Альтузий Иоганн
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Альтузий Иоганн

1557-1638

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоганн Альтузий

Альтузий (Althusius, Althaus), Иоганн (1557 - 12.VIII.1638) - немецкий политический мыслитель, один из основоположников буржуазной теории естественного права. Кальвинист. Получил образование в Базельском университете. С 1586 по 1604 годы - профессор права в Херборне. С 1604 года - бургомистр, в 1627 году - старшина кальвинистской консистории северогерманского города Эмдена; принимал активное участие в борьбе Эмдена с князем Энно III. В главном труде «Политика» (Politica..., 1603), исходя из теории естественного права (которую он строил на принципах кальвинистской теологии), Альтузий развивал идею народного суверенитета, в соответствии с которой народ имеет право свергать и казнить государей, простых исполнителей его воли (в этом Альтузий был близок к монархомахам).

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.


Альтузий родился в местечке Диденхаузен в графстве Виттгенштейн. О его юных годах известно очень мало. Мы знаем только, что он учился на философском факультете в Кёльне, потом с 1583 г. — в Базеле, где оказался под влиянием тамошних гуманистов, центром которых был Дом Амер[1]бахов. В 1586 г. в Женеве молодой и подающий большие надежды юрист изучал Юстинианов корпус, потом вернулся в Базель и там же получил степень доктора права. Швейцарские годы жизни кажутся решающими, поскольку именно тогда Альтузий впервые знакомится и попадает под влияние идей французских кальвинистов. Среди всех прочих особенно большое впечатление на него произвели труды Пьера де Ла Раме (Petrus Ramus, 1515-1571). Из Швейцарии Альтузий направился по приглашению в Херборн, в только что основанный графом Нассау университет, ставший вскоре настоящим интеллектуальным центром немецкого кальвинизма.

Там он быстро выдвинулся на педагогическом поприще, став в 1588 г. ординарным профессором, а спустя год — и княжеским советником. Слава о нем побудила графов Бентхайма пригласить его в учрежденную ими гимназию в Штайнфурт, в работе которой Альтузий принимал участие вплоть до 1594 г., когда он вернулся назад. Кроме того, Альтузий оказывал по[1]мощь своим нассауским патронам в организации знаменитой военной академии в Зигене. В Херборне он написал свои главные работы: «Римская юриспруденция» и «Политика» («Politice metodica digesta et exemplis sacris et profanis illustrata»). В 1604 г. ученый перебрался в Эмден, ставший с тех пор для него родным городом вплоть до смерти. Будучи синдиком при городском совете, он занимался большой практической работой, в том числе по урегулированию старого конфликта города с графом Восточной Фрисландии.

В своем центральном сочинении «Политика» (первое издание — 1603 г.) Альтузий блестяще продемонстрировал свой научный метод, основанный на аристотелевской логике и принципе научной дедукции.

Отталкиваясь от библейской традиции, ученый полагал ядром всех общественных сообществ договорную основу — начиная от семьи и заканчивая государством. Договорной принцип обеспечивает удовлетворение интересов большинства членов общества, он завещан Богом. Сама же община — выразитель божественного закона, в ней пресуществлена божественная воля. В этом смысле она выступала, согласно Альтузию, носителем высшего «суверенитета». Но этот «суверенитет» еще не основан на светских воззрениях. Имея сакральное начало, община руководилась церковными структурами, соединявшими в себе и государственные и духовные функции. Политика у Альтузия еще не отделена от веры. Тем не менее Альтузий решительнее прочих своих современников в Германии развивал мысль о договорной основе любой монархической власти, включая имперскую. Монарх лишь тогда приобретает легитимную почву, когда соблюдает традиционные права своих подданных, превращаясь тем самым не столько в «суверенного» главу Империи, сколько в выразителя «общинной» воли имперских чинов. Империя, по Альтузию, — не изначально сакральная величина, но лишь результат суверенной воли князей, основанной на абсолютном приоритете общинных интересов, что определяло, таким образом, не монархическую, а федеративную основу всей имперской организации. Любые попытки имперского престола дистанцироваться от обязательств перед сословными чинами (т. е. перед общиной) превращали императора в тирана, что влекло освобождение его поданных от верности короне.

Сочинения этого бесспорно крупнейшего интерпретатора кальвинизма в Германии оказали мощное влияние на идеологию и политику реформатских князей в Тридцатилетнюю войну. Забытое в последующие столетия имя Альтузия было заново открыто лишь стараниями Отто фон Гирке, в конце XIX в. написавшего о нем первую большую работу. О. Гирке склонен был видеть в идеях Альтузия прямую предтечу концепции народного представительства Нового времени. Современные исследователи в боль[1]шей мере отмечают традиционные мотивы в его «Политике». Указатель литературы об Альтузий: Althusius-Bibliographie / Hrsg. von H. U. Scupin, II U. Scheuner. Bd. 1-2. 1973.

Цитируется по изд.: Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002, с. 41-42.


Далее читайте:

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Politica methodice digesta et exemplis sacris et profanis illustrata, Camb., 1932.

Литература:

Gierke O., Johannes Althusius..., 5 Ausg., Meisenheim am Glan, 1958;

Antholz H. W., Die politische Wirksamkeit des Johannes Althusius in Emden, (Köln), 1955.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС