Белинский Виссарион Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Белинский Виссарион Григорьевич

1811 - 1848

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Виссарион Григорьевич Белинский

belinski.jpg (13012 bytes)Белинский Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия,— 26.5(7.6). 1848, Петербург], русский революционный демократ, литературный критик, философ. Родился в семье флотского врача, в 1829— 1832 годы студент словесного отделения Московского университета. С 1833 года входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок), публиковал литературно-критические статьи и рецензии в журнале «Телескоп» и приложении к нему «Молва», в «Московском наблюдателе». Позднее был ведущим критиком в «Отечественных записках» (1839-1846) и «Современнике» (с 1846 года). В. И. Ленин характеризовал Белинского как предшественника полного вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении (см. ПСС, т. 25, с. 94).

Свою мировоззренческую позицию в начале литературной деятельности Белинский позднее определял как «абстрактный героизм», «прекраснодушную войну с действительностью». В это время Белинский исходил из представления о человеке как выразителе нравственной «идеи», т. е. лежащего в основе мира духовного начала. Путь к изменению общества — нравственное совершенствование индивидов: преодоление эгоизма, воспитание любви к людям и эстетического чувства. Просвещение рассматривалось Белинским как движущая сила общественного прогресса. Белинский определял искусство как воспроизведение действительности, признавал его общественное назначение и воспитательную силу. В то же время он понимал его в духе романтической эстетики как «синтетическое» постижение мира и противопоставлял «аналитическому», научному познанию; трактовал художественное творчество как акт «таинственного ясновидения».

В конце 30-х годов Белинский, в значительной мере под влиянием философии Гегеля, пережил этап «примирения с действительностью». Исходным пунктом в решении Белинским общественных проблем стала «действительность», понимаемая в духе Гегеля как «отелесившийся разум». Существующее общественное устройство он рассматривал как необходимую ступень в развитии мирового разума и отвергал право человека на борьбу с ним. Общественную роль искусства Белинский связывал с раскрытием разумности действительности, отрицал право художника на «суд» над действительностью.

«Примирение» продолжалось недолго, разрыв с ним (1841) открыл период деятельности Белинского, характеризовавшийся развитием идей революционного демократизма и утопического социализма, переходом на атеистические и материалистические позиции. Антикрепостнические демократические убеждения Белинского ярко выражены в его знаменитом «Письме к Гоголю» (1847), которое Ленин назвал «...одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (там же, с. 94).

В 40-х годах вырабатывались новые взгляды Белинского на характер и задачи философии. В философии Фихте Белинский ценил гуманистические устремления и идею активности разума, но критиковал субъективизм. Мистическую философию позднего Шеллинга Белинский решительно отвергал. Считая Гегеля величайшим философом нового времени, Белинский критиковал его консервативные политические идеи. Белинский положительно оценивал стремление левогегельянцев сблизить философию с запросами общественной жизни. Позитивизм Конта Белинский определял как реакцию на теологическое вмешательство в науку, однако не считал Конта основателем новой философии. По Белинскому, новая философия должна освободить науку от «призраков» трансцендентализма и теологии, навсегда оторвать человеческий разум от всего «сверхнатурального». Белинский был знаком с ранними работами К. Маркса (печатавшимися в «Немецко-французском ежегоднике»), которые способствовали развитию атеистических убеждений Белинского.

Необходимым требованием современного научного мышления Белинский считал исторический подход к анализу явлений, их целостное рассмотрение, учёт различных сторон, связей, отношений. Для гносеологии Белинского характерно резко критическое отношение к агностицизму и иррационализму, признание историчности истины, принцип единства эмпирического и рационального познания. Пытаясь понять взаимосвязь личности и общества, Белинский считал человека «сыном времени» и воспитанником истории; эта идея сосуществовала, однако, у Белинского с представлением о внеисторической неизменной «человеческой натуре». В 40-х годах у Белинского сложился материалистически-монистический взгляд на человека: духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от неё; духовное есть «деятельность физического».

В центре философии истории Белинского в 40-х годах— идея исторического прогресса, источник которого он видел в развитии сознания, выдвигающего новые идеи. Оставаясь в целом идеалистической, эта концепция включала убеждение в безграничности прогресса, признание неравномерности развития, враждебность историческому фатализму, утверждение правомерности борьбы против отживающих общественных порядков, защиту интересов и активной роли народных масс в историческом развитии, утверждение единства национального и общечеловеческого. Национальное Белинский рассматривал как выражение и развитие общечеловеческого; человечество вне национальностей — лишь логическая абстракция. Славянофилов Белинский критиковал за антиисторизм, разрыв национального и общечеловеческого, идеализацию патриархальности, отвергал их противопоставление России Западной Европе. В противоположность консервативно-романтической критике капитализма славянофилами Белинский развивал критику капитализма с демократических позиций, признавая вместе с тем относительную историческую прогрессивность капитализма и проводя различие между «буржуазией в борьбе», выступающей вместе с народом против феодальных порядков, и буржуазией «торжествующей». Идеал общественного устройства для Белинского — социалистическое общество, в котором будут уничтожены материальное неравенство и эксплуатация. Белинский отдавал себе отчёт в том, что достижение такого общественного порядка связано с революционной борьбой и насильственными переворотами.

Эстетическая теория, развитая Белинским в 40-х годах,— оригинальная попытка обосновать принципы реалистического искусства. Испытав воздействие эстетики Гегеля, она опиралась на опыт мировой литературы и в особенности русской литературы 19 века. Специфику искусства Белинский видел в том, что действительность оно выражает в образной форме: художник не «доказывает», а «показывает», он «мыслит образами». В отличие от Гегеля, Белинский не ставил искусство как «мышление в образах» ниже логического мышления. Для Белинского характерен историзм, признание необходимости и плодотворности связи искусства с насущными проблемами современной общественной жизни; Белинский поддерживал и обосновывал критически-реалистическое направление в русской литературе 19 века, решительно отвергая теорию «искусства для искусства», но выступая и против дидактизма в искусстве.

В основании созданной Белинским концепции реализма лежит трактовка художественного образа как единства общего и индивидуального; такое единство — необходимое условие создания типических характеров. Народность искусства понималась Белинским как отражение в искусстве особенностей данного народа и национального характера, выражение его интересов и потребностей. В литературно-критической деятельности Белинского проявились характерная для русской литературной критики 19 века связь эстетической, философской и социально-политической идей, а также свойственное Белинскому сочетание дара «гениального социолога» (см. Г. В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 4, 1958, с. 542), демократизма, эстетического чувства и литературного таланта.

3. В. Смирнова.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: ПСС, т. 1 —11, СПБ, 1900 —17, т. 12—13, М.—Л., 1926—48; ПСС, т. 1—13, М., 1953—59; Избр. филос. соч., т. 1—2, М., 1948.

Литература: Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. Сб., М., 19796; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, ПСС, т. 3, М.—Л., 1947; Плеханов Г. В., Лит-ра и эстетика, т. 1, М., 1958; О к с м а н Ю. Г., Летопись жизни и творчества В. Г. Б., М., 1358; История философии в СССР т. 2, М., 1968: Галантно и ов А. А., Никандров П. Ф.; Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970.


Вернуться на главную страницу Белинского.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС