Андреев, Вадим Леонидович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Андреев, Вадим Леонидович

1902-1976

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вадим Леонидович Андреев

Андреев, Вадим Леонидович. Род. 1902, ум. 1976, писатель, поэт. Сын Л. Н. Андреева (см.). Опубликовал: сборники стихов "Свинцовый час" (1924), "Недуг бытия" (1928), "Второе дыхание" (1950), поэму "Восстание звезд" (1932), автобиографические повести "Детство" (1963), "История одного путешествия" (1966), "Возвращение в жизнь" (1969), "Через двадцать лет" (1974), роман "Дикое поле" (1965) и др.

+ + +

Андреев Вадим Леонидович [25.12.1902 (7.1.1903), Москва — 20.5.1976, Женева] — поэт, прозаик.

Андреев родился в семье писателя, настолько популярного в начале века, что даже в первом паспорте, полученном Андреевым в Финляндии, в графе «профессия» значилось «сын писателя Леонида Андреева». Семья Андреев жила на Карельском перешейке, который при отделении Финляндии в 1918 отпал от России, так что Андреев невольно оказался за границей и, никуда не выезжая, стал эмигрантом. После смерти отца в 1919 Андреев решил во что бы то ни стало уйти из дома и, окончив в 1920 гельсингфорсскую гимназию, записался добровольцем в русскую армию, отправлявшуюся вокруг Европы в Крым на помощь генералу Врангелю. Так и не добравшись до Крыма, Андреев после долгих скитаний и поражения белой армии оказался среди эмигрантов в Константинополе, затем некоторое время жил в Болгарии, а в апр. 1922 переехал в Берлин.

Первые стихи Андреев, еще будучи гимназистом, печатал в русской газете в Гельсингфорсе; оказавшись в Германии, поэзией занялся всерьез и стал публиковать свои произведения в берлинской газете «Дни». Попали стихи Андреев также в антологию «Из новых поэтов» (1923). Осенью 1923 Андреев ушел из «Дней» и стал сотрудничать с выходившей в Берлине просоветской газетой «Накануне».

В Берлине Андреев познакомился со многими известными русскими писателями, которые отнеслись к поэтической работе Андреев доброжелательно. Впоследствии Андреев вспоминал, как однажды «принес свои стихи Эренбургу», который «отметил удачный образ, незатасканные эпитеты...» (История одного путешествия. С.256). В другой раз молодой поэт «решился прочесть Пастернаку одно стихотворение. За столом кроме Бориса Леонидовича сидели Эренбург и Шкловский. Взволнованный до полного косноязычия,— увы, не пастернаковского,— я кое-как пробормотал мои стихи. Пастернак повторил одну приглянувшуюся ему строчку, Эренбург отметил удачный образ, а Шкловский сказал, что все мы в молодости плаваем под чужими парусами» (Там же. С. 317).

Близкие отношения сложились у Андреева с такими мастерами языка, как Андрей Белый, А.Ремизов и многие другие. По инициативе Андреева в Берлине была создана литературная группа «4+1» (Г.Венус, А.Присманова, С.Либерман, Б.Сосинский, Андреев), выпустившая в конце 1923 стихотворный сборник «Мост на ветру», куда Андреев поместил 6 своих стихотворений. Это была первая большая публикация Андреев, вскоре вышел его первый авторский сборник «Свинцовый час» (1924). «Для меня книжка не стала однодневной — она скорее стала одногодной,— но уже с первых дней ее появления я почувствовал, что она пройденный этап, что я должен писать не так, как писал в 1923 году. Для меня «Свинцовый час» стал первой ступенькой лестницы, на которую я мечтал выйти»,— вспоминал через несколько десятилетий автор (Там же. С. 349).

Став эмигрантом без эмиграции, Андреев не чувствовал внутреннего разрыва с Советской Россией. Под влиянием сотрудников газетой «Накануне», многие из которых уже возвращались на родину, на подобный шаг решился и Андреев Он подал документы на восстановление себя в советском гражданстве, ответ на которые по неизвестным причинам задерживался. Тем временем «Накануне» закрылась, стало негде печататься и не на что существовать, русская литературная среда в Берлине стремительно таяла, и, так и не дождавшись ответа из советского консульства, Андреев уехал в Париж.

В это время в Париже уже обосновался друг Андреев — Б.Сосинский, организовавший во Франции отделение пражского журнала «Воля России», где Андреев в основном и публиковал свои произведения. Стихи Андреев регулярно появлялись в журнале в 1926-29 и были замечены не только за рубежом, но и в советской критике (доброжелательный отзыв Б.Волина в статье об эмигрантской поэзии из журнала «На литературном посту». 1926. №3).

Название второго сборника стихов — «Недуг бытия» (1928) — было взято из стихотворения Е.Боратынского, чья поэзия оказала особое влияние на молодого Андреева. Правда, в книге чувствовались и нотки других поэтов — от Тютчева до Мандельштама и Цветаевой.

Рецензируя вторую книгу Андреева, М.Слоним отмечал, что «в его поэзии нет конкретности, слишком часто какая-то поэтическая зыбь оставляет в читателе чувство досады и даже недоумения — и оно усугубляется великим множеством отрицательных эпитетов, которыми пестрят страницы книжки Андреева: "неуловимый, неповторимый, неподкупный, непостижимый, неотвязный, неземной" и т.д. Чуть ли не все прилагательные обессиливает Андреев приставкой отрицания... "Недуг бытия" — вторая книга Андреева, несмотря на все недостатки, показывает и рост молодого поэта, и большую любовь его к слову. Нужно только пожелать, чтобы он освободился и от "недуга бытия", и от тяжелого груза символической литературщины» (Слоним М. Литературный дневник // Воля России. Прага. 1928. №7. С.70-72). Положительно оценил «Недуг бытия» и Г.Адамович (Современные записки. 1929. №38).

Помимо стихотворения Андреева в «Воле России» были напечатаны его поэма о народовольцах и эсерах «Террористы» (1927. №3), рассказ «Конец Андрея» (1928. №7), статья о Ф.Тютчеве (1928. №12). В сборнике поэзии и поэтической критики «Стихотворения» (Париж, 1928) помимо стихов Андреева были опубликованы его «Заметки о поэзии» и рецензия «Поиски героя» на одноименную книгу Н.Тихонова. Печатались стихи Андреева и в книге, выпущенной союзом поэтов и писателей в Париже, «Сборник стихов» (1929) и в других изданиях М.Слоним, внимательно следивший за творчеством Андреева, на исходе 1920-х подвел некоторые итоги: «Через многие влияния прошел В.Андреев, с трудом отделывающийся от символического словаря и постоянно стремящийся к поэзии значительной и глубокой. В последнее время он явно находится в орбите Цветаевой и Пастернака, но ему удается порой освободиться от их чар, и тогда его несколько глуховатый, придушенный голос звучит с некоторой торжественной силой. От многих других поэтов его отличает серьезная работа над стихом, очень бережное и внимательное отношение к слову: он сумеет умножить и воспитать свое поэтическое дарование» (Слоним М. Молодые писатели за рубежом // Воля России. 1929. №11-12. С.110-111).

В 1925 Андреев в Париже впервые встретился с М.Цветаевой. Постепенно их знакомство переросло в дружбу, и, когда в 1928 по инициативе М.Слонима, Б.Сосинского и Андреева возникло содружество «Ковчег», устраивающее литературные вечера, одним из самых частых гостей на них была Цветаева. В 1930 на «Вечере романтики» Андреев вместе с ней читал свои стихи, а в 1932 на докладе Цветаевой «Искусство при свете совести» Андреев был одним из ее оппонентов. Особо тесно их общение происходило во второй половине 1930-х, когда Цветаева готовилась к отъезду на родину и часто обращалась к Андреев за советами и помощью. Об этом интересно повествуют сохранившиеся и недавно опубликованные письма М.Цветаевой к Андрееву 1937-38.

В 1930-х Андреев не только писал отдельные стихи, печатавшиеся в журнале «Современные записки» и других изданиях (например, коллективный сборник «Якорь», 1936), но и публиковал большие стихотворные циклы: «Иней в лесу» в «Русских записках» (1939. №15) и поэмы: «Февраль» (Воля России. 1930. №2), «Кронштадт» (Воля России. 1931. №10), «Сальери» (Числа. 1930-31. №4). Отдельным изданием в Париже вышла поэма «Восстание звезд» (1932). Писал Андреев в эти годы и рецензии. Он разбирал книги Б.Зайцева «Жизнь Тургенева», Вс.Иванова «Путешествие в страну, которой нет», «Воспоминания» Н.Тэффи и др.

Перед самой войной Андреев обратился к прозе.

В 1939 в журнале «Русские записки» появился его рассказ «Художник Ершов», а годом раньше тот же журнал опубликовал «Повесть об отце» Андреев, впоследствии расширенную и вышедшую под названием «Детство» (повесть положила начало циклу автобиографических произведений Андреев).

Во время Второй мировой войны Андреев жил в деревне в оккупированной Франции, занимался сельским хозяйством, а к концу войны вступил в ряды Сопротивления и участвовал в боях. После войны Андреев сотрудничал в выходившей в Париже газете «Советский патриот», участвовал в издании «Русского сборника», посвященного творчеству И.Бунина и А.Бенуа (1946). Вскоре Андреев принял советское гражданство, переехал в Швейцарию и работал в ООН. В вышедшем в 1948 в Париже сборник «Эстафета» была опубликована подборка Андреев из 10 стихотверений, но в основном в эти годы он печатался в нью-йоркском журнале «Новоселье». Там вышли его поэмы «Олень» (1945. №22), «Возвращение» (1949. №27), «Поэма об отце» (1949. №35), «Поэма о Ревекке» (1949. №39). В том же журнале были опубликованы и воспоминания Андреева «Счастливый дом» (1946. №24).

В 1950 в Париже вышел сборник стихотворений Андреев 1940-х «Второе дыхание». Об этой книге Ю.Иваск писал: «У него намечена тема ("второе дыхание" в воображаемом мире), но всего существенней, что в его сборнике есть чистые и легкие строки. В свои стихи о России В.Андреев вложил много мечтательства, вдохновения, но в них нет искренности, серьезности его лирики». И все же: «Настоящий сборник лучше всех его предыдущих книг» (Новый журнал. Нью-Йорк. 1951. №25. С.303).

С 1960-х произведения Андреева начали появляться в Советском Союзе. Журналы «Звезда» и «Нева» опубликовали подборки его стихов, но в основном на родине Андреева стал известен как прозаик.

В 1965 в Москве вышел его роман «Дикое поле» о движении Сопротивления во Франции, были опубликованы его автобиографические повести. В 1963 появилась повесть «Детство», затем — «История одного путешествия» (1966), «Возвращение в жизнь» (1969) о встречах Андреева с А.Белым, А.Ремизовым, В.Маяковским, Б.Пастернаком, И.Эренбургом, В.Ходасевичем, С.Есениным. Завершила цикл повесть «Через двадцать лет» (1974).

В 1977 в Париже на русском языке посмертно вышел сборник стихотворений Андреева, в который вошли циклы «Второе дыхание» (1933-48), «Дух дерева и дух воды» (1948-65), «Пять чувств» (1965-70) и «На рубеже» (1970-76), а также «Поэма о Ревекке» и «Возвращение».

В.В.Попов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 74-77.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

 

На рубеже: стихи и поэмы. Paris, 1977;

История одного путешествия. М., 1974;

Герои Олерона / совместно с В.Сосинским и Л. Прокшей. Минск, 1965;

Детство. М., 1966;

Дикое поле. М., 1967;

Стихи // литература Русского зарубежья: Антология. М., 1991. Т.2. С.388.

Литература:

Емельянов Л. Возвращение в жизнь // Звезда. 1965. №5;

Иезуитова Л. На пути к родине // Нева. 1970. №3;

Цветаева М. Письма В.Л.Андрееву // Цветаева М. СС: в 7 т. М., 1995. Т.7.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС