Адам Алкснис
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Адам Алкснис

1864-1897

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Адам Алкснис

Адам Алкснис - Пахарь

Адам Алкснис (1864-1897) умер совсем молодым, и его талант, по всей видимости, не успел раскрыться с полной силой. Тем не менее сделанного им оказалось достаточным, чтобы считать Алксниса одним из родоначальников национальной латышской школы живописи и предтечей демократического реалистического искусства Латвии начала XX века. Художественное наследие Алксниса насчитывает около 800 картин, эскизов, этюдов, набросков и книжных иллюстраций. Количество это огромно само по себе и вызывает уважение. Если к тому же учесть, что значительная доля времени была занята у Алксниса общественной деятельностью, то вклад его в латышскую культуру конца XIX века представляется еще более значительным. А между тем из 800 его произведений огромное большинство носит характер или учебных академических штудий, или подсобных, для домашнего употребления предназначенных, маленьких, часто просто крошечных, набросков. Законченных произведений маслом Алкснис создал очень мало, но его роль в контексте художественной культуры своего времени была довольно значительная.

Алкснис рано умер и, может быть, отчасти поэтому и остался в памяти младших современников и следующих поколений на весьма почетном и высоком месте предтечи, приуготовлявшего приход целой группы живописцев и графиков, с которых и началась история профессионального латышского изобразительного искусства. Пусть успехи этих молодых и более ярких художников были более значительны, они все же не должны заслонять скромной фигуры Алксниса. Он отошел от академической системы и расчищал пути новой, впервые себя начавшей осознавать национальной школе живописи. Нельзя утверждать, что до Алксниса из Латвии не выходили профессиональные художники - например, старшие по возрасту живописцы К. Гун и Ю. Феддер пользовались в русских художественных кругах и известностью и уважением. Но, покинув Латвию, эти художники осели в столице и в своем творчестве с родиной были практически не связаны, хотя Гун написал как-то несколько сентиментально-обличительных акварелей типа "Латышский батрак за обедом", а Феддер наезжал летом в Сигулду и на взморье. Алкснис едва ли не первый обратился к национальной тематике и вернулся по завершении обучения в петербургской Академии художеств в родные места. Впрочем, учиться рисованию он начал еще в Риге, где окончил училище Общества немецких ремесленников.

В Петербурге Алкснис входил в землячество латышских студентов, обучавшихся в Академии и училище Штиглица. Это землячество объединяло прогрессивно настроенных студентов и носило название "Рукис" ("Труженик"). Поколение Алксниса часто прямо называют поколением "Рукиса". Особенно примечательно в ту пору появление так называемой младолатышской просветительской идеологии. В любой стране наступает момент, когда наиболее чуткая к общественным потребностям группа образованной молодежи из художественных и деловых кругов выступает с преобразовательными идеями.

Алкснис был не просто членом "Рукиса". Он был одним из его основателей и главным идеологом. Человек широко-образованный, не чуждый всех животрепещущих общественных интересов, он был озабочен грандиозной программой духовного воспитания народа и расширения культурной базы общества. Его друг художник Я.Розентал писал: "Многое из того, что нашим художникам представлялось их собственным открытием, должно быть отнесено к влиянию и инициативе Алксниса". Идеолог, глашатай передовых идей и пользующийся влиянием в своем кругу руководитель, Алкснис вызывает ассоциации с И.Н.Крамским. Их судьбы, историческая роль и уровень дарования удивительно схожи. Оба художника оставили очень мало законченных тематических композиций, оба отдавали силы, время и энергию души общественному служению.

Еще при жизни Алксниса появились новые латышские художники. В 1896 в Риге в рамках Латвийской этнографической выставки была устроена выставка латышской живописи, в которой приняли участие Я. Розентал, Н. Вальтер, В. Пурвит. Розентал моложе Алксниса на два года и самый интересный художник поколения "Рукиса", делал в искусстве как бы то, чего не успел сам Алкснис.

Однако истоки национальной традиции шли от Алксниса. В его наследии большое место занимает историческая тема: эскизы и наброски чаще всего посвящены эпизодам героической борьбы латышских крестьян против немецких крестоносцев-завоевателей. В маленьких рисунках карандашом Алксниса видно свободное владение сложными законами батальной композиции - в изображении конных и пеших фигур в динамических ракурсах, в передаче драматических страстей кровавых схваток. И здесь, глядя на десятки набросков древних воинов к неосуществленным историческим картинам, невольно вспоминаешь Крамского - с его многочисленными рисунками римских воинов к ненаписанной монументальной картине.

В Петербурге Алкснис учился в мастерской батальной живописи у известного педагога-баталиста профессора Б.П.Виллевальде. Академические успехи молодого латыша были за годы учебы отмечены двумя малыми и двумя большими серебряными медалями. По совокупности этих наград в 1892 году, когда Алкснис решил выйти из Академии без участия в последнем испытании-конкурсе (как и Крамской), совет профессоров присудил ему звание художника третьей степени.

Помимо баталий Алксниса занимал крестьянский жанр, родоначальником которого в латышской живописи он и явился. Художник прекрасно знал свои типажи - крепких и сдержанных тружеников моря и земли. Он сам родился на хуторе в зажиточной крестьянской семье. Ароматы полей и тяжелую поступь деревенских жителей Алкснис пытался воплотить в графических эскизах и небольших этюдах маслом, живописующих извечный ритм крестьянской жизни, - в сериях "Пахарь", "Сеятель", "Уборка картофеля". В каждой серии художник, варьируя позы, масштаб и композицию (например, "Пахарь", "На пашне", "Отдых пахаря", "Пахарь и девочка" и др.), создавал собирательный образ крестьянина. Таким образом Алкснис работал в направлении создания картины-типа, наполняя свои скромные миниатюры эпической значительностью.

Несколько вариантов имеет композиция "В лес". На этюде. принадлежащем Тукумскому музею, изображен крестьянин с топором на плече, с трубкой в зубах и в "европейской" шапке с козырьком. За спиной его маленькая, занесенная снегом изба, вокруг пустынное снежное поле. Крайне лаконичная композиция с минимумом деталей и почти монохромная буровато-серая гамма передают настроение вневременного, почти символического характера происходящего. Те же самые топоры в руках древних латышских воинов Алксниса, обороняющихся от немцев; пожалуй, крестьянин с топором был любимым героем художника и представлялся ему хозяином жизни. Но сам Алкснис до этой жизни не дожил. Розен-тал писал: "Яркое и светлое впечатление оставил Алкснис как человек и как художник на все первое поколение наших художников".

Использованы материалы статьи С.Арсеньево1 в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.


Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Литература:

Адам Алкснис. Каталог выставки. Рига. 1964

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС