Цицерон Марк Туллий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цицерон Марк Туллий

106-43 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Цицерон Марк Туллий

GDA/G. Dagli Orti
Цицерон Марк Туллий.

Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.1. 106 до н. э., Арпинум, — 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), римский оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик латинской художественной и философской прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние практически всех её Школ: учился у эпикурейцев: Федра и Зенона, Стоиков Диодота и Посидония, перипатетика Стасея, академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона. Сделав главной своей целью философское просвещение римлян, Цицерон больше заботился о популяризации греческой философии, чем об изложении собственных взглядов («Тускуланские беседы» I 1—8), что способствовало утверждению дальнейшего представления о нём как об эклектике. В действительности философские идеи Цицерона не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение — на римской социально-культурной основе — наиболее гуманистических и реалистических идей греков. Цицерон обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение философской деятельности, отстаивает принцип единства философской теории и практической гражданской жизни («Об ораторе» 51—53). Затрагивая проблемы онтологии и натурфилософии, а также теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»), он уделял основное внимание вопросам этики и политической теорий («О пределах добра и зла», «О Судьбе», «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости», а также «О государстве», «О законах»). В этике Цицерон стремился примирить стоический принцип самодостаточности добродетели с перипатетическим принципом меры, считая вслед за Аристотелем «внешнего блага» «желательными» для человеческого счастья. Стоическому фатализму Цицерон противопоставлял идею свободы воли. Цицерон разработал оригинальное учение о нравственных и гражданских обязанностях. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права; вслед за Полибием считал наилучшей формой государственного правления «смешанную», которая соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя её прообраз в государственном устройстве республиканского Рима (народное собрание, сенат, консулат). Идеи Цицерона имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в средние века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Scripta quae manserunt omnia, fasc. 2—47, Lipsiae, 1915— 1917 (новое изд. 1961—1964—); в рус. пер.—Диалоги. О государстве. — О законах, М., 1966; Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Избр. соч., М., 1975; О старости.— О дружбе.— Об обязанностях, М., 1975.

Литература: Гордиевич О. И., Главнейшие черты практической этики Цицерона, К., 1899; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzеl В., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Bd 1—3, Lpz. (877—83; Rüegg W., Cicero und der Humanismus, Z., 1946; Seel O., Cicero. Wort, Staat, Welt, Stutt., 1903; Valente M., L'ethique sto'icienne chez Ciceron, P., 1956; Hunt H. A. K., The humanism of Cicero, Carlton, 1954; DOüglas A., Cicero, Oxf., 1968; Görler W., Untersuchungen zu Ciceros Philosophie, Hdlb., 1974; Heuß A., Cieefös Theorie vom remischen Staat, Gott., 1975.


Вернуться на главную страницу Цицерона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС