Абу Бакр ас-Сиддик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Абу Бакр ас-Сиддик

572-634

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Абу Бакр ас-Сиддик

Мухаммад и Абу Бакр в пещере. Миниатюра. Турция. XVII в.

Абу Бакр ас-Сиддик («Правдивый»), Абдаллах (аль-Атик) ибн Осман (572/573-23.08.634) — первый из четырех «праведных» (рашидун) халифов (с 632). Принадлежал к роду тайм мекканского племени курайш. Считается одним из первых мужчин, принявших ислам (610). Ближайший друг и сподвижник Мухаммеда. Сопровождал исламского пророка во время хиджры (622) и был его соратником во всех военных походах. В битве при Бадре (624) сражался со своим сыном, Абд ар- Рахманом, оставшимся язычником. После переселения в Ясриб (Медину) А. Б. еще больше сблизился с Мухаммедом, выдав за него свою дочь Аишу. Именно ему Мухаммед поручил возглавить первое паломничество (хадж) мусульман из Медины в Мекку (631). Исполнял обязанности предстоятеля-имама на молитвах во время болезни Мухаммеда. После смерти Пророка (632) А. Б. отказывался стать его «заместителем» (ха-лифом), предложив вместо себя кандидатуры Омара ибн аль-Хаттаба и Абу Убайды. Те, в свою очередь, отдавали приоритет самому А. Б. Часть мединских сподвижников Пророка (ансары) из племени хазрадж выдвинули кандидатуру Сада ибн Убада. Тогда ансары из племени аус, опасаясь укрепления позиций хазраджитов, согласились присягнуть А. Б., что решило исход дела. 9 июня 632 А. Б. был избран халифом и принял присягу народа в мечети Медины. Главным достижением А. Б. явилось сохранение и укрепление централь-ной власти в условиях, когда многие племена Аравии отпали от ислама.

Вероотступничество рассматривалось халифом как сепаратистское действие, направленное на подрыв мусульманской государственности. По мере подавления сил антиислам-ской оппозиции произошло объеди-нение аравийских племен на основе вероучения Мухаммеда, вылившееся в формирование Арабского халифата. К заслугам А. Б. относят также идею собирания пророческих высказываний Мухаммеда в единую книгу — Коран. При А. Б. было положено начало арабским завоевательным походам против Византии и Сасанидского Ирана. За 2 года правления А. Б. проявил себя как благочестивый глава мусульманской общины (уммы) и государства, ведущий скромный образ жизни. После смерти первый халиф был похоронен в Медине рядом с могилой Мухаммеда.

А. А.- Г. Алиев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 45.


Литература:

Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. С. 16-17; Большаков О. Г. История Халифата. М.: Наука, 1989. Т. 1: Ислам в Аравии, 570-633; Аль-Гамиди, аль-Хусейнан. Праведные халифы. Н. Новгород: Растр-НН, 2004; Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 9-10; Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. С. 29; Уотт У. М. Мухаммад в Мекке. СПб.: ДИЛЯ, 2006; Уотт У. М. Мухаммад в Медине. СПб.: ДИЛЯ, 2007.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС