Бодрийяр Жан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бодрийяр Жан

1929-2009

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жан Бодрийяр

Бодрийяр (Baudrillard) Жан (1929-2007) - французский социолог и теоретик культуры, представитель Постмодернизма. Получив высшее образование в Сорбонне по специальности нем. язык, в 1958-1966 преподает в учебных заведениях Франции и Германии, переводит с немецкого, в т. ч. «Диалог изгнанников» Б. Брехта, марксову «Немецкую идеологию», Ф. Гельдерлина, сотрудничает в «Les Temps modernes» (1962-1963). В середине 1960-х годов Бодрийяр посещает семинары Р. Барта и готовит диссертацию по «урбанистической социологии» - дисциплине, введенной во Франции А. Лефевром, который в 1966 взял Бодрийяра ассистентом на свой факультет в университете Париж-Х Нантер и стал его научным руководителем. В 1967 году диссертация защищена, а год спустя опубликована под заглавием «Система вещей» (1968). Бодрийяр принимает активное участие в событиях 1968 года, эпицентром которых стал Нантер. В 1972-1986 годы профессор социологии в Нантере. Оставив преподавательскую работу, в 1986-1990 занимает пост научного директора IRIS (Институт социально-экономических исследований и информации) при университете Париж-IX Дофин. Своим успехом в США Бодрийяр обязан прежде всего С. Лотрингеру, проф. Колумбийского ун-та и издателю «Semiotext(e)», представившему его в 1980-е гг. нью-йоркской публике - хотя еще в 1970-е годы Бодрийяр успел поездить по калифорнийским университетам и исследовательским центрам (в т. ч. Пало Альто), где познакомился со многими близкими себе мыслителями (М. Маклюэн, Ф. Дик, П. Вацлавик); начиная с этого же времени Бодрийяр постоянный участник встреч в Урбино, куда его ежегодно приглашает У. Эко. Вместе с У. Эко он становится в 2001 году «сатрапом» возрожденного Коллежа Патафизики. До последних дней Бодрийяр сотрудничает в Институте исследования социальных инноваций при CNRS (Национальный центр научных исследований), работает профессором медиа и культурологии в European Graduate School (Заас-Фе, Швейцария).

Первые работы Бодрийяра - «Система вещей» (1968) и «Общество потребления» (1970) - условно определяются как постмарксистские (Постмарксизм); книгой «К критике политической экономии знака» (1972) отмечен поворот к социолингвистике. Но независимо от подходов, главной задачей Бодрийяра до самого конца останется исследование системы вещей и знаков, образующей нашу повседневность. Вершиной раннего периода стала книга «Символический обмен и смерть» (1976), переход на новый этап знаменует «Соблазн» (1979); с этого времени Бодрийяр пишет в собственном уникальном стиле - афористичном, поэтическом, пророческом. В своей теории языка, задуманной как дополнение к марксистской политической экономии, Бодрийяр показывает несостоятельность как соссюровской дихотомии «означающее-означаемое», так и сопоставленной с ней марксовой дихотомии меновой и потребительной стоимостей (фр. valeur - это и «стоимость» знака, т.е. «значение», как и «ценность» вообще). Окончательный отход Бодрийяра от марксизма отмечает «Зеркало производства» (1973). В книге «К критике политической экономии знака» (1972) Бодрийяр противопоставляет трем формам стоимости (потребительной, меновой и знаковой), вместе составляющим единую форму политической экономии, символический обмен - единственную альтернативу экономическому принципу реальности. Именно концепция символического обмена составляет ядро бодрийяризма, к ней восходят такие ключевые для Бодрийяра понятия, как «обратимость», «вызов», «симуляция» и т.д., ее он выставляет против любых экономик (политических и либидинальных) и диалектик («означающее-означаемое» и т.д.); символический обмен - это «дуально-дуэльное» отношение, столкновение, антагонизм, борьба противоположностей без намека на примирение, «снятие», экономизацию. Бодрийяр отталкивается от этнологических теорий обмена (словами, дарами, женщинами) в первобытных обществах (К. Леви-Стросс, М. Мосс), но сразу же отвергает редукционистское понимания дара исходя из его диалектической оппозиции, договора (как эквивалентного обмена в противоположность неэквивалентному): дар не имеет отношения ни к бескорыстию, ни к эквивалентности - символический обмен амбивалентен (и здесь моссову концепцию дара Бодрийяр дополняет батаевскими (Ж. Батай) теориями траты и жертвоприношения); дар и ответное отдаривание принципиально асимметричны и неравноценны: они «обратимы» в смысле мгновенного непосредственного перехода одного в другое, составляя единый цикл, выход из которого может означать только одно - смерть. В архаических обществах, по Бодрийяру, коммуникация имеет характер символического обмена: знаков немного, их циркуляция ограниченна, они жестко связаны со своими референтами (нет «произвольных» знаков - только «обязательные» и «обязующие»), при этом сохраняется открытой возможность «обращения» знаков теми, кому они адресуются, - возможность подлинного ответа: не зеркального отражения, не симуляции ответа, предвосхищенного, наперед смоделированного в вопросе (позже Бодрийяр назовет это опережение «прецессией симулякров»), но непредсказуемого, «алеаторного», асимметричного отдаривания. Словами здесь в прямом смысле перебрасываются, дары-удары парируются и возвращаются с непрестанным ростом ставок в головокружительном водовороте смертельно опасной языковой игры (бодрийяровские концепции игры, в т. ч. «головокружение», дополняющее агонистику «илингистикой», от греч. Ilinks - «водоворот», восходят к Р. Кайуа). Власть принадлежит тому, кто одаривает сам и не может быть одарен в ответ, - на этом нарушении цикла символического обмена основана «система»: она начинается с «дара смерти» самому символическому и не перестает затем, стремясь к совершенству, вытеснять свое иное - символическое, принявшее форму смерти: «Вычесть из жизни смерть - такова основополагающая операция экономики». Вытеснение смерти сопряжено с формированием компенсаторных «симуляций». Начиная с эпохи Возрождения знаки все больше обособляются от своих референтов, становясь все менее «обязательными», пока в конце 20 века вовсе не утрачивают всякую референциальность, превращаясь в модели и симулякры, не обязанные обозначать что-либо определенное, не укорененные ни в какой иной реальности, кроме своей собственной - «гиперреальности кода и симуляции». Наступление эры симуляции знаменует «экстерминация» социальной реальности - полная взаимозаменяемость некогда противоречивых или диалектически противопоставленных терминов: красивого и уродливого в моде, правого и левого в политике, истинного и ложного в СМИ, полезного и бесполезного на уровне вещей: все становится «неразрешимым», нейтральным, безразличным (позже Б. назовет этот обвал различий «имплозией»). Но это также признак «возвращения вытесненного», возможности «отдарить» систему смертью, фатальной неизбежности символического как формы обратимости.

В последующих работах Бодрийяра исследует и другие «катастрофические» стратегии «ответа системе» - напр., пассивное молчание масс и терроризм в книге «В тени молчаливых большинств» (1978). Бодрийяр, возможно, первым попытался не «осмыслить» терроризм, но указать место этого имплозивного процесса в совр. мире как «нормального» явления в одном ряду с рекламой, новостями, молчанием большинства; он еще вернется к этой теме, когда «гром грянет»: в 2002 выйдут две его книги «Пекло власти» и «Дух терроризма». Другая возможность -  «соблазн» в одноименной книге (1979): seductio, соблазн-обольщение как «стратегия видимостей», чарующая, «колдовская» форма симуляции, против productio, производства истины и реальности, которое в конечном счете приводит к той же симуляции, только «разочарованной», «расколдованной». Следующий важный этап развития бодрийяровского «патафизического» проекта - книга «Фатальные стратегии» (1983)- Здесь задачу социальной теории Бодрийяра видит не в рациональной критике, а в том, чтобы обогнать, опередить процесс «исступления» объектов из своей сущности, которую приписала им метафизика «бытия и видимости», в провокации - вызове, бросаемом совр. гиперреальности. Последующие работы Бодрийяра - попытки практического осуществления этой непростой задачи. «Америку» (1986) и «Cool Memories» (1987) Бодрийяр называл «лучшими книгами из всех, что я когда-либо напишу». Уйдя с преподавательской работы, Бодрийяр много путешествует по всему миру. Результатом стали еще три тома «Cool Memories» (1990, 1995. 2000). Много пишет на злобу дня, «иронично и аморально»: «Войны в Заливе не было» (1991), серию очерков в «Liberation» (1987-1997: собраны в книге «Тотальный экран», 1997). В более «концептуальных» работах - «Прозрачность зла» (1990), «Совершенное преступление» (1995), «Невозможный обмен» (1999) и др. - возвращается к прежним темам. Так, «невозможный обмен» в одноименной книге относится к несоизмеримости концептов и мира, теории и реальности, субъекта и объекта; обмен между ними невозможен, а значит, невозможны ни истина, ни философия как поиск истины: «Иллюзия - вот фундаментальное правило», «если бы мы могли принять бессмысленность мира, то могли бы играть с формами, видимостями и своими импульсами, не заботясь об их конечном предназначении». И еще: «Абсолютное правило - правило символического обмена - требует возвращать то, что вы получили. Никогда не меньше того, всегда больше. Абсолютное правило мышления - возвращать мир, каким мы его получили: непостижимым. А если возможно, возвращать его немного более непостижимым. Немного более загадочным».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 226-227.

Сочинения: Система вещей. М., 1995; Америка. СПб., 2000; В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000; Забыть Фуко. СПб., 2000; Прозрачность зла. М., 2000; Символический обмен и смерть. М., 2000; Соблазн. М., 2000; К критике политической экономии знака. М., 2003; Общество потребления. М., 2006; Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург, 2006; Le miroir de la production. P., 1973; Les strategies fatales. P., 1983; Le crime parfait. P., 1995; L'echange impossible. P., 1999.


Вернуться на главную страницу Бодрийяра

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС