Алабовский, о. Михаил Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Алабовский, о. Михаил Петрович

1874-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алабовский, о. Михаил Петрович

Алабовский, о. Михаил Петрович, свмч., протоиерей (9.01.1874—8[21].12.1937), председатель Киевского отдела Союза Русского Народа (СРН), член Совета Монархических Съездов.

Родился в с. Саюкино Тамбовского у. в многодетной и бедной семье псаломщика (впоследствии дьякона) П. В. Алабовского. Учился в Тамбовском Духовном училище в 1883—87, затем в 1887—93 на казенном содержании под опекой Совета Попечительства о бедных воспитанниках в Тамбовской Духовной семинарии. В 1893—97 на средства Попечительства учился в Киевской Духовной академии. В 1893 было основано Киевское общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, переименованное затем в Киевское религиозно-просветительское общество (КРПО), вобравшее в свои ряды весь цвет киевского духовенства, членом общества стал и молодой воспитанник академии М. Алабовский (впоследствии он был избран членом Совета КРПО). Закончив академию кандидатом богословия (кандидатское сочинение «Благотворно преобразующее воздействие христианской религии на людей как факт, доказывающий Божественное ее происхождение»), 1 янв. 1898 был назначен на должность учителя одноклассной Александро-Николаевской школы при новоустроенной Макариевской Юрковецкой церкви, которая к тому времени еще не составляла отдельного прихода. 10 марта 1899 рукоположен во иерея и назначен настоятелем Макариевской Юрковецкой церкви, где прослужил до 1907. По его инициативе было учреждено Свято-Макариевское приходское братство, с целью содействия утверждению в приходе Православной христианской веры и истинно христианской жизни и заботы о бедных и нуждающихся в материальной помощи прихожанах. О. Михаил расширил церковно-приходскою школу, законоучителем и заведующим которой он был. Он организовал проведение народных чтений по русской истории на основании книги видного московского историка монархиста В. В. Назаревского «Русская история 862—1676. Общедоступные чтения». Местность, которая считалась и в моральном, и материальном плане отсталой, стала преображаться.

Во время смуты 1905—07 о. Михаил принял активное участие в монархическом движении. Был членом Русского Собрания (РС), куда его приняли по личному предложению председателя Совета РС кн. Д. П. Голицына. В 1906 он состоял в списках выборщиков в Городскую думу (по Лукьяновской части города) от Киевской Монархической партии. В смутное время Свято-Макариевское братство вынуждено было заниматься общественно-политической деятельностью. Так 31 мая 1907 на годичном собрании братства с речью «Православные Братства и революция» выступил проф. П. В. Никольский. По предложению о. Михаила на собрании была возглашена «Вечная память» убитому террористами в Твери гр. А. П. Игнатьеву, бывшему Киевскому генерал-губернатору, радетелю о местном храме, а также и другим жертвам революционного террора. В связи с попытками посягнуть на священную особу Государя Императора он провозгласил здравицу Царю и предложил принять всеподданнейшую телеграмму, в которой отмечалось, что «братство считает своим священным долгом стоять за Церковь Православную, Царя Самодержавного и Св. Русь неделимую». 12 февр. 1907 депутация братства во главе с о. Михаилом приветствовала еп. Чигиринского Платона (Рождественского), первого архиерея — депутата Государственной Думы и почетного члена Братства. Депутация обратилась к владыке с ходатайством об оказании содействия выполнению постановления братства по вопросам общегосударственного характера. Братство предлагало внести на рассмотрение Государственной Думы и Государственного Совета 2 вопроса: «1. Существующий способ обеспечения духовенства посредством даяний за требоисполнение в значительной мере препятствует нравственному единению пастыря с пасомыми. Братство находит необходимым назначение духовенству соответствующего содержания из казны. 2. Считая вообще, что православное начальное образование недостижимо иначе как при наиболее полном влиянии и руководстве Церкви — братство признает необходимым, чтобы все школы (начальные) в Империи находились в ближайшем ведении приходов». Эта инициатива исходила из принципиальной установки председателя братства, любимой идеей которого было изменение роли прихода: «У нас нет серьезного общественного мнения не только по церковным, но и по другим разнообразным вопросам государственной жизни. Почин в деле выяснения и формулировки церковно-общественного сознания должен быть взят церковно-приходскими учреждениями как ближе всего стоящими к делу. Мы переживаем время, исключительное по своей важности. Если мы, пастыри, не возьмемся за дело организации народной массы, объединив ее в приходах, то придут иные деятели, с иным знаменем, и увлекут ее в противоположную сторону. Если бы со всех концов России раздавался дружный голос православных приходов, какую внушительную картину представил бы этот подлинный голос народа и какой противовес нашли бы в нем обычные теперь злоупотребления голосом народа». Инициатива о. Михаила нашла отклик в среде киевского духовенства; в нояб. 1907 состоялось собрание пастырей Киева, которое поручило комиссии из прот. Г. Прозорова, священников И. Троицкого и Алабовского составить доклад «о необходимости в настоящее время оживления пастырской благотворительности и об организации благотворительности под покровом Святой Церкви». О. Михаил использовал любой повод для доказательства необходимости реформы, которая бы поставила в центр церковной жизни православный приход (эту идею отстаивали и многие другие монархисты). Так в связи с проходившим в марте 1910 Всероссийским съездом по общественному призрению и частной благотворительности он написал статью, посвященную «первоначальной единице организации общественного призрения» — приходу. Он доказывал, что именно «приход является самой желательной первоначальной единицей общественного призрения, прежде всего с точки зрения самой идеи христианской благотворительности». И практическое осуществление идеи христианской благотворительности возможно только в приходе, где «наиболее обеспечена возможность отличать настоящую бедноту от поддельной и таким образом успешно вести борьбу с таким укоренившимся злом, как профессиональное нищенство». Во главе дела «должен стоять приходской совет, приходское братство или попечительство, с непременным участием по делам благотворительности представителей земств, городов, администрации». Предвидя возможные возражения, что «при сосредоточии благотворительности в руках прихода, игнорируются интересы иноверных бедняков, а потому нужно взять единицу — не вероисповедательную, а государственную», о. Михаил резонно замечал, что «Церковь никогда не отличалась нетерпимостью к иным верам и всегда была чутка к истинной нужде, хотя бы иноплеменника». И чтобы успокоить сомневавшихся, предлагал «в интересах справедливости, в приходах со смешанным в вероисповедательном отношении населением нужно предоставить право участия в приходском совете и представителям инославных вероисповеданий». 1 сент. 1907 иерей Алабовский был определен законоучителем Фундуклеевской женской гимназии, а чуть позже настоятелем домовой церкви гимназии в честь св. Марии Магдалины. Наибольшую известность на общественном поприще он получил как член Киевского отдела СРН, где вскоре стал товарищем председателя отдела, а к 1915 сменил проф. П. В. Никольского на посту председателя отдела. Он пользовался большим авторитетом среди киевских монархистов. Об этом свидетельствует тот факт, что именно он выступал с речью от имени отдела СРН в 1909 на торжественном собрании членов киевских патриотических организаций, посвященном памяти почившего молитвенника Русской земли о. Иоанна Кронштадтского. Впоследствии его речь была опубликована отдельным изданием. Ко дню рождения Государя 6 мая 1911 за активную просветительскую деятельность священник Алабовский был возведен в сан протоиерея.

С началом первой мировой войны все помыслы и действия были подчинены обеспечению нужд воюющей армии. 17 июня 1915 в Киеве состоялась закладка Николаевского артиллерийского училища, место законоучителя в котором было предложено прот. Алабовскому. В окт. 1915 в условиях активизации противников Самодержавия он предпринимал усилия к объединению всех монархических организаций Киева и правых киевлян с целью подать голос в противовес выступлению левых. Прот. Алабовский был участником Совещания уполномоченных правых организаций, происходившего в Петрограде 21—23 нояб. 1915 (Петроградское совещание), на котором выступал в прениях по вопросу о беженцах. На Совещании он был избран членом руководящего органа патриотического движения Совета Монархических Съездов. Во время войны нуждам фронта была подчинена и деятельность монархистов. Так в 1916 Киевский Губернский отдел СРН принял участие в создании приюта сирот воинов. 5 сент. после торжественной закладки была отправлена телеграмма Государю, подписанная прот. Алабовским и членами Союза: «Члены Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа на торжестве закладки сооружаемого отделом здания детского приюта для 50 сирот воинов в память П. А. Столыпина в 5-ю годовщину со дня кончины этого великого государственного деятеля, горячо помолившись вместе с его супругой, почетной попечительницей приюта, и его семьей о здравии и долгоденствии Вашего Императорского Величества и всего Царствующего Дома и о скорейшем одолении супостата, приемлют смелость повергнуть к стопам Вашим, всемилостивый Государь, свои верноподданнические чувства сыновней любви и готовности положить все силы на славу возлюбленному Царю Батюшке и на благо дорогой родины». В ответ Государь на имя еп. Чигиринского Никодима (Кроткова) изволил начертать: «Сердечно благодарю Вас, Владыко, Ольгу Борисовну Столыпину, прот. Алабовского и членов Киевского Губернского Отдела Союза Русского Народа за молитвы и выраженные верноподданнические чувства по случаю закладки приюта в память незабвенного Петра Аркадьевича. Николай».

Новая смута превратила место служения о. Михаила воистину в «боевой пост». В т. ч. и благодаря ему удалось на некоторое время сохранить дисциплину в училище, за что он был отмечен благословением Св. Синода от 29 июня 1917. В период гонений прот. Алабовский еще некоторое время служил в Киеве, а затем перебрался в дачную местность Ирпень, бывшую в то время средоточием православной жизни, где окормлял живущих там христиан. В окт. 1937 его арестовали сотрудники НКВД. Поводом к аресту стало его публичное выступление против сбора подписей за закрытие храма в пос. Ирпень. Чекисты, видимо, припомнили ему его патриотическую деятельность, а потому следствие длилось недолго. В 1981 прот. Алабовский был канонизирован Русской Православной Церковью За Рубежом в сонме Новомучеников Российских. В своей книге «Православный русский деятель священник Константин Петрович Терлецкий» о. Михаил писал: «В настоящее время очень часто раздаются жалобы на принижение высших идеалов в общественном сознании и на оскудение лиц, воодушевленных идеей созидания в православно-русском направлении. Нельзя не признать справедливость таких жалоб, но в то же время несправедливо преувеличивать их, оставляя без внимания светлые положительные стороны жизни и воодушевленных деятелей, которых много еще на Святой Руси и которые скромно, без шума ведут великую созидательную работу. Русское общество должно знать православно-русских деятелей, особенно в настоящее время, когда оно соблазняется торжеством врагов России, шумно объявляющих о падении православно-русской жизни. Плодотворная работа этих деятелей должна опровергнуть клевету на православную Русь, возводимую на нее врагами ее, и дать высокий образец неустанной работы на пользу православно-русского государства». Писал он о своем учителе, но слова эти характеризуют наилучшим образом и мотивы его жизни.

Кальченко Т.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далеее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Россия в первые годы XX века  (хронологическая таблица).

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сочинения:

Некролог К. П. Терлецкому // Киевские епархиальные ведомости. 1905. № 18; Православный русский деятель. Настоятель Киево-Лукьяновской св.Феодора церкви священник Константин Петрович Терлецкий (+ 11 апр. 1905). Киев, 1906. (совместно с проф. П. В. Никольским); Ходатайство епархиального Братства // Киевские епархиальные ведомости. 1907. № 11; Кого в настоящее время необходимо привлечь к делу миссии? Доклад Четвертому Всероссийскому Миссионерскому Съезду в Киеве // Мирный труд. 1908. Кн. 11. Харьков, 1908; Никита Петрович Гиляров-Платонов (к 25-летнему юбилею существования возрожденной церковно-приходской школы) // Западнорусская школа. Киев. 1909; Некролог прот. И. И. Мельниковскому // Киевские епархиальные ведомости. 1909. № 3; Церковно-приходская школа и всеобщее обучение. Киев, 1909; Великий пастырь русского народа. (Блаженной памяти о. Иоанна Кронштадтского). Киев, 1909; Что губит нашу жизнь вернее холеры? Киев, 1910; Благотворительный съезд в С.-Петербурге и отклик на него их Киева. Киев, 1910; Юбилейный сборник Киевской Фундуклеевской гимназии (по случаю ее столетия). Киев, 1910; Участие офицеров в религиозно-нравственном воспитании солдата. Сообщение в Киевском дворянском собрании 15 марта 1910. Харьков, 1911; Значение Православной Церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев, 1912; «Не нам, не нам, а имени Твоему». (К 100-летию Отечественной войны) // Киевские епархиальные ведомости. 1912. № 39. Киев, 1913; Промысел Божий в истории России под скипетром Дома Романовых // Киевские епархиальные ведомости. 1913. № 9; Изъяснение избранных мест из Св. Евангелия с предварительными сведениями о Библии (для 7 и 8-х классов средних учебных заведений). Киев, 1914; Из истории Церкви. Киев, 1914.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС