Цвингли, Хульдрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цвингли, Хульдрих

1484–1531

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хульдрих Цвингли

IGDA/G. Dagli Orti
ХУЛЬДРИХ ЦВИНГЛИ

Цвингли (Zwingli) Утьрих (1 января 1484, Вильдхауз, Швейцария — 11 октября 1531, близ г. Капелла) — лидер швейцарской Реформации, основатель одного из трех (наряду с лютеранством и кальвинизмом) главных направлений протестантизма. Учился в Венском (1498—1502) и Базельском (1502—1504) университетах. В 1506 Цвингли посвящается в духовный сан и становится священником в Гларусе (до 1516). Он испытал большое влияние гуманистов, прежде всего Пико делла Мирандолы и Эразма Роттердамского, с которым был лично знаком. Назначенный каноником в Цюрих (1519) активно выступает за отмену обязательных постов и целибата. Поддерживаемый городским советом (членом которого Цвингли вскоре становится), он все решительнее порывает с католической догматикой и проводит в жизнь идеи Реформации: ликвидация монастырей, упразднение таинств, поклонения мощам и иконам, требование проведения богослужений на родном языке. В 1523 он слагает с себя сан и вскоре становится влиятельнейшим религиозным и политическим деятелем Цюриха. Цвингли принадлежат тезисы «Об истинной и ложной религии» (1525).

Цвингли воспроизводит принципиальные установки протестантизма, впервые сформулированные М. Лютером, к которому он относился с глубоким почтением. Однако в отличие от виттенбергского теолога, впитавшего идеи и тип мышления средневековых мистиков, Цвингли был более рационалистичен и последователен, настаивая на том, что каждое положение вероучения должно быть обосновано соответствующим библейским текстом. Наиболее известно их расхождение в понимании таинства причащения: Лютер настаивал на реальном присутствии тела и крови Христа, тогда как Цвингли понимал его сугубо символически — как напоминание о «тайной вечере». Все попытки найти компромисс даже во время личной встречи в Марбурге натолкнулись на непреклонность Лютера. Цвингли был либеральнее и решительнее в политических воззрениях: осуждал крепостничество, ростовщичество, использование военных наемников, защищал интересы мелких предпринимателей. С Ж. Кальвином его сближало требование пресвитерианской организации церкви, хотя теократические претензии Цвингли не принимали такого деспотического вида, как у «женевского папы». Он был не столь категоричен и в интерпретации божественного предопределения, свободы воли, первородного греха, более терпимо относясь к суждениям античных философов и средневековых схоластов. Вместе с тем как представитель бюргерского крыла Реформации Цвингли осуждал крестьянские восстания и санкционировал преследования своих прежних единомышленников (К. Гребель, Б. Губмайер), выступивших за более радикальные преобразования (предвосхитивших появление протестантского сектантства): отмену десятины, отделение церкви от светской власти, ликвидацию церковных приходов в пользу «церкви-общины», состоящей лишь из верующих, сознательно крестившихся во взрослом возрасте. Реформация в Швейцарии охватила прежде всего крупные города, окруженные католическими «лесными кантонами». Все попытки Цвингли создать в стране единый протестантский фронт против католиков потерпели неудачу. В октябре 1531 году он сопровождал войска Цюриха в качестве капеллана и был убит. После гибели Цвингли влияние его идей заметно упало и его последователи слились с кальвинистами.

Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 314.


Цвингли, Хульдрих (Zwingli, Huldrych) (1484–1531), швейцарский клирик, теолог, реформатор церкви. Родился 1 января 1484 в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария).

С девяти лет Хульдрих жил у своего дяди, сельского старосты Везена. В десятилетнем возрасте поступил в латинскую школу в Базеле, где изучал латынь, музыку и диалектику. Свое обучение продолжил в Берне под руководством блестящего ученого-классика Генриха Вёльфлина (Лупулуса). В 1500–1503 учился на философском факультете Венского университета. После этого возвратился в Базель, где изучал теологию (в 1504 получил степень бакалавра, в 1506 – магистра). Наставники Цвингли – отец и дядя, а также гуманисты Бунцли, Цельтис и Виттенбах – были людьми либеральной культуры, испытавшие влияние ренессансного гуманизма. Цвингли вдохновляли рассказы о борцах за дело швейцарской конфедерации. Повзрослев, он проникся духом независимого исследования и свободного слова.

Цвингли решил не вступать в монашеский орден, его привлекало служение мирского священника (Leutpriester). Это давало ему возможность вести людей в их жизни по пути, который он открыл для себя, углубленно изучая Библию. Он служил приходским священником в Гларусе (1506–1516), а в 1516–1519 – в Айнзидельне. С 1519 и до конца жизни он состоял священником цюрихского собора Гросс-Мюнстер.

В зрелые годы Цвингли отошел от схоластики, от учений отцов церкви и трудов античных классиков, все больше обращаясь к Священному Писанию. В трактате О ясности и достоверности слова Божия (Von Klarheit und Gewissheit des Wortes Gottes, 1522) он описал свое обращение как постепенный поворот от философии и теологии к Библии, в которой обрел слово Бога. Евангелическим реформатором он стал благодаря трем факторам: принятию Библии как единственной нормы веры и поведения; принятию Христа как единственного посредника между Богом и человеком; и принятию божественной благодати как единственной надежды на спасение. В 1520 опыт тяжких страданий, полученный во время болезни, знакомство с сочинениями Лютера и собственные исследования Писания побудили Цвингли отказаться от гуманизма в духе Эразма Роттердамского и встать на путь евангелической Реформации; в результате ему пришлось порвать с Римско-католической церковью, гуманистами, а позднее и с анабаптистами.

В 1523 Цвингли заложил основы нового церковного и политического строя в кантоне Цюрих. Он сложил с себя сан католического священника и стал протестантским проповедником, вводя новые формы богослужения, новые формы церковного устройства, новую форму совершения евхаристии и новый образ жизни, согласующийся со Священным Писанием. Он перевел Библию на швейцарский диалект немецкого языка и изложил реформаторское исповедание веры в книге Комментарий об истинной и ложной религии (Commentarius de vera et falsa religione, 1525), которая стоит в том же ряду, что и Общие принципы теологии Меланхтона и Наставление в христианской вере Кальвина. Учение Цвингли не только натолкнулось на противодействие римского католицизма, но и вызвало бурные нападки со стороны радикальных протестантских групп (анабаптистов), обвинявших его в половинчатости и считавших себя подлинными библейскими реформаторами. Подобно Лютеру он был реформатором консервативным и не разделял убеждений последователей Эразма, анабаптистов и мистиков.

Цвингли умер мучеником за свое дело во время Второй Каппельской войны, находясь на службе в цюрихском войске в качестве полкового проповедника. Его последними словами были: «Ну так что ж? Тело они могут убить, но не душу» («Was tut's? Den Leib knnen sie tten, aber nicht die Seele»). Погиб Цвингли в битве при Каппеле 11 октября 1531.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Ульрих Цвингли и его учение

В этой обстановке [т. е. в Швейцарии перед Реформацией] в Цюрихе развёртывается реформационная деятельность Ульриха Цвингли. Выходец из зажиточных крестьян, Цвингли получил блестящее гуманистическое образование. Сначала он преподавал латинский язык в Базеле, а в 1506 г. принял священнический сан. Тесно связанный с гуманистическими кругами и с оппозиционными бюргерскими слоями Базеля и Цюриха, Цвингли уже в 1516 г. выступает как ярый противник военного наёмничества.

К этому времени относится и начало проповеди им реформационных идей в Швейцарии Религиозная догматика цвинглианства имела много общего с лютеранской. Подобно Лютеру, Цвингли основывал своё вероучение на положениях Евангелия, а не на позднейших постановлениях пап, отвергал индульгенции, поклонение иконам, статуям и мощам «святых», был поборником идеи «дешёвой церкви», без сложной иерархии церковного клира, без монастырей, богатств и пышного церемониала. Вместе с тем цвинглианство гораздо более решительно порывало с обрядовой стороной богослужения, чем это делал Лютер и его последователи, и отказывалось от католического толкования двух сохранённых им церковных таинств — крещения и причащения, т. е. не признавало за ними особой магической силы (благодати). В организации цвинглианской церкви в отличие от лютеранской был проведён республиканский принцип. Эти и другие обстоятельства обусловили последующий разрыв бюргерско-республиканской реформации Цвингли с реформацией Лютера, ставшей княжеской.

В значительно большей степени отличалась от лютеровской система экономических, социальных и политических принципов цвинглианской доктрины. В социально-политических взглядах Цвингли отразились со всей их противоречивостью чаяния бюргерской оппозиции Цюриха. Цвингли решительно осуждал монастырское землевладение и стяжательство церкви, ростовщический процент и крепостничество. Он выступал как поборник мелкой собственности и как убеждённый республиканец. Всех князей и монархов он рассматривал как тиранов. В военном наёмничестве и связанных с ним иноземных пенсиях цвинглиане видели оскорбление чувству патриотизма, источник морального разложения и коррупции.

В то же время Цвингли призывал возвратиться к чистоте нравов и простоте жизни «доброго старого времени», каковые фактически отожествлялись с идеалом буржуазной бережливости, к политической изоляции от других европейских стран, к провинциальной замкнутости. Это последнее требование находилось в полном противоречии с планами самого Цвингли, направленными к созданию в союзе с протестантскими князьями Германии сильной Швейцарской федерации.

Подобная противоречивость в социально-политических взглядах Цвингли объяснялась самой социальной природой тех слоёв бюргерства, идеологом которых он выступал. Эти слои, с одной стороны, приобщались к новым, капиталистическим формам хозяйства, с другой стороны, многими нитями были связаны с феодализмом, средневековьем.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 195-196.


Цвингли (Zwingli), Ульрих (Хульдрейх) (1.I.1484 - 11.Х.1531) - швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений протестантизма - цвинглианства. Родился в Вильдхаузе (графство Тоггенбург) в семье деревенского старосты. Получил образование в Вене и Базеле. Один из образованнейших гуманистов, Цвингли был в дружеских отношениях со многими гуманистами, в том числе с Эразмом Роттердамским. В 1506 году получил должность пастора в Гларусе. В качестве полкового священника участвовал в Итальянских войнах; был свидетелем разгрома швейцарцев при Мариньяно (1515). Реформаторская деятельность Цвингли развернулась в Цюрихе (где в начале 1519 года он занял должность каноника) и была тесно связана с обострившейся в этом городе социально-политической борьбой. Против патрициата, дворянства и верхушки средневекового бюргерства выступили прогрессивные слои бюргерства, связанные с зарождавшимися капиталистическими отношениями, цехи и крестьянство. Выражая интересы этих слоев, Цвингли разработал стройную систему реформы церкви и политического строя. Религиозное учение Цвингли имело много общего с лютеранством. Цвингли, как и М. Лютер, положил в основу обновления христианства Священное писание; проводя принцип спасения души личной верой, он отверг необходимость посредничества католической иерархии. Цвингли отверг также индульгенции, поклонение иконам и мощам «святых», посты, монашество, безбрачие духовенства, пышность католического культа и др. В то же время Цвингли решительнее, чем Лютер, выступал против обрядовой стороны католического культа, рационалистически истолковал причащение и крещение (рассматривал их не как таинства, а как символы). Цвингли противопоставил княжеской лютеранской реформации республиканизм своей церкви. Эти расхождения проявились во время встречи Цвингли и Лютера в Марбурге (октябрь 1529 года). Цвингли отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наемничество. Его идеалом был патриархальный хозяйственный и политический уклад, что соответствовало характерной для швейцарских кантонов провинциальной замкнутости, но находилось в противоречии с намерением Цвингли добиться под гегемонией Цюриха централизации Швейцарии и выхода ее на международную арену. Признавая божественный характер светской власти, Цвингли вместе с тем считал правом народа не повиноваться власти, если она становилась тиранической и попирала «божественные законы». Цвингли был убежденным республиканцем. В 1522 году он открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Из состоявшегося в Цюрихе в 1523 году диспута с католиками Цвингли вышел победителем, а его «67 тезисов» (1522) легли в основу цвинглианства. Цвингли приобрел огромный авторитет в Цюрихе, где начиная с 1523 года под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политического строя. В 1523 году были закрыты монастыри, в 1524 году удалены из церквей мощи и иконы «святых». Монастырские имущества были конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования, переданных в руки светских властей, и т. д. Власть в городе от олигархического Малого совета перешла в руки Большого совета, где господствовали цехи. Военное наемничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианство победило в Берне, Базеле, Шафхаузене, Гларусе и Санкт-Галлене, которые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Цвингли и его сторонники в борьбе с патрицианско-дворянской олигархией, поддержанной отсталыми лесными кантонами (которые остались католическими), не только не опирались на начавшееся в 1524 году в кантоне Цюрих крестьянское движение, но путем мелких уступок, сочетавшихся с угрозами и репрессиями, добились его ликвидации. Жестоким преследованиям подвергались со стороны Цвингли анабаптисты. Радикализм Цвингли потускнел. Цвингли настоял на сохранении большой церковной десятины, придал своей церкви четкие организационные формы и поставил ее в полную зависимость от светских властей. Тем самым Цвингли подорвал широкую массовую базу проводимой им реформации. Когда дело дошло до военного столкновения с католическими лесными кантонами (см. Каппельские войны), Цюрих оказался ослабленным и разобщенным. Цюрихское войско было разбито. В битве при Каппеле 11 октября 1531 года погиб и сам Цвингли. Преемником Цвингли стал Г. Буллингер.

A. H. Чистозвонов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Lpz.-Z., 1904-68; Hauptschriften, Bd 1-4, 7, 9-11, Z., 1940-63; Briefe, Bd 1-2, Z., 1918-20.

Литература: Порозовская Б. Д., Ульрих Цвингли, его жизнь и реформаторская деятельность, СПБ, 1892; Кöhler W., Zwingli und Luther, Bd 1-2, Lpz.-Gütersloh, 1924-1953; его же, H. Zwingli, 2 Aufl., Lpz., 1954; Farner О. H., H. Zwingli, Bd 1-4, Z., 1943-60.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Литература:

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. Тбилиси, 1997

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС