Бакунин Павел Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бакунин Павел Александрович

1820-1900

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Павел Александрович Бакунин

П.А.Бакунин

Бакунин Павел Александрович (1820-1900) - философ и общественный деятель. Брат М. А. Бакунина, под влиянием которого началось его увлечение гегелевской философией, достигшее апогея во время его пребывания в Берлине (1841-1842). После возвращения в Россию он служил в различных ведомствах, а во время Крымской войны добровольцем ушел в армию. В 60-х гг. принимает активное участие в земском движении. Литературное наследство Бакунина составляет две книги: «Запоздалый голос сороковых годов (По поводу женского вопроса)» (1881), носящая публицистический характер, и философская работа «Основы веры и знания» (1886), в которой он признает себя учеником Гегеля, хотя и несколько по-особому трактует некоторые положения немецкого философа. Бог представляется Бакунину вечным самосознанием, источником и смыслом всякой действительности, в конечном счете «всеобщим разумом», Абсолютом. Для своего воплощения и проявления Абсолютное нуждается в «инобытии». К реальному бытию Бакунин применяет закон взаимовытеснения, называя его «мировым спором». Сущность «последнего» состоит в диалектическом проявлении абсолютного в мире. В конечном счете он разрешается лишь в красоте, которую Бакунин определяет как «бесконечную гармонию бесконечного противоречия». Обращаясь к вопросам антропологии, Бакунин делает акцент на творческом призвании человека. В этом смысле действительность представляется ему вечно творящейся, являющейся произведением человека. Он строит своеобразную теорию бессмертия человека, его «вечности». «С естественной, эмпирически смертью человека, - пишет Бакунин, - в нем умирает только то, что в нем еще не совершилось... что есть несовершенное, проходит или умирает лишь его эмпирически определенное существование, лишь та чувственная оболочка его бытия, в которой он жил». Его позицию Зеньковский характеризует как «религиозную романтику». Вера в Бога, религиозная сфера стоят, по Бакунину, у истоков и определяют смысл всех сфер творчества.

В. И. Приленский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 40.

Сочинения: Запоздалый голос сороковых годов (По повод женского вопроса). Спб., 1881; Основы веры и знания. Спб 1886.

Литература: Оболенский В. А. Очерки минувшего. Белград, 1931 Чижевский Д. И. Гегель в России. Париж, 1939 (гл. 7).


Вернуться на главную страницу Павла Бакунина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС