Цюй Юань
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цюй Юань

340—278 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Цюй Юань

Цюй Юань (340-278 до н. э.) - китайский поэт и государственный деятель. Один из высших сановников царства Чу. Инициатор создания в 318 году до н. э. коалиции 6 царств (союз «Севера и юга») в целях обороны от агрессии царства Цинь, возглавлял придворную группировку, выступавшую против союза с последним. Став жертвой клеветы, был отстранен от должности (вероятно, в 313 году до н. э.), а затем изгнан из царства Чу (по-видимому, в 287 году до н. э.). В изгнании покончил жизнь самоубийством. Цюй Юань - первый поэт, имя которого известно в истории китайской поэзии. Принято считать, что ему принадлежат 25 поэтических произведений. Его творчество оказало большое влияние на развитие поэзии в Китае.

Л. И. Думан. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.


Цюй Юань (340—278? гг. до н.э.). Первый поэт, чье имя сохранила китайская история, был также политиком — его карьера стала назидательной во всех отношениях. Уроженец царства Чу (расположенного большей частью на территории современной провинции Хубэй), что на крайнем юге тогдашних китаизированных областей, он становится советником царя Хуй-вана. Зависть его соперников привела к тому, что он потерял доверие в глазах царя. Тогда он предпринимает написание аллегорической поэмы, повествующей о поисках дальновидного государя, способного прислушиваться к советам мудреца. Он отговаривает царя Хуй-вана от нападения на царство Цинь, но тот его не слушает. Этот государь теряет свой трон в результате того, что попадает в засаду. Новый царь, Сян-ван, его сын, также не слушает советов Цюй Юаня. Отчаявшись, последний бросается в реку. Говорится, что его смерть приходится на пятый день пятого месяца. С того времени в этот день жители Чу, а позднее, вслед за ними, и все китайцы пускаются в лодках по рекам — в поисках этого поэта. Этот день называют Праздником лодок-драконов, он навсегда увенчал славой советника, чья честность привела его к состоянию отчаяния и подтолкнула к смерти. В наши дни упоминание о Цюй Юане продолжает оставаться политическим оружием, смысл его оказывается понятен каждому.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 399-400.


Творчество Цюй Юаня

Период Чжаньго знаменовался крупными сдвигами в области литературного творчества. Особенных успехов достигла поэзия. В это время на юге Китая, в царстве Чу, получил развитие литературный поэтический жанр, тесно связанный с народным творчеством,— «Чу цы» («Чуские строфы»). Крупнейшим представителем этого жанра был замечательный поэт Цюй Юань (340—278), творчество которого оказало большое влияние на дальнейшее развитие китайской поэзии. Если все дошедшие до нас более ранние поэтические произведения, и в первую очередь «Ши цзин» («Книга песен»), являлись памятниками народной песенной и ритуальной поэзии, то произведения Цюй Юаня свидетельствуют о совершившемся к этому времени переходе от устного песенно-поэтического творчества к литературной поэзии, имеющей индивидуального автора.

Цюй Юань родился в царстве Чу и происходил из знатного аристократического рода. Он жил в напряжённое время, когда царство Цинь развернуло ожесточённую борьбу за объединение древнего Китая под своей гегемонией и его захватническая политика непосредственно угрожала независимости Чуского царства. Занимая высокие посты при дворе чуского правителя, Цюй Юань настаивал на решительном сопротивлении военным планам царства Цинь и требовал заключения союза против Цинь между Чу и пятью остальными крупными древнекитайскими царствами. Однако в обстановке подкупов и политических интриг смелые действия Цюй Юаня вызвали резкое недовольство придворных сановников. Цюй Юань подвергся опале, был отрешён от должности и изгнан из столицы. Он тяжело переживал изгнание. Предсмертное произведение Цюй Юаня «Поэма скорби и гнева» передаёт трагедию великого поэта. Предание гласит, что, когда старый поэт узнал о полном поражении, которое потерпели чуские войска, и сдаче чуской столицы, он, будучи не в силах пережить позора своей страны, бросился в глубокий омут.

Конфликт поэта с окружающей средой нашёл яркое отражение в его произведениях, таких, как «Девять напевов», «Призыв души», «Вопрошаю небо», «Жаль мне минувших дней» и др. Характерной чертой поэтического творчества Цюй Юаня является связь его поэм с современной ему действительностью. Многие произведения Цюй

Юаня носят обличительный и сатирический характер, в них поэт со свойственной ему страстностью обличает клевету, лицемерие и интриги придворных сановников. Красной нитью проходят через произведения Цюй Юаня горячие симпатии к простому народу:

Скорблю, что народ так страдает,
Тяжко мне дышать, скрываю слезы.

(«Поэма скорби и гнева»)

Поэзия Цюй Юаня отличается лаконичностью и вместе с тем богатством и красочностью языка. В своих произведениях поэт постоянно обращается к живущим в народе мифам и легендам. Его поэтическое творчество поражает исключительным богатством образов, необыкновенным взлётом поэтической фантазии.

Цюй Юань считается основоположником литературной поэзии древности и по праву называется первым великим поэтом Китая. Поэмы Цюй Юаня являются непревзойдёнными шедеврами, и имя его пользуется в Китае всенародной любовью.

Время Чжаньго отмечено и известным развитием художественной прозы.

Прозаическая литература этого периода в основном представлена мифами, легендами и сказками, связанными с народными мотивами. Они являются не самостоятельными произведениями, а включены в произведения Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэя и других авторов философских и политических трактатов того времени.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 477-478.


Далее читайте:

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Все о Китае и китайцах (справочник).

Сочинения в русском переводе:

Стихи, М., 1956.

Литература:

Думан Л. И., Цюй Юань, как государственный деятель, и его эпоха, «КСИВ», 1955, т. 16; Федоренко Н. Т., Бессмертие Цюй Юаня, «Проблемы Дальнего Востока», 1973, No 2.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС