Бар-Дайсан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бар-Дайсан

154—222

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Бар-Дайсан

Бар-Дайсан (сир. bar Daysan «сын Дайсана», греч. Скиртос, реки, протекающей через Эдессу, искаженное греч. …, лат. Bardesanes) (154—222) — сирийский поэт, мыслитель, первый писатель на сирийском языке. Родился в семье переселившихся в Эдессу парфян. Возможно, Бар-Дайсан воспитывался вместе с будущим царем Осроэны Абгаром VIII Великим (177—212) и стал его другом. Однако, согласно другим сведениям, он учился в Иераполе (сир. Маббуг). Бар-Дайсан принадлежал к кругу знати Осроэны. Епископ Гистасп обратил его в христианство и впоследствии Бар-Дайсан способствовал проповеди христианства в сироязычных областях Ближнего Востока. Бар-Дайсан может считаться одним из создателей сирийского литературного языка. Он автор научных, философских и богословских произведений. Единственным сохранившимся сочинением Бар-Дайсана (или его ученика Филиппа) является «Книга законов стран» (Ktabha d-namose d-atrawatha), в стиле которой явно ощущаются традиции греческого философского диалога, восходящего к Платону. Основная идея книги состоит в опровержении идеи предопределения звездами судеб людей и народов. Книга ценна большим количеством этнографического материала, например о жителях Хатры. «Книга законов стран» была переведена на греческий язык, отдельные отрывки из нее использованы в «Приуготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского (VI. 10, 1—48) и « Recognitions» Псевдоклимента. Бар-Дайсан создал также большое число духовных стихов, положенных на музыку, которые сохраняли популярность. Взгляды Бар-Дайсана можно определить как неортодоксально христианские. Согласно Евсевию, сначала Бар-Дайсан «был среди валентинин, но осудил эту школу... сам он думал, что он изменился и стал думать как православный, но в действительности он не полностью очистился от мерзостей своей старой ереси» (Hist. eccl. IV 30. 3). Бар-Дайсан оставил школу, и его последователи (так называемые бардесаниты) в течение нескольких веков были активны в Эдессе. По утверждению аль-Надима, общины бардесанитов существовали на юге Месопотамии, в районе Басры, и распространились вплоть до Хорасана и Китая. Судить об этом сложно, так как материалов недостаточно. Что касается влияния бардесанизма на манихейство, то эта тема активно обсуждается специалистами по среднеазиатскому манихейству.

А. В. Муравьев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 317-318.


Литература:

Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в Средние века / / Культура народов Востока: материалы и исследования. Москва, 1979. С. 117— 125; Aland В. Mani und Bardesanes — zur Entsfehung des manichaischen Systems. P. 123—113// Synkretismus im syrisch-persischen Kulturgebiet: Bericht iiber ein Svmposion in Rhein- hausen bei Gottingen in der Zeit vom 4. bis 8. Oktober 1971 / Edited by Dietrich Albeit. Abhandlungen der Akade- mie der Wissenschaften in Gottingen, Pliilologisch-Historische Klasse III. 96. Gottingen, 1975; Beck II Bardesan und seine Schule bei Ephrani // Le Museon 91.1978. P. 271 -333; Brock S. I1. Syriac and Greek Hymnography: Problems of Origin // iStudia Patristica 16. 1985. P. 77—81; Camplani A. Revisitando Bardesane // Cristianesimo nella sto- ria 19. 1998. P. 519 -596; Drijvei s H. J. W. Bardaisan of Edessa. Assen, 1966; Drijvers H. J. W. (ed). The Book of the Laws of the Countries. Antwerp, 1965; After Bardaisan Studies on Continuity and Change in Syriac Christianity in Honour of Professor 11..). W. Drijvers (Orientalia Lovaniensia Analecta), ret-rieved March 2013; SkjaervoP. O. Bar-desanes. Encyclopaedia Iranica. V. III. Fasc. 7-8. P. 780-785; Possekel U. Bar-daisan of Edessa, philosopher or theolo-gian? // ZAC 10 (2006). P. 442-461; Winter F. Bardesanes von Edessa fiber Indien. Ein friiher syrischer Theologe schreibt uber ein fremdes Land. (Friihes Christentum — Eorschungen und Perspektiven.) Thaur, 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС