов и генерального сражения, истребляющего флот врага, Джеллико выступал ярым противником организации конвойной службы, и лишь личное вмешательство премьер-министра Ллойд-Джорджа, который 30 апреля 1917 года посетил адмиралтейство и своей властью отправил первый конвой, помогло обезопасить перевозки в морях.

Нерешительность и осторожность Джеллико, усиленные моральной надломленностью после 27 месяцев командования флотом, привели к тому, что в декабре 1917 года адмирал сдавал дела новому первому морскому лорду.

После окончания войны Джеллико, как и Битти, был окружен почетом и славой. Для двух флотоводцев были специально созданы вакансии адмиралов флота, об этом было объявлено 3 апреля 1919 года. 7 августа Джеллико получил, как один из выдающихся флотоводцев, 50 000 фунтов стерлингов (вдвое меньше, чем Битти).

В феврале 1919 года адмирал Джеллико на линейном крейсере “Нью Зеланд” отправился в плавание по доминионам. Он посетил Индию, Австралию, Новую Зеландию и Канаду. Исходя из необходимости добиваться безопасности морских коммуникаций, адмирал пришел к выводу, что, несмотря на англо-японский союз, главным противником станет Япония с ее быстро растущей морской мощью. По плану Джеллико следовало создать на Дальнем Востоке флот, сопоставимый с флотами других держав в этом районе, укрепить Сингапур и Гонконг против атаки линейных кораблей, создать мощные военно-морские базы на берегах Австралии. Адмирал рассчитывал, что Австралия, Новая Зеландия и Индия возьмут на себя значительную часть расходов по сооружению и содержанию этого флота. Однако ни в одном из доминионов флотоводца даже не принял премьер-министр. Доминионы уклонились от роста военных расходов. Кроме того, стоимость программы превышала возможности империи. Было принято решение сохранять союз с Японией, ибо более опасным конкурентом Великобритании становились США.

С 1920 года Джеллико был губернатором Новой Зеландии. В 1925 году вышел в отставку. Он выпустил ряд книг: “Гранд-Флит в 1914-1916 гг.; его создание, развитие и деятельность” (1920); “Кризис морской войны” (1920); “Подводная опасность” (1934).

Скончался Джеллико 20 ноября 1935 года в Лондоне. 26 ноября катафалк с гробом доставили к Собору Св. Павла, где флотоводца похоронили. А 21 октября 1949 года Джеллико и Битти были открыты памятники на Трафальгарской площади. Памятники невелики по сравнению с колонной Нельсона, и не все приходящие на площадь знают, что они символизируют. 

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/


Далее читайте:

Первая мировая война (хронологическая таблица).

Участники первой мировой войны (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС