Аржанов Михаил Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аржанов Михаил Михайлович

1873-1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Михайлович Аржанов

Аржанов Михаил Михайлович (1873-...), работник центрального аппарата Красной Армии. Окончил воен. инж. уч-где (1892), электротехнический офицерский класс (1893), поручик. Служил на жел. дорогах. После Окт. революции нач. эксплуатац. управления Наркомата путей сообщений. В февр. 1919 — авг. 1922 нач. Центр, управления воен. сообщений РВСР, одноврем. в апр. 1920 — апр. 1921 гл. инспектор путей сообщений Наркомата путей сообщений. За умелое руководство воен. перевозками в условиях разрухи награждён орд. Кр. Знамени (1920). В дальнейшем на воен.-адм. работе и в Наркомате путей сообщений. Герой Труда (1930).

Использованы материалы кн.: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М. 1983. (Этим и объясняется обилие дубиноголовых терминов агитпропа; все их исправить так и не удалось. - Ред.).


Аржанов Михаил Михайлович. Дивинженер запаса (1937). Русский. Беспартийный.

Родился в июне 1873 г. в г. Петербурге в семье слушателя Военно-медицинской академии. Окончив кадетский корпус, поступил в Александровское военное училище (г. Москва), но спустя два месяца был переведен в Инженерное училище (г. Петербург). Училище окончил

в 1892 г. и был назначен в 4-й саперный батальон (г. Гродно). В том же году был, как отлично окончивший училище, командирован на второй курс Высшей военно- электротехнической школы. В 1915 г. всем окончившим эту школу были даны права военных инженеров-электриков. В 1894 г. уволился с военной службы и поступил на работу в управление Московско-Брестской железной дороги на должность конторщика-списчика. Постепенно поднимался по службе и в августе 1899 г. был назначен на должность ревизора движения той же дороги. В Русско-японскую войну был мобилизован и работал в должности начальника эксплуатационного участка Управления военных сообщений Маньчжурской армии. Был ранен. Получил награду — орден св. Владимира 4-й степени с мечами. После окончания боевых действий в звании поручика некоторое время работал в должности инженера для поручений при начальнике штаба Маньчжурской армии. После увольнения в запас — ревизор движения 4-го участка (г. Минск). С марта 1907 г. — начальник отделения службы движения Среднеазиатской железной дороги. С апреля 1912 г. — второй, затем первый помощник начальника службы движения той же дороги. Участник Первой мировой войны. В годы войны занимал должности: начальника головного железнодорожного отдела, начальника отдела путей сообщения (с апреля 1915 г.) управления военных сообщений Кавказского фронта. Затем работал начальником службы движения Среднеазиатской железной дороги. С ноября 1915 г. — помощник начальника Северных железных дорог, начальник Архангельского отдела тех же дорог. В 1917 г. — помощник, затем заместитель начальника Мурманской железной дороги, начальник Полярного отдела той же дороги (от Кеми до Мурманска). В период Октябрьской революции занимал должность помощника начальника Мурманской железной дороги. С мая 1918 г. — начальник технического отдела эксплуатационного управления Наркомата путей сообщения. Затем работал помощником начальника и начальником того же управления.

В Красной армии с 1918 г. В конце 1918 г. по представлению Реввоенсовета Республики был откомандирован из Наркомата путей сообщения в РККА с назначением на должность начальника Центрального управления военных сообщений (ЦУПВОСО). С февраля 1919 г. — начальник военных сообщений Республики. С апреля 1920 г. (по совместительству) — главный инспектор путей сообщения Республики.

После Гражданской войны на ответственных должностях в РККА. В 1921 г. — начальник военных сообщений РККА. С декабря 1921 г. — Главный начальник снабжений РККА и войск ВЧК. В октябре 1923 г. вновь назначен на должность начальника военных сообщений РККА. С апреля 1924 г. — помощник инспектора инженеров РККА. В октябре 1924 г. по личной просьбе освобожден от службы в РККА с оставлением в ее списках. В Наркомате путей сообщения был назначен председателем Московского комитета по регулированию перевозок. В октябре 1925 г. зачислен в резерв РККА и направлен в Китай в качестве советника. С мая 1931 г. — заместитель начальника Центрального управления контроля и проверки исполнения (Главной инспекции) Наркомата путей сообщения СССР. С ноября 1931 г. — заместитель начальника Центрального эксплуатационного управления того же наркомата. С апреля 1932 г. (по совместительству) — начальник специальной эксплуатационной инспекции. С декабря 1932 г. состоял для особо важных поручений при наркоме путей сообщения. С июня 1935 г. — член Научно-технического совета того же наркомата.

Награжден орденами Красного Знамени (1920) и «Знак Почета» (1936). В 1930 г. присвоено звание «Герой труда».

Арестован 17 декабря 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР 3 октября 1938 г. по обвинению во вредительстве, принадлежности к антисоветской организации приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Определением Военной коллегии от 19 мая 1956 г. реабилитирован.

Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 414-416.


Далее читайте:

Репрессированное поколение. Или. 37-й и другие годы. (спецпроект портала ХРОНОС).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС