Ашхацава Семен Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ашхацава Семен Михайлович

1886-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Семен Михайлович Ашхацава

Жертва сталинского террора

Ашхацава Семен Михайлович (1886-1937) - абхазский государственный деятель, видный деятель культуры, писатель, историк, публицист. Член АНС, подвергался репрессиям со стороны грузинских властей. В советское время занимал ряд ответственных государственных и хозяйственных постов: председатель ВСНХ, директор гагринского курортного управления, начальник строительства СухумГЭС, заместитель председателя Сухумского городского совета. Работая научным сотрудником Абхазского НИИ, занимался изысканиями по древней и средневековой истории Абхазии. В творческом наследии С.М. Ашхацава также публицистические статьи, драматургические произведения. Жертва сталинского террора.

Абхазский архив. XX век. Выпуск 1. / Сост. С.З. Лакоба, Ю.Д. Анчабадзе. М., 2002.


Видный ученый, общественный деятель

«Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины
берётся за самые трудные задачи».

П. А. Павленко

Семен Михайлович Ашхацава родился в селе Лыхны Гудаутского участка в 1886 году. С малых лет он столкнулся с большими жизненными трудностями. Рано лишившись отца, его детство прошло в условиях крайней нужды. В 13 лет он поступает в Новоафонскую церковно-приходскую школу, а затем в Ардонскую духовную семинарию. Первая волна революции захватила учащихся семинарии. Семен был избран председателем ученического комитета. За что вместе с некоторыми другими учениками в 1905 году его исключили из учебного заведения и арестовали (он также подвергался арестам в 1910 и 1911 годах).

Увлеченный вопросами литературы и театрального искусства С.М. Ашхацава создает (на русском языке) пьесы «Сафар-бей» и «Омар-бей», по роману Д. Л. Мордовцева «Прометеево потомство». Они были изданы в 1912 году. В эти годы группа любителей, состоявших в основном из учащихся сухумских учебных заведений (Д. Хагба, А.  Маршания, З. Ладария, А. Нинуа) поставили пьесы «Сафар-бей» и «Омар-бей». А в 28 октября 1915 года в Сухумском театре «Алоизи» прошла пьеса «Из абхазской жизни» (очевидно, речь идет об инсценировке С. М. Ашхацава по историческому роману Мордовцева «Прометеево потомство»). Эта пьеса под указанным названием 21 июня 1915 года была поставлена в пользу «Бзыпского комитета» в м. Гудаута. В 1911 году появляется большой очерк С.М. Ашхацава «Схема абхазской истории», напечатанный на страницах «Сухумских вестей» 2 и 3 августа 1911 года,  N 21 и 22.

Истории абхазской письменности С. М. Ашхацава посвятил статью под названием «Несколько слов об абхазской письменности»,  напечатанную в «Сухумском листке» 11 февраля 1912 года №174. Из его рассуждения о значимости письменности заслуживает внимания следующий отрывок: «С изобретением письменности человек разрешил одну из самых трудных и великих задач. Он воплотил свое слово, фиксировал речь, и таким образом, получил возможность сделать свою мысль бессмертной. Благодаря этому, человеческие мысли, идеи и знания – словом вся умственная и духовная жизнь его не умирает вместе с ним, а остается в неизменном виде навсегда. Он получил возможность  запомнить огромную массу накопленных веками сведений, передавая в наследство огромный запас опытности и знаний». Ашхацава отдает должное П. К. Услару, работу которого в части абхазского языка рассматривает как конкретное проявление прогрессивности присоединения Абхазии к России в области культуры. Отдает должное также профессору Л. К. Мазингу, «который много лет работал над исследованием абхазского языка».

 В статье ставится вопрос о необходимости создания типографии – «проводника цивилизации в народные массы…, орудие против мрака и зла». По поводу же создания «Общества распространения просвещения среди абхазцев», С. М. Ашхацава писал: «…на арену общественной деятельности выступила группа интеллигентных сил… пусть молодое общество, как спасительный маяк, разливающий свет в ночной темноте, разольет свой свет среди темной общественной массы».

Постановлением правительства от 4 января 1913 года было решено создать в селе Лыхны местную организацию под названием «Бзыбский комитет Общества распространения просвещения среди абхазцев». В состав комитета были избраны: С. М. Ашхацава (председатель), А.И. Чукбар, К. И. Барциц, Е.А. Лакербая, К. У. Григолия, Д.К. Солохин. 25 августа 1913 года в Лыхны состоялось торжественное открытие Бзыбского комитета. Церковники и просветители по-разному определяли задачу общества, и даже представитель первых П. Т. Образцов призывал комитет шаг за шагом терпеливо «изучать духовный капитал, который сквозь длинный ряд веков нес и сохранил абхазский народ». Бзыбский комитет решил развернуть работу по записи абхазских текстов, с этой  целью С. М. Ашхацава в 1906 году, будучи студентом Юрьевского университета, с помощью профессора Л. К. Мазинга составил алфавит из 77 знаков. В течение 1913-1916 годов в Бзыбской Абхазии было собрано значительное количество фольклорного материала. Текстовые записи Бзыбского комитета имели важную научную ценность как один из первых документальных образцов точной фиксации живой абхазской диалектной речи.

Большой интерес к этим материалам проявлял академик Н. Я. Марр. Между академиком Н. Я. Марром и членами Бзыбского комитета, особенно его председателем С. М. Ашхацава, устанавливается тесный контакт и дружественные отношения. В 1916 году Ашхацава в Петербурге пересмотрел свой алфавит  1906 года в соответствии с указаниями Н. Я. Марра и «дал более последовательную систему и начертание». В 1917 году, по просьбе Ашхацава была отлита в словолите Академии наук одна касса этого алфавита. Бзыбский комитет послал более 100 собранных сказок Н. Я. Марру в Петроград. Марр работал над этими текстами в течение 1915-1916 годов, готовя их к печати.

На страницах «Сухумского листка» от 28 октября 1912 года, 1 и 4 ноября №№ 195 и 197 был опубликован большой очерк Ашхацава «Внутреннее управление древней Абхазии», состоящий из следующих разделов: 1. Админист­ративное деление; 2. Сословное деление; 3. Крестьянство; 4. Выборный суд; 5. Народная милиция; 6. Право наследства; 7. Положение женщины.  В названной газете 4 и 11 ноября того же года в №№197 и 199 был опубликован другой его исторический очерк – «Абхазия после введения русского управления».

В статье «Краткий исторический очерк абхазской церкви», напечатанный в «Сухумском вестнике» 5 января 1913 года С. М. Ашхацава приводятся факты, характеризующие «высший культ… духовного развития абхазского народа».

В 1914 и 1915 годах С. М. Ашхацава учится в Московском археологическом институте.

В 1918 году группа революционно настроенной интеллигенции Гудауты (С. М. Ашхацава, А. И. Чукбар и др.) создают и начинают выпускать газету «Воля вольных». После установления Советской власти в Абхазии, весной того же года она фактически стала органом большевиков. К сожалению, не сохранилось ни одного номера газеты. Мы располагаем лишь копиями отдельных ее статей (Е. А. Эшба, А. И. Чукбар, К. Ф. Дзидзария), имеющимися в фондах Абхазского государственного музея. Последний из известных номеров – 29 от 19(16) апреля 1918 года. Между прочим, на страницах «Воли вольных» был опубликован абхазский алфавит С. М. Ашхацава 1906 года.

На бурном заседании народного совета, которое проходило 9 октября 1918 года, был поставлен вопрос о виновниках и соучастниках  разгрома совета 15 августа. В своем заявлении депутаты Д.А. Алания, С. М. Ашхацава и др. потребовали «восстановить в правах насильственно распущенный народный совет, пользующийся полным доверием абхазского народа с его законным президиумом во главе». Вечером 9 октября депутаты забаллотировали (не избрали) председателя АНС В. Шервашидзе. Здание совета тут же было оцеплено грузинскими гвардейцами, а на следующий день второй АНС был разогнан военной силой. «Меньшевики, – вспоминал С. М. Ашхацава, – потерпев на излюбленном ими парламентском фронте полное крушение, решили прибегнуть к военной силе, тем более, что она у них имелась налицо». На другой день 10 октября состоялось постановление меньшевистского правительства…о роспуске Абхазского народного совета и о назначении в 3-й раз новых выборов. В тот же день утром были арестованы: С.М. Ашхацава и И. Маргания, которых до вечера продержали в штабе полка для того, чтобы ночью отправить их в Тифлис на пароходе, задержанном для этой цели с самого утра.

И Абхазия была объявлена на военном положении, и назначен чрезвычайный комиссар В. Чхиквишвили, а на путях к городу поставлен караул, чтобы не было налетов со стороны населения. Около одного часа того же дня на бульваре собрался митинг, на котором выступил Г. Туманов с резкой обвинительной речью против меньшевистских безобразий. Митинг был разогнан, а Туманов арестован. В последующие дни за антименьшевистскую ориентацию и выступления были арестованы: Д. Алания, Г. Ажанов, В.Чачба, М. Шлатнер, и др. до 16 человек.

Абхазия оказалась полностью оккупированной войсками Грузинской республики и Тифлис свое присутствие здесь прикрывал, то борьбой с большевиками, анархией, то туркофильством и проденикенскими настроениями…

   Очень метко по этому поводу на заседении АНС 9 октября 1918 года высказался С. М. Ашхацава: «…Существующий порядок не может больше продлится. Разговор о туркофильстве – это вздор и обман, а если  дальше так пойдет народ примет какую угодно ориентацию, не только турецкую, но и дьявольскую, лишь бы избавить от захватчиков…»

   «…Трудовое население Абхазии определенно решило взять власть в свои руки, …существующий порядок не может больше продолжаться…люди, не пользующиеся ни доверием, ни уважением народа не могут править страной».

   После решения войти в северо-кавказское объединение горцев, по предложению Басария С. П., была послана делегация от Абхазии в союз Кавказских горцев для оформления своего членства в составе: самого Басария, Шервашидзе А., Маршания Т., Ашхацава С., Агрба В..

   В результате в союзе северо-кавказских горцев был поставлен полномочный министр Абхазии в лице С. М. Ашхацава. В 1925 году Ашхацава С. М. выпустил брошюру под названием «Пути развития Абхазской истории». В то время наркомом Просвещения работал Чочуа Андрей Максимович, который санкционировал издание этой брошюры и более того, она была издана Наркомпросом Абхазии.

   В Абхазии, по так называемым, делам «О контрреволюционной, диверсионно-вредительской, террористическо-пов­стан­ческой, шпионской организации в Абхазии» и «об антисоветской националистической организации в Абхазии» с июля 1937 года по октябрь 1938 г., то есть за год и 4 месяца, было репрессировано 2 186 человек (794 из них расстреляны). По первому делу в Сухуме в октябре-ноябре по инсценировке Берия проходил открытый судебный процесс. По этому процессу проходили В. Ладария, В. Лакоба, М. Чалмаз, К. Инал-ипа, Д. Джергения, с. Туркия, П. Сейсян, с. Эбжноу, А. Энгелов. Все они были приговорены к расстерлу.

   Семен Михайлович Ашхацава – государственный деятель, видный деятель культуры, писатель, историк, публицист, член АНС, в советское время занимал ряд ответственных государственных и хозяйственных постов: начальник строительства Сухумской ГЭС, заместитель председателя Сухумского городского совета, научный сотрудник Абхазского НИИ – и стал жертвой сталинского политического террора в 1937 году.

А.Б. Шанаа, Р.О. Аргун


Литература:

1.     Абхазский архив 20 века. Выпуск 1 (Выявление документов, составление, введение. С.З. Лакоба), Москва 2002 год.

2.     Станислав Лакоба. «Очерки политической истории Абхазии» Сухум, 1990.

3.     История Абхазии. Учебное пособие. Сухум, 1991 г.

4.     Х.С. Бгажба «Этюды…»

5.     История Абхазской АССР … Сухум 1983 г.

6.     Г. А. Дзидзария. «Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции». Сухуми, 1979 г.

Далее читайте:

Ашхацава С.М. Пути развития абхазской истории. Доклад, читанный на 1-м Всесоюзном Краеведческом Съезде в Абхазии 12 сентября 1924 г. Издание Наркомпроса Абхазии. 1925.

Ашхацава С.М. Схема абхазской истории.

Абхазия (краткая историческая справка).

Абхазы  - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Исторические лица Абхазии (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС