Чичерин Борис Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чичерин Борис Николаевич

1828-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Борис Николаевич Чичерин

 

Чичерин Борис Николаевич (26.05(7.06). 1828, Тамбов - 3(16) 02.1904, с. Караул Тамбовской губ.) - философ, историк, политический мыслитель либерального направления и общественный деятель. Сын богатого помещика, получил хорошее домашнее воспитание и образование. В 1849 году окончил юридический факультет Московского университета. Широта кругозора и энциклопедичность ума, труды в философской и научной областях на протяжении более полувека, преимущественно «кабинетный» характер жизни, отход от религии (с чисто «умственным» ее приятием после «кризиса» 1864 года) дали русской мысли крупную философскую систему, как традиционно считается, идеалистического (гегелевского) образца.

Реже отмечается связь философствования Чичерина с аристотелизмом и кантианством, а также его упорное стремление к сочетанию философии и науки в едином синтезе. Этим, видимо, и обусловлены «поправки» Чичерина к гегелевской диалектике (замена триады тетрадой, процесса развития - структурированием системы, появление четырех элементов и четырех общественных союзов в философии права, замена философско-исторической триады «Восток - античность — христианство» логизированной схемой «древность - Средние века — Новое время» традиционной европейской историографии)- 50- 60-е годы - расцвет творческой деятельности Чичерина как ученого: магистерская диссертация «Областные учреждения России к XVII веке» (1853), «Опыты по истории русского права» (1858) «Очерки Англии и Франции» (1858), «О народном представительстве» (1866); 1861-1868 - преподавание права в Московском университете: занятия с наследником престола Николаем Александровичем в начале 60-х годов.

Главным теоретическим достижением Чичерина является философско-правовое и философско-историческое оформление концепций так называемой государственной (юридической) школы в русской исторической науке. Наряду с Кавелиным и С. Мю Соловьевым Чичерин скорректировал гегелевскую и оформил собственную философию истории в оригинальной форме - истории политические учений (пятитомник Чичерина с соответствующим названием выходил с 1869 по 1902 годы и не утратил современного значения).

Процесс общественно-исторического развития в России, как и в Западной Европе, протекал, по Чичерину, как «диалектический процесс»: «союз кровный» на первой ступени, «союз гражданский» (в феодальной на Западе и в вотчинной форме в России) в Средние века, «союз государственный» (с конца XV века) в Новое время - сначала в абсолютистской, а затем - в свободно-правовой формах. Но за этим принципиальным сходством (оно выражается и в принадлежности России и Западной Европы к христианской цивилизации) скрывается важное различие: роль двигательного элемента (личностного начала) обнаруживается в России не столько в «низовой» области (народ, общество) сколько «сверху» (княжеская, а затем и царская власть).

Чичерин - либерал, относившийся к революциям в истории достаточно холодно и желавший своей стране умеренных преобразований (завершение «раскрепощения сословий», введение свободы совести, общественного мнения, публичности правительственных действий и гласности судопроизводства и др.). Политический идеал Чичерина, к реализации которого идет постепенно вся западная цивилизация по Чичерину, - правовое государство в форме конституционной монархии.

После ухода из университета Чичерин ведет уединенный образ жизни (исключение - избрание городским головою в Москве в январе 1882 года, но речь 16 мая 1883 года поставила крест на его короткой политической карьере). С конца 70-х годов и вплоть до его смерти в свет выходит ряд его фундаментальных работ по философии: «Наука и религия» (1879), «Мистицизм в науке» (1880), «Основания логики и метафизики» (1894). «Философия права» (1900) и другие.

Философия Чичерин представляет собой вполне законченный тип философии рационалистической. В работе «Существо и методы идеализма», представляющей собой рецензию на книгу С. Н. Трубецкого «Основания идеализма», Чичерин высказывает свое понимание идеализма, сущность которого, по его словам, «состоит в сочетании противоположностей». Основными реальными противоположностями выступают, с одной стороны, материальный мир (сфера частных и бессознательных сил) и, с другой - мир мыслящих субъектов, которые имеют отношение к верховному разуму. То, что связывает эти два мира, есть дух, который на низшей ступени выступает как целесообразно действующая органическая сила, а на высшей становится миром связанных с органической жизнью субъектов. Эти субъекты, осуществляя идеальные пели в материальном мире, приводят противоположности к высшему соглашению. Конечная цель данного процесса лежит в абсолютном духе, который руководит всем этим поступательным движением и окончательно приводит мировое бытие к идеальному совершенству.

Один из основных постулатов Чичерина гласит: «Разумное существо есть вместе свободное существо». Причем свобода человека объясняется им присутствием в нем двух противоположных начал, а именно бесконечною и конечного, и их взаимодействием. Идея внутренней свободы разумного существа основана на присущей разуму идее абсолютного. Абсолютные начала, проявляющиеся в человеческом познании, составляют основание нравственности, т. к. они руководят практической деятельностью человека. Философия истории Чичерина составляет органическую часть философского осмысления им мирового бытия. История, по его мнению, является выражением человеческого духа, поэтому раскрыть смысл и значение руководящих ею идей, их связь, а следовательно, достигнуть понимания истории как единого целого способна только метафизика. История в ее философском аспекте представляет собой, по Чичерину, верховную науку о духовном мире, дающую ключ к пониманию всего остального, в т. ч. и низших ступеней развития. Поскольку история руководствуется идеями, сам исторический закон является законом развития этих идей. Другими словами, Чичерин представляет историю человечества как историю человеческой мысли, историю развития идей. А потому история философии, выражающая квинтэссенцию развития человеческой мысли, служит у него основным объясняющим фактором истории человеческого общества.

Немаловажную роль играет у Чичерина и история религии, тесно связанная с развитием человеческой мысли. Хотя Чичерин высоко оценивает значение свободы как постоянного и необходимого элемента человеческого общежития, однако свобода, по его мнению, устанавливает лишь формальное равенство, а отнюдь не материальное. Последнее вообще неприемлемо для Чичерина, считающего, что оно противоречит природе вещей и человека. Цель истории, замечает он, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе, а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей, чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Действительно необходимым требованием к государству Чичерин полагает принцип экономической свободы, осуществление которого на практике может вести к неравенству, но именно это и составляет, по его мнению, движущее начало дальнейшего развития общества.

А. Н. Ерыгин. В. И. Приленский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 768-769.

Сочинения: Вопросы философии. М., 1904; История политических учений. М., 1869-1902. Ч. 1-5 (В 3 т. Спб., 2006); Курс государственной науки. М., 1894-1898. Ч. 1-3; Основания логики и метафизики. М., 1894; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Собственность и государство. М., 1882-1883. Ч. 1-2; Спб.. 2005; Философия права М., 1900; Спб., 1998; Наука и религия. М.. 1999.

Литература: Струве П. Б. На разные темы: Сб. статей. Спб., 1902; Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984; Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995; Искра Л. М Б. Н. Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж,1995; Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русского либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин). Ростов-на-Дону. 2004; Жуков В. П. Б. Н. Чичерин и его главное философское произведение // Чичерин Б. Н. Наука и религия. М., 1999; Валицкий А. Философия нрава русского либерализма. М.. 2012.


Вернуться на главную страницу Б.Н. Чичерина

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС