Деборин Абрам Моисеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Деборин Абрам Моисеевич

1881-1963

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Абрам Моисеевич Деборин

Деборин (наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич [4 (16) июня 1881, м. Упино, Литва — 8 марта 1963, Москва] — российский философ. Окончив философский факультет Бернского университета (1908), участвует в революционном движении. С 1903 социал-демократ, в 1907—1917 меньшевик. После Октябрьской революции — философствующий идеолог большевизма, преподаст в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова и Институте красной профессуры. Работает в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса; в 1924—1931 директор Института философии. В 1926—30 ответственный редактор журнала «Под знаменем марксизма». С 1929 —академик, в 1935—1945 — член президиума Академии наук СССР. Под редакцией Деборина вышли в свет научные издания классиков материалистической философии, собрание сочинений Гегеля в 15 т. Согласно Деборину, диалектика как наука о всеобщих связях и соотношениях реального мира применима не только в социально-исторической практика, но и в любой области конкретно-научного знания. Как всеобщая методология научного исследования материалистическая диалектика интерпретируется Дебориным в качестве идеологии, обязательной для ученых, в т. ч. естествоиспытателей. В 1920-е гг. был официальным философом власти, в 1930-е гг. подвергся критика как «меньшевиствующий идеалист». В 1950-е гг. занимался в основном историей социально-политической мысли.

Н. М. Северикова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 601-602.


Деборин (наст, фам.— Иоффе) Абрам Моисеевич (4(16).6.1881, м. Упино, ныне Шилальского района Литовской ССР,— 8.3.1963, Москва], советский философ, академик АН СССР (1929). С 1903 года социал-демократ, в 1907—1917 годы меньшевик. С 1928 года член КПСС. Окончил философский факультет Бернского университета (1908). Начиная с 1905 года вёл борьбу против махизма. С 1920 года занимался научно-редакторской и преподавательской деятельностью. В 1920—1930 годы ответственный редактор журнала «Под знаменем марксизма». С 1935 года работал в АН СССР. В 20-х годах выступал с критикой механицизма в защиту материалистической диалектики. В конце 20-х— начале 30-х годов Деборин и его группа, руководившая журналом «Под знаменем марксизма», подверглась в ходе дискуссий критике за ошибки, выразившиеся в фактическом отрицании ленинского этапа в развитии марксистской философии, известном отрыве теории от практики, философии от политики, неправомерных попытках сблизить диалектику Маркса с идеалистической диалектикой Гегеля. В 30—50-х годах Деборин написал ряд работ по истории социально-политических учений нового времени и истории философии марксизма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Гегель и диалектич. материализм, в кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1,М.—Л., 1929; Диалектика и естествознание, М.—Л., 1934; Ленин н кризис новейшей физики, Л., 19302; Философия и марксизм. сост., М.— Л., 1933; Введение в философию диалектич. материализма, М.— Л., 1931 «Карл Маркс и современность, М.— Л., 1933; Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Философия и политика, М., 1961.


Деборин (наст. фам. Иоффе) Абрам Моисеевич (4(16).06.1881, м. Упино, Литва - 8.03.1963, Москва) - философ. В 1908 г. окончил философский ф-т Бернского ун-та. В 1907-1917 гг. - меньшевик. После Октябрьской революции порвал с меньшевиками. Преподавал в Коммунистическом ун-те им. Я. М. Свердлова, Институте красной профессуры. Работал в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса. Директор Института философии (с 1924 по 1931). В 1926-1930 гг. - ответственный редактор журн. «Под знаменем марксизма». Академик АН СССР (1929), член президиума АН СССР (1935-1945). Философские взгляды Деборина формировались под влиянием диалектических идей Гегеля и социально- политического учения К. Маркса. Обосновывая необходимость содержательно-предметного анализа диалектики, Деборин видел в диалектическом методе философскую теорию, описывающую процессы внутренне противоречивого развития, подчеркивал, что диалектика внутренне присуща природным и историческим явлениям. История философии в целом понималась Дебориным как борьба материалистической и идеалистической линий. В дискуссии 20-х гг. по проблеме соотношения материалистической философии и естествознания Деборина и его сторонников называли «диалектико-формалистами». Деборин придерживался мнения, что диалектический метод подлежит внедрению в естествознание, а сама марксистская философия по способам развития своего содержания является дедуктивной наукой. В соответствии с таким подходом Деборин воспринимал естественно-научные методы и даже сами частные науки в виде «прикладных». Позицию «механицистов» он критиковал за «эволюционизм», «упразднение скачков» в развитии и за «аналитизм» (см. «Диалектики» и «механисты»), К концу 20-х годов своей организаторской деятельностью (в частности, по выпуску трудов классиков мировой философии) и философскими работами Деборина завоевал признание в качестве лидера советских философов. Выступал с докладом «Современные проблемы философии марксизма» и заключительным словом после дискуссии по докладу в апреле 1929 г. на II Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений (фактически это был первый съезд советских философов-марксистов). Однако вскоре после этого «линия Деборина» стала подвергаться резкой критике в центральной печати («Правда» от 7 июня 1930 г. - в «статье трех»: Митина, В. Ральцевича, Юдина, и в др. изданиях), 25 января 1931 г. принимается постановление ЦК «О журнале «Под знаменем марксизма», где Деборину вменяется в вину «отрыв от задач строительства социализма в СССР... от задач международного революционного движения», а также «непонимание ленинского этапа как новой ступени в развитии философии марксизма». В постановлении указывалось: «Отрывая философию от политики, не проводя во всей своей работе партийности философии и естествознания, возглавлявшая журнал «Под знаменем марксизма» группа воскрешала одну из вреднейших традиций и догм II Интернационала - разрыв между теорией и практикой, скатываясь в ряде важнейших вопросов на позиции меньшевиствующего идеализма». В результате был изменен состав редакции журнала, а также состав руководства ряда учреждений, где исследовались проблемы философии. Понятие «меньшевиствующий идеализм» стало отождествляться с понятием «контрреволюционный троцкизм». Последовали репрессии сторонников Деборина. Вскоре Деборин выступил публично с покаянием, заявив: «От нас требуется полное и безоговорочное разоружение. На этой точке зрения я стою, и она является для меня обязательной». Деборин принял активное участие в дискредитации некоторых ученых (например, В. И. Вернадского в «Известиях АН СССР» в 1933 г.). Изменение позиции, конечно, не было для него гарантией спасения, тем не менее он принадлежал к тем считанным «деборинцам», к-рым удалось уцелеть.

П. В. Алексеев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 157-158.

Сочинения: Диалектический материализм // На рубеже. Спб., 1909; Введение в философию диалектического материализма. Пг., 1916; Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение. М., 1923; Ленин как мыслитель. М., 1924; Очерки по истории диалектики // Архив Маркса и Энгельса. Т. 1, 3; Диктатура пролетариата и теория марксизма // Под знаменем марксизма. 1927. № 10, 11; Гегель и диалектический материализм // Гегель. Соч. М.; Л., 1929. Т. 1; Современные проблемы философии марксизма // Труды II Всесоюзной конференции марксистско- ленинских научных учреждений. М., 1929. Вып. I; Философия и марксизм: Сб. статей. М.; Л., 1930 (М., 2012); Очерки по истории материализма XVII и XVIII вв. М.; Л., 1930; Диалектика и естествознание. 4-е изд. М.; Л., 1930; Ленин и кризис новейшей физики. Л., 1930; К. Маркс и современность. М.; Л., 1933; Социально-политические учения нового и новейшего времени. М., 1958. Т. 1; Философия и политика. М., 1961; Диалектика в немецкой классической философии. М., 2013.

Литература: Яхот И. Подавление философии в СССР. 20-30-е годы. Нью-Йорк, 1981.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Диалектический материализм. СПб., 1909;

Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение. М., 1923;

Гегель и диалектический материализм. — В кн.: Гегель. Соч., т. 1. М,—Л., 1929;

Диалектика и естествознание. М.—Л., 1930;

Философия и марксизм. М.—Л., 1930;

Введение в философию диалектического материализма. М.—Л., 1931;

Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1—3. М., 1958—67;

Философия и политика. М., 1961.

Литература:

Яхот И. Подавление философии в СССР: 20—30 гг. — «ВФ», 1991, №9.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС